Актуальность творчества группы «Кипелов» в целом, и одной отдельно-взятой песни в частности или «как стихи и музыка переплетаются с реальностью»
Содержание
Введение
Песня
- Куплет первый
- Куплет второй
- Припев
- Куплет третий
Заключение
Введение
В преддверии предзащиты моей дипломной работы по гражданскому праву, мне бы хотелось прорепетировать. Последнюю курсовую работу я писал два года назад и уже подзабыл как-то делается. Сейчас я попробую написать небольшую по объему работу, и уже затем, размявшись, пойду писать диплом. Итак…
Цель данной работы - рассмотреть содержание одной песни Валерия Кипелова применительно к конкретной жизненной ситуации. Для анализа творчества данного певца и композитора, мною была выбрана песня «я здесь», и не случайно.
В такой ситуации, как мнимый герой этой песни может оказаться каждый из нас и каждый из нас рано или поздно вынужден задаться вопросом мол «я то здесь, а вот где этот другой человек??»
Конечно легче всего анализировать эту песню, ее содержание, ее мотив и ее подтекст, пройдя через все то, что там описано. Можно сказать, что уж с этой то задачей автор данной работы справился сполна и перетерпел не одну головную боль и не одну печаль и боль, отчего набрался опыта, но радости – никакой.
И так, после длительных душевных мучений и головных болей, можно успокоиться и приступать к анализу предлагаемой песни.
«Я здесь» – Валерий Кипелов.
Куплет первый:
«Так бесконечна морская гладь, как одиночество мое
Здесь от себя мне не убежать, и не забыться сладким сном
У этой жизни нет новых берегов ,
и ветер рвет остатки парусов»
«Так бесконечна морская гладь, как одиночество мое» - Уже первый куплет дает нам понять что эта песня не радостного человека, а человека, который скорбит о своем горе – о своем одиночестве. Я думаю каждый, кто когда-либо видел морскую гладь, поймет о чем тут речь. Небывалая по силе строчка… очень красивая и очень глубокая.
Затем следует продолжение – «Здесь от себя мне не убежать, и не забыться сладким сном». Сразу встает вопрос – где это «здесь» ??. Несмотря на риторичность вопроса, на мой взгляд ответ тут очень прост – здесь – это в себе, внутри себя. В своих мыслях, желаниях, мечтах. И действительно, каждый кто когда либо пробовал забыть что-то или кого-то, наталкивался на трудности, связанные с тем, что внешне это сделать легко, но там внутри себя, в глубине души, когда мы остаемся наедине с собой, мы все равно не способны забыть эту боль, уйти от нее, забыть ее. На это в какой-то мере указывает и вторая часть строчки – ведь сладкий сон действительно не выход. И тут две причины – первая, это то что и во сне, порой, мы видим это одиночество, оно нам сниться, нам сняться связанные с этим события и люди, а второе – это то что сон не вечен ( ну как правило ), и проснувшись – мы снова оказываемся в этом мире, где есть одиночество, боль и воспоминания.
«У этой жизни нет новых берегов и ветер рвет остатки парусов»
Снова очень сильная строчка, очень поэтичная и очень содержательная. Мне представляется что данная песня связана именно с тем, что герой становиться одиноким, а не просто так живет, и осознает свое одиночество… нет !! Он становиться одиноким. Его бросают, его выкидывают на свалку любви и он плывет дальше, но уже одиноко покачиваю мачтой, по этой глади, что бесконечна….
И так – у этой жизни нет новых берегов. У какой жизни ?? У той, что у него теперь, то есть после того как он стал одиноким и его чувства продолжают жить, но их объект исчез из поля зрения. Что такое берег для моряка – берег, это то, куда стремиться моряк, куда пристает корабль. Как мы понимаем, если нет берегов – нет смысла жить, то есть само существование теряет весь смысл для человека. А ветер рвет остатки парусов – это Что такое паруса для моряка ?? паруса это то, чем движется корабль, то что вызывает его к жизни. Под это определение, как мне представляется, попадает все, что напоминает моряку о его берегах, о его любви. Мелкие безделушки, подарки, фотографии, прочее. Все это сметается ветром, то есть нашим сознанием. Без этого будет легче жить. Легче страдать.
