• Авторизация


Зодиак в талмуде и мидраше 08-09-2014 14:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения rinarozen Оригинальное сообщение

Зодиак в талмуде и мидраше

[305x165] Зодиак в талмуде

и мидраше

 

 

 

Как сказано в Мидраше Танхума (Гаазину, 1), созвездия отражают различные ситуации в жизни индивидуумов — подъемы и падения. При рождении все чисто и безоблачно. Но когда мы взрослеем, на нашу долю выпадают испытания. Вопрос всегда один: какой выбрать путь? Колесо созвездий представляет разные возможности — и в поражениях, и в успехах. И даже если мы допустим ошибку, у нас неизменно останутся шансы на ее исправление.

Вот что говорит мидраш:

Человека сравнивают с двенадцатью знаками зодиака. В начале, когда он рождается, он мягок, как Тале (Овен).


Затем достигает успехов, как Шор (Телец), а вырастая, обретает целостность, как Теомим (Близнецы).
 

Но тогда в его жизни проявляется злое начало. Сначала оно не имеет большой силы, как Сартан (Рак), потом развивается и становится могучим, как Арье (Лев).


 

Если человек грешит, становится, как Бетула (Дева).
 

Если не перестает грешить, его поступки взвешивают на Мознаим (весах).


Если продолжает бунтовать, его сбрасывают в чистилище, как Акрава (Скорпиона), который прячется в земле, под колючим кустом.


А если он раскается, вылетит из Чистилища, как стрела из Кешет (лук, Стрелец).


И тогда станет мягким и чистым как Гди (козленок, Козерог), таким же, как в день своего рождения.


Чистую воду прольют на него из Дли (ведра, Водолея), и он будет расти, как Дагим (Рыбы), которые радуются воде.
 

Погрузится он в реки афарсемона (благоухания), в молоко, оливковое масло и мед, вечно ест плоды с Древа Жизни и растет около праведников. Он сидит за столом праведника и живет вечно.

[260x194]Талмуд также ведет речь о влиянии созвездий на жизнь человека (Шабат, 156а). Он не только описывает это влияние, но и ставит вопрос об иммунитете еврейского народа против него, говорит о высшей силе, стоящей над созвездием.

Один из мудрецов Талмуда, рабби Ханина, говорит, что "на еврейский народ влияют небесные тела". Но большинство мудрецов оспаривают его точку зрения.

Раши подчеркивает, что еврей может изменить свою судьбу, благодаря молитве и добрым делам, особенно благотворительности.

Рамбан добавляет (Шемот, 6:2): не могут планеты влиять на еврея, потому что тогда "его добрые дела (исполнение заповедей) ничего не прибавляли бы и не убавляли".

То есть вопрос, испытывает ли еврей влияние небесных тел, непосредственно связан с другим вопросом: может ли еврей преодолеть свой мазаль (изменить свою судьбу, влияние своего созвездия, под которым он родился)?

Талмуд утверждает (Шабат, там же), что специфические особенности дня и часа, когда человек родился, определяют его личный потенциал. Как было записано в записной книжке рабби Йегошуа бен Леви:

Тот, кто родился в первый день недели, будет совершенен в одном качестве... Он будет лидером: как день, в который он родился... То есть в этот день рождаются самые праведные и самые грешные люди.


Тот, кто родился во второй день недели, будет сердитым. Как в этот день разделили верхние и нижние воды, так он отделит себя от других людей.


Рожденный в третий день будет богатым и станет вступать в запрещенные связи, потому что в этот день была создана трава, которая быстро растет. Она вырастает из земли, тесно переплетается с другими, и они растут вместе.


Кто родится в четвертый день, будет мудрым, с хорошей памятью, потому что в этот день были созданы светила, как написано: "Тора — это свет" (Мишлей, 6:23).
 

Рожденный в пятый день будет делать добро своим ближним, потому что в этот день были созданы рыбы и птицы, которые не трудятся для своего пропитания, а живут милостью Бога.
 

Тот, кто родится в шестой день,будет стремиться исполнить больше заповедей (мицвот), потому что канун субботы предполагает подготовку к субботе.


Тот, кто родится в субботу, в субботу умрет, потому что ради него была нарушена суббота. Но его назовут "святым", потому что велика святость субботы, о которой сказано "и Он освятил ее" (Шемот, 20:11).

Рабби Ханина велел своим ученикам, которые прочли это, выйти из комнаты, и сказал рабби Йегошуа бен Леви: "Причины этого не созвездия дня, а созвездия часа".

Раши поясняет:

Семь планет служат указанием часа рождения: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс (ивр. Хама, Нога, Кохав, Левана, Шабтай, Цедек, Маадим).

Талмуд продолжает:

Кто родился под Солнцем (Хама), будет сиять, как солнце. Он будет есть и пить только свою еду, как солнце, которое не превышает своих границ, не пытается править ночью. Его секреты будут ясны, как солнечный свет, и если попытается украсть, не преуспеет.

Кто родился под Венерой (Нога), обретет богатство и станет вступать в запретные связи, потому что эта планета дает рожденье огню (а страсть идет от огня).

Человек, рожденный под Меркурием (Ко-хав), обладает мудростью и ясным сознанием, ибо Меркурий всегда рядом с Солнцем, как писец неизменно со своим пергаментом. Он будет диктовать его направление и времена года.

