• Авторизация


Гимн субкультурам 04-12-2005 06:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[383x495]

47. У Анаами Бабы спросили, на сколько планов делится Существование? "Существование не делится,-- объяснил Баба,-- его делят такие дураки, как ты".

Анаами Баба «с cайта Surata, одного из Разведчиков Леса»

 Вступление

Вчера ночью я прочитал статью
«Гнев о субкультурах» в дневнике Nagato. (Интересная, по-моему, статья. Всем рекомендую.)

Из статьи Nagato: «Хочу поведать вам свои мысли на эту тему на примере истории одной барышни.»

Stalker: Попытка классифицировать самые массовые на сегодня молодежные образования показалась мне очень интересной. Я, признаться, сам частенько над этим задумывался. Даже не то, чтобы задумывался, просто подобные мысли то и дело закрадывались мне в голову, скажем так. В процессе прочтения статьи все эти невостребованные мысли активизировались в моем неуемном мозгу (ну или где там находятся мысли?), причем с такой силой, что я решил поведать их вам, на примере… на собственном примере решил поведать, потому как лучшего примера для подобной иллюстрации найти мне не удалось.

Из статьи Nagato: «Сразу оговорюсь, что я себя ни к одной субкультуре не причисляю, а на глупые вопросы типа «Ты кто, гот, рокер?» отвечаю, что я – мальчик, =блаблабла=. Ну может иногда скажу, что я – киберпанк.»

Stalker: Также как и Nagato ни к одной известной мне субкультуре причислить я себя не могу. К счастью (?) подобных вопросов типа: «Ты кто, гот, рокер?» мне давно уже никто не задает, (может быть потому, что я давно научился на них не отвечать; а может быть потому, что люди, с которыми я общаюсь либо подобными вопросами не задаются в принципе, либо же понимают, что ответить на такой вопрос не то чтобы даже совсем невозможно, но задавать его бессмысленно потому, что для человека однажды на этот вопрос себе ответившего, больше уже не существует никаких вопросов, и уж тем более, не существует надобности на какие либо вопросы отвечать).

Часть 1
Внутри парадокса

Но все-таки. Вот если бы я сам себя спросил: «Кто ты СТАЛКЕР?! К какой социальной группе, к какому кругу людей ты себя причисляешь?» Что тогда? Признаюсь, мне трудно было бы ответить что-то определенное.   

В основе такого явления как деление людей внутри культуры на какие-либо подкультуры (приставка «суб», согласно любому словарю от лат. sub обозначает ничто иное, как часть сложных слов, указывающую на нахождение внизу, под чем-либо, подчиненность, второстепенность; что-то вроде нашего «под»--) и причисление себя к одному из подразделов, по-моему, имеет в своей основе изначально заложенное кем-то (?) в человеческую природу противоречие: «быть таким как все», и в то же самое время, «быть отличным от всех». Эти два, казалось бы, взаимоисключающих друг друга желания присутствуют в каждом (абсолютно в каждом без исключения) человеке, и отличаются только лишь коэффициентами, обусловленными воспитанием и менталитетом. Отсюда такие противоречивые, на первый взгляд, действия: с одной стороны выделятся на основании каких-либо качественных характеристик
из какой либо большой группы, с другой стороны: напротив объединяться в группы на основании все тех же качественных характеристик. Желание: «быть как все» обусловлено во-первых: желанием почувствовать себя чем-то большим чем ты на самом деле являешься, частью какого-то большого целого, во вторых: оно как бы подразумевает некоторую защиту тебя этим самым целым, частью которого ты собираешься стать. Стремление найти единомышленников, свое место в обществе – все это суть проявления этого желания, но за это ощущение единства и за эту «защиту», которую дает нам та или иная группировка или культура (в зависимости от чего мы хотим защищаться), мы вынуждены расплачиваться частью своей свободы. А свобода, не смотря, на всю ее эфемерность – это все что у нас есть. Возможно, это как раз тот кусок яблока, который когда-то застрял в горле у Адама. И именно из-за него мы и есть – люди. Существа, обреченные на вечный поиск. И это стремление заставляет нас выделяться из общей массы, доказывать себе самим и окружающим свою исключительность, свое превосходство над окружающими. Человек очень ограниченное по своей природе существо, но вместе с тем существо, обладающее стремлением побороть в себе эту ограниченность. Животное, например, – это нечто цельное. Животное или насекомое не может хотеть быть чем-то большим, чем оно уже является Человек же – это что-то, что должно развиваться. Переходной этап. Ступень (Как говорил Заратустра). Неудовлетворенность человека является основным его качеством (НАШИМ качеством).
«..Покажите же мне человека довольного жизнью, и я скажу вам, что этот человек мертв!»

Таким образом, мы живем как бы внутри парадокса. Как будто кто-то создал человека внутри системы с ограниченным количеством ответов, и все из предложенных ответов неправильные, как сам человек создал загадку про цирюльника, который бреет всех, кто не бреется сам. Мы постоянно вынуждены объединяться в группы, в поисках единомышленников, понимания и защиты, потом выделяться из групп в поисках своего Я, снова объединяться и так до бесконечности.

Вывод №1: «безумно метаться из одного лагеря к другому», = как и наблюдать за этим метанием, = как и ненавидеть это метание, явления для человека абсолютно нормальные

Часть2
Ограничения и Свобода

Если уж человек обречен объединяться с себе подобными, то по каким же признакам, принципам он будет искать себе тех с кем объединяться? Да по тем, которые его больше всего интересуют. Т.о. мы вплотную подошли к попытке классифицировать субкультуры. Субкультура – слово интересное (лично мне очень нравится как звучит) и еще это очень модное слово, поэтому попытки классифицировать субкультуры по тем или иным признакам сегодня, наверное, не предпринимал разве что только ленивый, по той же причине я этого делать не стану. Скажу только, что классификация, приведенная в статье Nagato «Гнев о субкультурах», кажется мне достаточно (трудно подобрать подходящее слово) гармоничной (что ли?), ну или правильной. Набрав в яндексе слово «субкультура» я получил «не менее 1 758 сайтов по этой теме». На первом же выбранном наугад тематическом сайте увидел следующий пример классификации:

«субкультура: футбольные фанаты, skinheads, диггеры, байкеры, толкиенисты, экологисты, рейверы, хип-хоп культура»

и этот пример, не смотря на то, что классификаций может быть бесчисленное множество, удачным никак не назовешь. В отличие от выше-предложенного, ряд Nagato выглядит очень даже логично:

(хиппи, панк, гот, киберпанк, подонки).

Потому, что (имхо) хиппи и панк – это прежде всего все-таки действительно культурные явления, а не музыкальные. Это, на мой взгляд, даже не субкультуры, а целые пласты культуры, на которых выросло не одно поколение. А вот рейв и хип-хоп, на сегодняшний день, все-таки больше явления музыкальные, чем социальные и видеть «рейверов» после «экологистов» как-то уж совсем странно. Единственное что в ряд, предложенный читателю Nagato, лично мне так и хочется добавить «фашизм» потому, что явление это «фашизм», на сегодняшний день, больше культурно-социальное, чем политическое. (Но это всего лишь мое мнение).

Итак, вместо очередной попытки классификации, я хочу выделить те основные признаки, по которым люди пытаются выделять субкультуры из такого общего понятия как культура. Вчера ночью по средствам icq я делился с Nagato своими соображениями о том, что статью о субкультуре логичнее всего было бы начать с определения самого термина «культура». Но сегодня, после того как я открыл энциклопедический словарь и ознакомившись с термином (чуть ли не на четверть страницы), пришел к выводу, что приведи я его – мне потом нужно написать три таких статьи, объясняя почему я с термином приведенном в словаре не согласен, я понял, что путь этот, может и
правильный, но очень уж сложный, и нам в данном случае не подходит.
В контексте данной статьи, в самом своем общем смысле, слово культура, как я его понимаю – это некая совокупность всех сфер общественного (социального) устройства, отражающая, прежде всего, сферу культурной жизни людей, которая в свою очередь оказывает влияние и на материальные стороны жизни.
Люди, прежде всего, организовываются в группы по тем признакам, которые им на данный момент кажутся наиболее важными. Молодежь по музыкальным пристрастиям, потому, что музыка – это очень важно в определенном возрасте. В возрасте от 13 до 17 лет, меломанами являются все без исключения. Именно по этому явления музыкальные так стремятся стать субкультурами. Но чтобы из разряда музыкальных попасть в разряд культурных явлений в музыке, помимо музыки должно быть еще много чего: общий внешний вид, идеологическая направленность, одежда, интересы, манера общения, да мало ли что это может быть. НО чем больше этих «мало ли что» (составляющих), тем больше это явление может претендовать на место культуры внутри культуры.
Армия «Иванушек», например, может насчитывать миллионы поклонников и поклонниц, но это никогда не станет называться субкультурой. Потому, что кроме музыки там ничего нет. Можно, конечно, сказать, что и музыки там тоже нет, но я, во-первых, не хочу никого обидеть; во-вторых: это и не важно. Т.е. я хочу сказать: даже если бы она (музыка) и была, суть бы от этого не изменилась.
Не называем же мы субкультурой пенсионеров забивающих во дворе козла, только потому, что они объединились вокруг игры в домино, даже если помимо этого у них есть еще и другие общие (закусывать самогон, мочеными огурцами, например) интересы.
Но панк все равно был бы субкультурой, даже если бы «Sex Pistols» слушало всего 100 человек. Потому, что это не музыка. Это средство самовыражения. Это способ смотреть на мир. Это идеология. Половина песен «Sex Pistols» - это не стихи, а зарифмованные манифесты. Это культура декаданса. « В свинарнике лучше оставаться свиньей». Панк-культура – это ярчайший, на мой взгляд, пример субкультуры. Сама идея не очень-то изменилась со времен Тургенева, только тогда это называли нигилизм, а новомодная контркультура ни что иное, как очередная мутация того же понятия. Но настоящий расцвет идея получила в 70-х. Почему? Потому, что тогда явление это стало всеобъемлющим, т.е. по-настоящему культурным. Оно отразилось буквально во всех сферах общественной жизни: в музыке, в кино, в одежде, в идеологии, в литературе, ВО ВСЕМ!!! Это была даже не субкультура. Это была культура.

Почему так случилось, что рассвет панка пришелся на 70-е – я не знаю. Могу только предполагать. Я думаю потому, что это было относительно благополучное (в районе ближайших 70 лет) общество, даже в СССР начиналась «оттепель»; потому, что давно не было большой войны; потому, что родителями панков 70-х были хиппи, потому, что, в конце концов, у этих «детей цветов» просто не могли вырасти другие дети! Так, что, по-моему, все вполне закономерно.

Т.о. субкультура – это, что-то, что может претендовать на более-менее полное отражение жизни какой-то группы людей. Численность этой группы даже не столь важна. Важно, что бы вместе с каким-то основным интересом, были еще и другие интересы, и чем этих интересов больше, тем лучше. Для молодежи основной интерес, как правило, музыка, но хорошо, если еще эта музыка предполагает возможность ругаться матом, потому, что дома мама за это бьет по губам; для более старшего поколения, основной интерес, как правило, политика, но хорошо, если эта политика еще предполагает нелюбовь к евреям, потому, что начальник еврей, а ругаться матом милиционеру Петрову, совсем и не обязательно, потому, что мама живет отдельно, а на работе он и так только матом и разговаривает (потому как по-другому не понимают). Естественное желание человека к объединению с себе подобными присутствует в человеке, даже если идеи вокруг которой можно было бы объединиться нет. И тогда, некоторые люди, готовы объединяться вокруг чего угодно. (Хоть вокруг удав.кома. )) Точно, как и всегда найдутся люди, которые «всегда будут против» всего чего угодно. И это хорошо. Это выбор. Это свобода.

Вывод №2: Я не могу причислить себя ни к одной субкультуре, потому, что не знаю такого сообщества людей, на которое мне хотелось бы быть похожим. Я уже давно не пытаюсь определиться, а кто-то пытается, но, далеко не всем из тех кто пытается это действительно нужно.

Не могу же я называть себя готом только потому, что люблю черный цвет в одежде или люблю пить пиво на кладбище. Да, я люблю пить пиво на кладбище. Ну и что? Из дневника Nagato: «А нахрена нормальному человеку пить пиво не на кухне, а на кладбище?» Stalker: Я не знаю. И разве я здесь говорил о нормальности?

Не могу же я называться рэпером только, потому, что мне нравятся рэповые вставки у лимбискита. Или потому, что мне нравятся тексты Дельфина. (хотя какой он, нахуй, рэпер). Хиппи: потому, что читал Кастанеду. Панком: потому, что «Sex Pistols» одна из любимых групп. Скинхедом: потому, что несколько раз в своей жизни побрился наголо. Список, как вы понимаете, можно продолжать до бесконечности.


Вместо заключения

Не могу же я..

Да, я не могу. А кто-то вот может. И это хорошо!

И это СВОБОДА!

Какая-то маленькая ее часть.

Вы, возможно, скажите: совсем маленькая. Пусть так, но все же…


© - Stalker
От автора. Вместо послесловия.
Жду комментариев.
Комментарии можно оставлять здесь _________________________________________________

*в оформлении статьи использовался плакат пользователя Parazit, (надеюсь он не будет возражать).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Katjaka 04-12-2005-17:06 удалить
Много всего понаписано в том месте, куда рекомендуется ставить комментарии, поэтому лучше здесь выскажу свое мнение. Определение субкультуры, как, впрочем, и определение «культура» условно и многозначно. Поэтому буду говорить по этому поводу именно в том контексте, в котором написан заглавный пост. Для того, что бы объединить группу людей субкультурой, совсем необязательно что бы они одинаково одевались, одинаково разговаривали и слушали одну музыку. Объединяющих моментов может быть совсем немного, и они могут быть несвязанны с поведенческими характеристиками. Каждый человек в таком случае может относиться к нескольким субкультурам. В моем понимании субкультура – это дробная часть культуры, которой присущи определенные признаки. Почему субкультуры панков и хиппи более всего известны и повторяемы? Потому что эти две субкультуры возникли как противостояние обществу. Мы это мы, а вы это вы. На самом деле. Как прозвучало в одном из комментариев эти субкультуры можно назвать и контркультурами. Их лозунг: «Ваше общество нас не устраивает – мы создаем свое!». Тысячи людей слушают музыку, подобную Иванушкам. И эта музыка относится к определенной субкультуре, она объединяет эти тысячи людей. Пусть она недолговечна во времени, но все-таки это субкультура. Субкультуры: 1) бизнес-женщины – они отдают всю себя работе, семья отодвинута на задние планы, часто не видят смысла вообще в создании этой семьи. И у этой группы людей есть общие признаки, которые позволяют нам их выделить в отдельную группу 2) женщины-матери – они не понимают, как можно жить без детей. Смысл их существования воспитывать, одевать, кормить детей, ухаживать за мужем, ждать его с работы. И они не понимают, как можно жить по-другому. 3) Профессия. На основе этого признака мы тоже можем выделить субкультуры. Но, правда, в такие группы можно выделять лишь тех людей, которые долгое время занимаются одним видом деятельности. Людям, одинаковой профессии, приходится читать одну профессиональную литературы, делать одно и тоже на протяжении долгих лет. У них одинаковая терминология, которую понимают только они. И прочее и прочее. 4) Алкоголики. Чем не субкультура? В не зависимости от того, чем они занимались до своей болезни, у них практически одинаковая манера поведения, тематика разговоров. Перечислять можно до бесконечности. Я не согласна с тем, что для того, что бы выделить группу людей в отдельную субкультуру, необходимо, что бы он одинаково говорили, одевались и имели одни убеждения. Все равно они будут думать отлично друг от друга. Нельзя подходить очень строго в определении этой самой субкультуры. Ведь и внутри выделенной группы будут выделяться подгруппы. И так далее. А в итоге какие-то подгруппы будут иметь больше общего с некоторыми подгруппами других субкультур, чем с большинством подгрупп своей субкультуры. Все это условно. Сама запуталась, что понаписала.
Katjaka 04-12-2005-17:15 удалить
Не согласна и с определением характера Сталкера. И сравнение его с Сашей Белым совершенно не уместно. Он простой человек, который хочет жить, нормально зарабатывать, и не хочет задумываться совершенно о последствиях своих поступков. А последствия эти могут быть просто ужасны. Он отторгает себя от мира, в котором живет, практически его ненавидит. Он одиночка. Я это я, а вы это вы. LI 5.09.15
06-12-2005-04:14 удалить
Katjaka, Спасибо за интересный комментарий. Про Сталкера я из статьи вырезал. Как-то уводит от темы. Вы првильно все пишите про Сталкера, не понял только почему не согласны. Тема сталкера заслуживает отдельной статьи. Это человек, который сочетает в себе черты "человека вне общества" (типичный пример лиминальной личности) и человека противопоставляющего себя обществу. Он может быть полководцем или юродивым или просто хулиганом. Все это разные проявления одной и той же силы. Почему неуместно сравнивать с Беловым? Разве Белов не простой человек, который хочет жить, нормально зарабатывать, и не хочет задумываться совершенно о последствиях своих поступков, которые могут быть просто ужасны? Принципиальная разница, разумеется, есть. Белов, например, не является лиминальной личностью. Сталкер (И у Стругацких, в романе и в первых сценариях, и у Тарковского) это человек, выпавший из общества. Я может не очень четко сейчас сформулирую, но, по-моему, приблизительно так: сталкер это тот, кто ощущает себя вне общественных законов, вне общественной морали, Белов же просто эти законы (и эту мораль) нарушает. Тип человека, ярко выраженный в образе Белова, в какой-то степени, тоже противопоставляет себя обществу, и здесь, мне кажется можно сравнивать. Разница в целях этого противопоставления. Цель Беловых – занять лидирующее положение в обществе. Цель всякого сталкера, как бы пафосно это не звучало – изменить общество. Невозможность достижения этой цели и тот факт, что цель эта продиктована сталкеру не логикой, а самой его природой еще больше отделяет сталкера от остальных людей. Сталкер – это тот, кто всегда один.
06-12-2005-04:17 удалить
Katjaka, Конечно, не согласен с тем, что сталкер не задумывается о своих поступках. Фактически он только этим и занимается. Для всякого сталкера мотивация поступков куда важнее самих поступков. В романе Стругацких трагедия Редерика Шухарта в том и состоит, что пытаясь не думать о своих поступках он идет против своей природы. Длинный поучился комментарий. Действительно впору писать новую статью. Вам за ваши обстоятельные комментарии отдельное спасибо. Так как статью про субкультуры я разместил сразу в нескольких сообществах, следить за комментариями утомительно. Поэтому я закрываю здесь возможность комментирования. Если вдруг решите ответить на это мое сообщение – пишите мне в дневник.
06-12-2005-04:23 удалить
Katjaka, "Много всего понаписано в том месте, куда рекомендуется ставить комментарии, поэтому лучше здесь выскажу свое мнение." ______________________________________ Все равно там бы я прочитал быстрее. ТЕм более, что там много всего не по теме. Обсуждение статьи переросло в какую-то политическую дисскусию, что лишний раз доказывает утверждение сделаное в статье о том, что человек в первую очередь говорит о том, что ему интересно. Если бы статью обсуждали люди до 17 лет,оно переместилось бы к выяснению музыкальных пристрастий. Еще раз спасибо.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гимн субкультурам | Seventh_planet - - Загадки седьмой планеты - Riddles of seventh planet | Лента друзей Seventh_planet / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»