Это был первый куплет.
Теперь, за недлинным проигрышем идет второй куплет.
«Я прикоснулся к мечтам твоим и был не добрым этот миг»
Первая часть не вызывает сомнений – человек поделился с другим человеком своими мечтами, своими мыслями, планами. Но мне правда не очень понятна вторая часть – почему этот миг был не добрым ?? я правда не понимаю. Возможно мысль автора настолько высока, что непонятна еще не окрепшему уму бедного студента-дипломника.
«Песком сквозь пальцы мои скользил - тот мир что был открыт двоим»
Здесь, на мой взгляд, автор указывает на то, что уже в тот момент мир, любовь, радость и веселье начинало сыпаться и рушиться - т.е. сыпаться сквозь пальцы песком. Кто помнит как в детстве мы играли в песочнице и набирая горсть песка, рассыпали ее разжимая кулак, тот согласиться – красивое и грустное в данном контексте зрелище. Мир открыт двоим – тут все обстоит так – есть мир в котором живет каждый человек, его внутренний мирок, его среда обитания, а есть новый мир, которые открывается когда мы видим встречаем или просто находим нового человека, второго, своего человека. И вот этот мир, открывает свои двери для двоих, новый мир предлагает им войти туда, но только вдвоем. Но когда что-то идет не так, когда кто-то отказывается идти дальше, этот мир, эта радость веселье и прочие атрибуты жизни сыпятся к херам собачьим через пальцы, как песок.
«Мы шли навстречу, все ускоряя шаг. Прошли на сквозь друг-друга не узнав»
Здесь конечно же имеется ввиду что шли навстречу друг другу, а не на встречу с партнерами по бизнесу, это очевидно. Все ускоряя шаг – это естественное положение дел, когда каждая новая встреча, каждое новое свидание и каждый новый виток общения выходит на более высокий уровень. На более новый уровень. Конечно, не всегда это хорошо и не всегда приводит к благоприятным последствиям, но это неизбежно в принципе. И как итог – скорость высокая, шли-шли навстречу друг-другу, а познакомиться забыли, возможно эти двое забыли об остановках в пути следования, или кто-то один из них набрал слишком высокую скорость, и как итог – прошли не узнав друг друга. Не заметив, так сказать.
И припев -
«Я здесь, где стынет свет и покой.
Я снова здесь, я слышу имя твое.
Из вечности лет летит забытый голос,
Чтобы упасть с ночных небес холодным огнем».
Где это «здесь» мы уже разобрались выше. Это внутри человека, в нем самом. Почему там стынет свет и покой ?? если честно мне трудно сказать что я думаю по этому поводу. Возможно, дело в том, что свет и покой рано или поздно воскреснут для этого человека, но пока покой еще глубже чем боль, он спрятан под болью и под скорбью. Может и так, кто знает…
Я снова здесь – это указывает на то, что человек постоянно возвращается внутрь себя, в свой внутренний мир, и постоянно ищет в нем ответ на вопрос почему он одинок, чем он так провинился и чем он это заслужил.
Я слышу имя твое – наверное, одна из тех строчек, что можно оставить без комментария, но все же скажу пару слов. Это имя, с которым связано столь много приятных воспоминаний просто невозможно вычеркнуть из головы. Его невозможно просто взять и забыть. Даже самый наглый циник, к коим я себя ни в коей мере не отношу, не справиться с этим за один – два дня. И как результат – имя…мы слышим имя…..оно нам причиняет боль, но мы его слышим…
«Из вечности лет» – это возможно, именно то место, где хранятся все сведения о нас, о нашей жизни. Что-то наподобие такого громадного небесного архива. Таким образом автор еще раз дает понять, что все что было раньше, все что давало радость и веселье – все это в прошлом, и память об этом в скоре останется исключительно в вечности лет.
Забытый голос это как и имя…имя и голос...две мучительных вещи….