Рожденный под Луной (Левана) будет страдать от болезни, как луна, которая уменьшается. Как Луна, которая прибывает и убывает, будет строить, а потом разрушать, и вновь строить и разрушать. Станет есть он и пить то, что ему не принадлежит, как свет Луны — не ее. А секреты его будут скрыты, и если украдет, преуспеет.

Рожденный под Сатурном (Шабтай) обнаружит, что из его планов и замыслов ничего не вышло. По другому мнению, отменяется все, что другие замышляли против него. (Слово Шабтай происходит от того же корня, что и швита, что значит "прекращение", "аннулирование".)

Рожденный под Юпитером (Цедек) будет праведным. Согласно рабби Нахману, он будет праведным (цадкан) в исполнении заповеди благотворительности (цдака).

А тот, кто родится под Марсом (Маадим), будет проливать кровь (дамим). Рав Аши добавляет, что такой человек будет делать кровопускания, или станет мясником, или моэлем (обрезая детей).

Рассмотрев дни и часы, Талмуд подводит итог:

[259x194]Рабби Ханина говорит, что мазаль наделяет мудростью и богатством и что на Израиль влияют планеты. А рав Йоханан считает, что Израиль не подвержен влиянию небесных тел, и вот почему.

Пророком Йермиягу (10:2) сказано:

Говорит Бог: "Не учись путям народов, не поддавайся заблуждениям знаков небесных; ибо народы введены ими в заблуждение". То есть народы заблуждаются, но не Израиль. Созвездия не контролируют Израиль, и Израиль не должен делать по ним предсказания (Сукка, 29а).

Рав Йегуда говорит от имени Рава:

Откуда мы знаем, что Израиль не подвержен влиянию небесных тел? Из Торы, где написано: "И Он вывел его наружу, и сказал: Посмотри на небо и сосчитай звезды, разве можно их сосчитать... Таким (многочисленным) будет твое потомство" (Брейшит, 15:5).

Авраам молил Святого, благословен Он: "Владыка вселенной, мой слуга Элиэзер станет моим наследником". (Потому что Авраам еще был бездетным.) А Он ответил: "Нет! Тебе будет наследовать твой прямой потомок". А он сказал: "Владыка вселенной, я посмотрел на свое созвездие и увидел, что не удостоился родить сына". И ответил ему Владыка мира: "Перестань смотреть на звезды, ибо Израиль не подвержен влиянию звезд. Какой у тебя расчет? То, что Цедек (Юпитер) стоит на западе? Так Я передвину его на восток! Как написано: "Тот, кто поднял Цедек с востока, переставит его ради него (Авраама)" (Йешаягу, 41:2).

Гаон из Вильно цитирует этот эпизод, чтобы объяснить историческое своеобразие еврейского народа:

Звезды и созвездия находятся с нами в конфронтации, потому что в согласии со звездами Авраам не мог иметь детей — пока Он не поставил его над этим предопределением и не сказал Аврааму: "Перестань смотреть на звезды".

Наша жизнь отделена от зодиакальных созвездий. Мы отдалились от системы, власть которой противоречит продолжению нашего существования.

Меири отмечает, что у каждого человека есть свобода выбора и он сам решает, как себя вести. Даже если бы созвездия определяли чью-либо судьбу, закон свободы выбора имеет преимущество перед таким предопределением.

Выражение эйн мазаль леисраэль ("на Израиль не влияют звезды") означает, что человек может свободно выбирать свой путь. Последствия зависят от его выбора.

Это обсуждение в Талмуде легло в основу галахического (законодательного) решения:

"Человек не должен обращаться к гадателям, вопрошать звезды или бросать жребии...".

Это постановление мы находим и в других разделах Талмуда. Во всех этих источниках указано, что подобная практика запрещена.

Человек не может понять смысл времени, посмотрев на часы.

Свою судьбу и уникальное предназначение еврейский народ обрел, когда Бог открылся нам на горе Синай и дал Тору. Поколениями Он передавал эту Истину через пророков. Астрологи же, противостоящие пророкам, постигают механизм Божественного управления миром в его слабых отражениях.

Рав Йегуда, сын знаменитого рабейну Ашера (Рош), упоминает в письме (Зихрон Йегуда, 91), что беды обрушились на еврейский народ в Испании и привели к его изгнанию в 1492 году в том числе и потому, что евреи стали обращаться к астрологам и гадателям.

В Дварим (18:9-11) пророки противопоставлены предсказателям: одни говорят правду, а другие — лгут.

Пророчество — антитеза предсказанию будущего.

Чтобы стать избранником Бога, пророк должен обрести мудрость, глубоко познать Тору, стать мужественным и нравственно сильным, добиться экономического успеха и совершенства характера.

Сразу после завета пророчества Тора говорит об осуждении гадания и предсказаний. Этим подчеркивается, что миссия пророка, его послание исходят только от Творца, и не связаны ни с какими случайными факторами.


(Из книги Гада Эрлангера 'Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции' (изд. 'Гешарим')

 

http://scisne.net/t275

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зодиак в талмуде и мидраше | Аллина - Дневник Аллина | Лента друзей Аллина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»