Христос умирает - побежденный, униженный, проклятый. Ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе»
(Гал. 3,13; Втор. 21,23). На этот раз зло взяло верх. Нет, в последний момент Христос посрамляет его. Знамением победы являются эти простые слова: «Отче, прости им». Ибо, сказав это, Он ниспровергает зло. Зло было в зените своего могущества, но Христос заставил его пасть. Оно разбилось у подножия Его Креста. Миру явлена абсолютно новая победа. И знамение, которое Господь несет в Себе. Это Его Добро - не от земли, и оно переменит ее. Рождается новый мир. Тот, который Христос имеет в Себе. Это прощение Христа на Кресте - вершина Его дел, Его победа, которой Он освобождает от преступления тех, кто предает Его смерти, и открывает перед ними иное непостижимое будущее.
Кровью Своею Христос ставит на Кресте подпись Сына Божия. Но слава Его сокрыта. Люди, стоящие у Креста просят о другом: «Пусть спасет Себя Сам». Они хотят, чтобы Он сошел с Креста, чтобы показать Свое спасение. Но несравненно лучшим является то спасение, когда Он прощает убивающих Его. Ибо сошествие с Креста было бы торжеством себялюбия. А прощение с высоты Креста - победа чистой любви. Сошествие с Креста было бы величайшим самоутверждением, человеческой победой, спасением по нашей, маленькой мерке. А прощение - Божия победа, самоотвержение и оживотворение всех, спасение по Божией мере. Не говоря уже о том, что отказ от Креста означал бы, что Господь уже не на стороне людей с их немощами.
Протоиерей Александр Шаргунов