«Что бы упасть с небес холодным огнем» - у меня по литературе была четверка, но по-моему это называется метафора...холодный огонь, вседела…. Можно сделать вывод и подкрепить этот вывод собственными ощущениями, что горячий огонь – это ощущения непосредственно в момент когда ты осознаешь себя одиноким, а затем, когда уже ты сидишь один и в ночи размышляешь о том, что да как да почему, на тебя с небес падает холодный огонь…. Невозможно описать с физической точки зрения, но любовь на то она и любовь, что к физике имеет достаточно посредственное отношение, если вообще имеет.
Третий куплет.
«««Я думал время сотрет твой след и не ловил толпе твой взгляд.
В чужих объятьях искал ответ, и не искал пути назад.
Все забывая, жить начинал опять,
Но видел как пуста морская гладь.»»»
Что до времени, то это опять из раздела «без комментариев», но у нас все-таки глубокая исследовательская работа, поэтому нельзя не прокомментировать.
Время – лучший доктор и наихудший косметолог, это известно давно, но как удивительно, насколько столь заежженое выражение ни в коей мере не выглядит глупо и избито в данном контексте.
Герой песни не ловил в толпе взгляд. Можно даже сказать «взгляд из прошлого». Именно тут впервые в песне дается понять, каково отношение героя к происходящему с точки зрения поведения в будущем. Он не надеется возобновить любовь, он ищет выход иной чем новые-старые отношения. Он закрывается постепенно от всего прошлого, одним словом – он не ищет в толпе ее взгляд.
В продолжении этой темы идут следующие строчки – «в чужих объятьях искал ответ и не искал пути назад, все забывая, жить начинал опять» - Автор песни довольно скрытно описывает определенную модель поведения, но если вдуматься, то как мне представляется, можно раскрыть смысл – он имеет ввиду что за место любви, за место берегов в жизни и парусов, герой песни бросается в плотские отношения, пытается искусственной, возможно даже покупной любовью затмить то прошлое, что причиняет ему невыносимую боль. Он не искал пути назад, и это подтверждает мысль о том, что он не мыслит о возобновлении отношений, он хочет все это поскорее забыть и закрыть в себе, на свалки истории, глубоко-глубоко, под маской равнодушия и новой любовью, конечно же уже не такой сильной и страстной как та, что покинула его. И безусловно, что бы вновь вернуться к нормальной жизни, что бы ни допустить того, что бы неудачное стечение обстоятельств и человеческой судьбы разбило тебя о волны житейских будней – необходимо «жить начать опять», начать жить сначала. Пусть все уже не так, можно даже вспомнить одну строчку из другой песни Валерия Кипелова, где поется «все…все как вчера, но без тебя» - по сути с этой мыслью необходимо свыкнуться, и начать жить заново. Как будто ничего и не было. Дада, именно так, ведь порой, маска равнодушия и притворства помогает решить все наши внутренние проблемы. Это нечто вроде гипноза.
«но видел как пуста морская гладь» - вот она, квинтэссенция всей песни. В совокупности с предыдущими строчками можно сделать определенный вывод о ее значении.
Герой, понимая что прошлого не вернуть, что в новой жизни все будет по другому, герой, старающийся забыть обо всем прошлом, связанным с его берегами и ветром, что гнал его по жизни, он тем не менее понимает, что то, что было раньше – имело огромное значение. То, что несмотря на все старания и все попытки забыть обо всем, он до сих пор видит что морская гладь пуста – именно это дает понятие о всей глубине его чувств, о всей силе той боли, что причиняет ему его жизненное стечение обстоятельств.
Затем снова припев, красивая музыка , припев и конец песни.
Заключение
Из всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов.
Во-первых: Не перевелись на Руси еще поэты, способные отражать душевные переживания в столь красивой манере, как это сделано в данном случае. Это не может не радовать. Всегда приятно послушать да и просто почитать такие стихи.
Во-вторых: намного проще справляться с болью и обидой, когда понимаешь что кто-то еще, пусть и сказочный герой, столкнулся с такой же проблемой, и каждый раз, подпевая Кипелову, мы избавляемся от маленькой толики того негатива, что спускается на нас «холодным огнем», мы немного согреваем себя и успокаиваем.
В-третьих: хм…а «Я здесь» классная песня………..
Использованная литература: