Предварительный постер уникального проекта «Время Петь Псалмы» – результата сотрудничества легендарного Ли «Скрэтч» Перри с российским музыкальным сообществом.
Международное сотрудничество художников и артистов уже давно не новая практика, в том числе и для России. Но по-настоящему знаковые и в то же время необычные музыкальные коллаборации так с ходу и не вспоминаются. Хотя для меня подобные затруднения недавно были разрешены.
Что объединяет Ямайку и Россию? На этот и другие вопросы мне ответил Николай Зайченко – саратовский инициатор и «режиссер» проекта «Время Петь Псалмы» – плода виртуального сотрудничества легендарного Ли «Скрэтч» Перри и российских авантюристов, взявшихся за музыкальное оформление библейских стихов, прочитанных ямайским «Возмутителем».
Что привело тебя к творчеству Ли «Скрэтч» Перри?
Как ты решил начать общение с ним?
Николай Зайченко: Впервые я услышал Ли Перри на кассете, она появилась у моего брата из третьих рук от какого-то сомнительного типа. Знаете, люди, у которых можно достать что угодно – запрещенное и не очень. К первым, несомненно, можно отнести Возмутителя! Я так понимаю, что это был порезанный сборник “Soul Fire”, записанный с радио. На обратной стороне играли какие-то латинские ритмы, но их я не запомнил.
[показать]Кажется, это был 2004 или 2005 год. У меня тогда появился кассетный плеер. Мама отправила нас с братом к своему отцу на дачу, куда-то в Тверь, чтобы мы там «радовались жизни», которая, разумеется, заключалась в борьбе со скукой. Так, каждый день я подолгу катался на велосипеде – через леса и болота. С собой я привез разные кассеты и слушал их во время катаний. Помню, как заиграла одноименная сборнику песня, которая разливалась по моим ушам в то время, как глаза созерцали леса и закат, нос вдыхал запах травы после дождя, а тело испытывало мышечную радость от поездки на велосипеде.
Всё, что меня сопровождало, сейчас кажется очень важным. Ведь сегодня культура музыки отличается от той, которая была раньше. Теперь она часто становится чем-то попутным и мимолетным. Так, послушать новый коллектив или песню – проще простого; непонравившуюся песню можно удалить или сбросить одним нажатием. В то время создавать сборники было довольно трудно; удалив песню, ты получал тишину на записи, а перемотать её требовало точности и терпения. Иногда, для другой песни нужно было переставлять кассету или диск. Конечно. всё это влияло на то, как люди слушали музыку: насколько придирчиво и внимательно. Поймите меня правильно, эти изменения ни хорошие, ни плохие – они есть и с ними нужно считаться.
Спустя полгода, зимой, брат подарил мне на день рождения первый полноценный альбом Ли Перри. У него одна из самых красивых обложек! Это “Who Put The Voodoo ‘Pon Reggae?” («Кто проклял регги?»). Я не сразу понял эту музыку – просто было не ясно, как к ней относиться, потому что она не была похожа ни на что из ранее мною слышанного: Nirvana, The Doors, Tito & Tarantula, Гражданская Оборона, Аквариум и прочее.
Скрэтч не следовал культуре раста,
он был одним из её источников
Учился я тогда классе в 9-м. В это время люди пытаются определить своё место в обществе, группируются по субкультурам и прочим сообществам. Огрубляя, у нас в школе были «мажоры», «мафиози», «бизнесмены», «анархисты», «панки»... а я всё никак не мог отнести себя ни к какой из групп, хотя относились ко мне всегда хорошо и впускали в любой коллектив. Конечно, хотелось себя в чём-то раскрыть, реализовать потенциал, но как, и с кем – не понятно.
Интернет тогда уже появился, хотя и был очень медленным: помню, что 2 мегабайта качались около 10 минут. Но искать информацию это не мешало, тогда я и узнал о Ли Перри.
Углубившись в его биографию, я увидел, что, являясь одной из ключевых фигур целой субкультуры, будучи одним из основателей аж двух музыкальных жанров, он, в то же время, не был частью этого движения. Скрэтч был одним из его источников. Самый простой пример: у него не было дредлоков, и на вопрос – а где они – он отвечал: «Не выросли как-то».
Так, Ли Перри оказался для меня путеводителем, кем-то вроде образца, ответом на вопрос: «Что делать?» (его, кстати, задал другой житель моего города) и только потом – музыкантом.
Сегодня мне кажется, что субкультура и следование моде, хотя и облегчают многие коммуникативные вопросы, они, в определенном смысле, являются проявлением слабости: человек стремится понравиться кому-то, соответствовать определенному гардеробу и т.д. Он зависим, в то время как те люди, на которых они ориентируются, от этого, наоборот, уходили: ведь чтобы новой субкультуре появиться, нужно уйти от старой. «Модники» же наоборот за нею гонятся.
Тем не менее, будучи преподавателем, я не отношусь к этому плохо. Когда в учебном заведении я вижу разноцветных девушек, то воспринимаю это не как их слабость, а как сигнал: «Эй, мне скучно! Давай что-нибудь сделаем?». Вот только что? Над этим я сегодня и думаю. Обычно, неформальные люди умнее «формальных». Многие могут не обладать талантами, но для сегодняшнего культурного, социального, технологического безрыбья, чтобы по-настоящему выделиться, достаточно просто быть умным.
Английский нужно знать хотя бы потому,
что на нём говорит Перри
Так вот, на тот момент, про Ли Перри было очень мало информации и в конце концов всё уперлось в английский язык. Кто-то, исправляя оригинал фразы о вожде русской революции, заметил: «Английский нужно знать хотя бы потому, что на нём говорил Леннон». Вот у меня почти тоже самое: тогда я уже поступил в университет, где внеурочно начал посещать курсы профессиональных переводчиков. Мало-помалу, я собрал и перевел большое количество материала о Ли Перри, а вместе с ним и о ямайской культуре 60-70-х гг. Большую его часть можно обнаружить «ВКонтакте», в группе, посвященной исполнителю.
Большим делом для меня оказался перевод и озвучивание фильма «Возмутитель: Жизнь и Музыка Ли «Скрэтч» Перри». Как выяснилось из проекта с Псалмами, фильм оказал влияние на многих музыкантов. Совсем недавно, о Ли Перри вышел другой фильм – «Видение Рая» (Vision of Paradise). Интересно, что на этот раз его переводом занималась уже целая студия. Я надеюсь, что тоже смогу им заняться, создав альтернативную версию: всё-таки у меня уже выработался особый лексикон для «русского» Перри. Для меня важно, чтобы он присутствовал и в этом фильме. Главное, чтобы хватило времени, это, всё-таки, непростое дело, особенно, как ни странно, создание субтитров: 5 минут документального фильма отнимают час реального времени! По крайней мере у меня.
Кадр из фильма "Видение Рая", посвященный философии Ли "Скрэтч" Перри и вышедший в мае 2015 года
Есть такое правило-шутка: занимаясь чем-либо более 10 000 часов, становишься профессионалом своего дела, и информация открывается тебе сама, люди же начинают спрашивать советы, рекомендации, брать интервью и тому подобное. Я этот рубеж уже перешел, после чего, на моё сообщение ответил Ли Перри!
Идея с прочтением Псалмов и последующим наложением музыки – это давняя идея, которую ты воплотил через Ли Перри, или этот замысел вы разработали вместе?
У Ли Перри есть сайт, посвященный сельскохозяйственной общине, которую он намеревается основать на Ямайке: там всё должно быть основано на экологии, чистоте и вегетарианстве. Чтобы воплотить свою задумку Ли Перри нужны рабочая сила и деньги. На сайте висели предложения, где за определенную сумму он предлагает товары (например, собственноручно декорированные кепку или кроссовки), неизданные современные песни, видео-послание на любую богоугодную тему и т.д. За 300$ он предлагал спеть на музыку, которую ему пришлют. Последней строчкой висело: «Если у Вас есть другие идеи – пишите, мы рассмотрим Ваше предложение».
Первая фотография Джа Растафари была сделана российским поэтом
Тогда я начал думать, как можно связать Россию и Ямайку? Есть ли у нас общие темы? В голову сразу пришла связь нашей страны с Эфиопией, – земле, о которой растаманы постоянно поют. Африканской стране покровительствовала ещё Российская Империя, в виду ортодоксальной веры обоих государств. Интересно, что первую фотографию Раса Тафари Макконена (от которого и пошло название растафарианства) сделал российский путешественник, причем не кто-то, а сам Николай Гумилев! В дневниках поэта есть даже воспоминания об их встрече (Тафари тогда, правда, не был ещё принцем, то есть ходил без соответствующей приставки «рас»).
Так в голову и пришла идея записать с Возмутителем тексты ортодоксальной направленности. Говоря о музыке, мне, честно говоря, было бы трудно доверять весь проект одному коллективу: сегодня, кажется, наш уровень оставляет желать лучшего. Поэтому я решил опираться не на музыку, а на голос: отсюда такая странная последовательность записи композиций. Кроме того, это даёт возможность принять участие в проекте каждому желающему. Часто, когда слушаешь альбомы Ли Перри, думаешь – поёт хорошо, а музыка дурная. Становится обидно. Здесь же эта проблема сведена к минимуму: один псалом может иметь сразу несколько вариаций, кроме того их и вовсе можно прослушать без музыки.
Другая причина, по которой ориентация на один коллектив была бы невозможна – это форма кооперации, а точнее – количество её участников, каждый из которых со своими вкусами, предпочтениями и планами по реализации. Получив согласие на реализацию проекта от Возмутителя, я написал сообщения постоянным читателям группы о Ли Перри, многие из которых за период её существования стали моими хорошими товарищами. Объяснив им ситуацию, я поинтересовался – согласны ли они внести денежный вклад для сбора общей суммы в 300$, необходимые для осуществления проекта? Многие согласились. Важно было суметь положиться друг на друга, и собрать как можно больше народу, ведь это прямым образом влияет на величину вклада каждого человека. Здорово, что мне помогали друзья, которые Ли Перри не слушают, но зная, как он для меня важен, тоже приняли участие. Валютный кризис тогда только начинался и в результате, каждый скинулся только по 335 рублей.
Когда деньги дошли до Ли Перри он сразу же записал для нас видео-сообщение, где свидетельствовал о сотрудничестве: «Хорошая новость для всех православных людей!» – говорил он, почему-то, внутри клетки. В течение месяца он высылал Псалмы, а иногда – собственные песенки и шутки. Весь материал он записывал на телефон, что, конечно, сказалось на качестве записи. Однако здесь же и плюсы – мы не просто получили Псалмы, а получили самого Скрэтча – его сознание, его естественную среду обитания! Так, на записях можно услышать, как он моет руки, сидит на унитазе, ходит по улице, и даже, кажется, читает, набравши в рот воды. К этому можно относиться по-разному, но для меня это внезапное и настоящее сокровище!
Ли Перри смеётся над стихами А.С. Пушкина
За время переписки, в голову пришла ещё одна идея: я вспомнил о главном эфиопе России. Александр Сергеевич – человек, по-настоящему достойный уважения: такой же шутник, как и Перри, пользуется уважением в раста-сообществе, а на своих концертах, Борис Гребенщиков иногда называет регги не “rub-a-dub style”, а «Пушкин стайл», что не так уж и далеко от истины.
Лиры поэзии
Выбрав тематическое стихотворение, я попросил Перри прочитать пушкинского «Пророка». Интересно, что сначала Ли отказался – он не хотел произносить слова, которые обозначают насилие («он грудь разверз мечом и сердце трепетное вынул» и прочее). Мои контраргументы его убедили: «Пророк» основан на выдержках из священных книг, в том числе те места, на которые он указал. И всё же Ли прочел стихотворение по-своему: в местах, где герой страдал или умирал – Скрэтч смеётся, показывая «глупость» ситуации. Один культуролог, предположил, что версия Перри очень бы понравилась Александру Сергеевичу: Пушкин был противником отношения «с серьезным лицом» ко многим вещам, в том числе и религиозным. Возмутитель его понял! А вот многие музыканты, которые взялись за трек, между прочим, – нет.
Кажется, что почти все музыкальные подложки имеют психоделический и абстрактный окрас: музыка больше экспериментальная, нежели стилистическая. Ты именно так видишь музыкальное воплощение библейских псалмов – как нечто космическое и неземное? Или стиль, все же, не имеет значения – хоть хардкор, хоть даб?
Мне кажется, в какой-то мере на звучание оказывает влияние личность Скрэтча. Есть местечковая шутка, что музыка не экспериментальная, а эксПерриментальная. Ведь даб – это и есть ямайская психоделика. Знание этой взаимосвязи стилистически ограничивает музыкантов. Хотя, разумеется, никто никаких рамок им не ставил. Другая причина: псалмы – это не ритмический и не стихотворный текст, это значит, что сочинить из них песню в полном смысле этого слова уже не получится. Разумеется, это тоже сказывается на музыке.
Есть ещё один немаловажный фактор. Когда я получил псалмы, то начал искать музыкантов. Мне казалось, что регги исполнителей и без того будет достаточно, а Ли было бы интересно послушать в других жанрах, которые ему не свойственны. Товарищи направили меня на сообщество «ВКонтакте» – RU.EXP.MUSIC, где я начал прослушивать все записи подряд. В конце каждого сообщения давалась ссылка на коллектив. Тем, которые мне казались интересными, я отправлял письма, с приглашением принять участие в проекте.
Кто-то соглашался, а кто-то нет. Я их понимаю, ведь для людей, которые не знают о Ли Перри, этот проект вполне может казаться сектантством: какой-то причудливый дед скучно читает религиозные тексты, а кто будут его слушатели – тоже непонятно и т.д. Это, кстати, сказалось и на моей жизни. Я много занимаюсь темой: изучаю Псалтирь, чтобы написать о публикуемых текстах в группе, а также читаю другие религиозно направленные источники. В связи с этим мне открываются собственные идеи и мысли, о которых я размышляю и говорю. В итоге, люди, которые меня мало знают, а их достаточно – считают, что я какой-то странный тип, слишком рьяно думающий о Боге. Это, конечно, неприятно. Хотя есть и забавные моменты: некоторые студенты, оказывается, называют меня «монахом».
В результате, у меня набралось достаточно коллективов «космической направленности», которые дали согласие на участие в проекте, а отклик регги-музыкантов оказался не столь сильным, как я ожидал: видимо болтать для них важнее, чем делать. Отсюда и такой перевес в сторону эмбиент звучания. Это случайно получилось.
Бог для всех, а не для растаманов
В этом сборнике не то чтобы стиль не играет роли, фразу нужно строить по-другому: этот сборник свободен от стиля. Бог для всех, а не для растаманов, поэтому, если кто-то под псалом напишет хардкор – всё замечательно. Для меня важно само движение, деятельность, сплочение вокруг чего-то хорошего. Есть одна российская песня, она начинается со слов: «Я родился в болоте, наверное, от сырости; в мутной воде и тревожной…». Вот, наша задача превратить это болото в чистую и живую реку.
Прослушивает ли Скрэтч получившийся материал?
Были ли у него какие-то пожелания или наставления?
Кажется, что сегодня Ли Перри уже не особенно интересует музыка: он много выступает и поёт, а всё остальное делают пригласившие его коллективы. Это хорошо видно в его интервью. Например, недавно у него спрашивают: «В этом году у вас вышли два альбома…», а он отвечает: «Два? Какие?». Причем, когда смотришь видео, то понимаешь, что он не шутит.
В данный момент Возмутитель улаживает дела на Ямайке. Интернет он там не держит, поэтому общение с ним затруднено. Записи я ему вышлю в мае, когда он вернется в Швейцарию или Великобританию. Впрочем, он уже видел клип на YouTube, который сделали для нашего проекта ребята из группы “Dark Voice Of Angelique”. Перри опубликовал его на своей странице со словами: «Спасибо вам, мои российские друзья, за столь чудесную манифестацию искусства. Благослови вас Господь!».
Как Ли «Скрэтч» Перри относится к России? Сложно найти общее между нашей северной снежной страной и солнечной яркой Ямайкой, кроме, как ты правильно отметил, православия.
[показать]
Иван – это Бог
О России, как я понимаю, он знает немного. Когда Ли впервые приезжал в нашу страну, то на вопрос интервьюера, он спрашивал: «А кто такой Ленин?». Тогда же ему рассказали и о православии нашей страны. Зато, узнав имя ведущего, он воскликнул: «Меня тоже зовут Иван! Ведь «И» – это I, то есть «Бог», а one – это «один», то есть единый. Иван, I-one, Айван – это и есть Бог».
Думаю, что Скэтч хотя и умный, он не эрудированный. Что уж скрывать – он верит во все то, что у нас показывают только по Ren-TV и ТВ-3! Луна – это летающая тарелка и т.д. Однако своим творчеством он мне показал, что важны не слова и мысли, а человек, который их изрекает. Например, блаженный Августин говорил: «Уверуй в Господа и делай, что хочешь». Он проповедовал любовь. А что проповедуют террористы? Ведь говорят они то же самое. Так и здесь, когда Ли упоминает об инопланетном разуме, он говорит о возможности видеть мир не таким, как мы все привыкли. А это правда.
Расскажи о коллективах, которые уже приняли участие в проекте. Большинство групп малоизвестны и молоды. В то же время, участие в проекте принял и Константин Рябинов. Как получилось их всех найти и как можно оценить итог сотрудничества? И, может быть, приоткроешь занавес тайны – чье музыкальное сопровождение можно ожидать далее?
Как я уже говорил, к сотрудничеству я приглашал все коллективы, которые мне казались интересными: я не обращал внимание на их известность. Кто-то узнал о проекте через других людей: я не считаю себя в праве кому-либо отказывать, ввиду открытости проекта, поэтому если вдруг в сборнике появится откровенно выбивающаяся композиция, это означает, что проект живёт своей жизнью и это тоже хорошо!
В то же время, ввиду общения с Ли Перри, я ощущал присутствие удачи и поэтому писал известным исполнителям тоже. Константин Рябинов, один из основателей «Гражданской Обороны», попал к нам через другой коллектив, который я пригласил – это «Органические УВМ», ребята из Запорожья.
Двери открыты для всех. Главное – быть живым
О культовости других групп я узнавал постфактум. Так, например, в проекте принял участие основатель группы ZGA (читается как «зга», «не видно ни зги»). Когда он прислал мне треки, я начал искать информацию о нем и понял, что это очень интересный и значимый для андерграунд-культуры человек.
[показать]
Ещё я писал в «Комитет Охраны Тепла». Это первая регги группа нашей страны. Хотя они с радостью приняли весть о проекте, думаю, участия от них мы не дождемся в силу необязательности одного из чудесных основателей группы. Зато, с неба пришла весточка от Сергея «Олди» Белоусова. Это его тематический рисунок. Думаю, его мы поместим на обложку сборника ReLeegion от проекта «Время Петь Псалмы».
Проектом интересовался Борис Гребенщиков. Вернее, не проектом, а связями с Ли Перри. В сборнике его участие вы не обнаружите, хотя, возможно, скоро нас ждёт интереснейший релиз от «гуру русского рока». Жаль, что на письмо не ответил Петр Мамонов. Помню, в каком-то журнале их сравнивали с Ли Перри. Его радиопередачи и интервью, показывают, что наш музыкант написал бы чудесные комментарии к Псалмам, которые были зачитаны Перри.
Вы видите? Вы меня просите приоткрыть завесу: кого же мы ещё услышим? А мне это и самому интересно. Ведь красота сборника ещё и в том, что участие в нем могут принять все, кто захочет! Я никак не ожидал участия Константина Рябинова, но до сих пор ожидаю вклад коллектива «Фестиваль Всего На Свете». Однако, будем считать, что Рома ВПР заревновал, и не дал сотрудничеству хода. Двери открыты для всех. Главное – быть живым.
Когда можно ожидать в сети все три сборника? И будут ли они издаваться на носителях?
[показать]Сборник бессрочный, проект не должен завершаться. Как сказано в первом псалме, праведник – это древо, посаженное при потоках вод. В нашем случае, «поток вод» – это чтения Перри, а праведники – это все те музыканты, которых не оттолкнет религиозный текст.
Я же пытаюсь выкладывать новые выпуски не реже одного раза в неделю. Делать это чаще у меня просто не получается. Написание одного поста занимает не менее 4-х часов: ведь публикуемый материал нужно изучить, изложить, отредактировать, оформить и т.д. Самое долгое – это изучать новый Псалом. Один из них у меня занял 12 часов чистого рабочего времени! Это очень много и тяжело, а ведь мне ещё нужно готовить лекции и прочее. Ответственность за проект – тяжелый груз.
Если сборник и будет издаваться, то, наверное, уже не моими силами. Музыканты имеют все права на композиции, которые сделали. Если они выпустят свои треки на материальных носителях, то проект будет реализован этим образом. А так, весь сборник можно будет скачать в сети Интернет бесплатно.
Ты сам занимаешься музыкой? Поведай немного про саратовскую музыкальную сцену
[показать]Я занимаюсь музыкой на самом любительском уровне. Мои работы можно услышать в группе “KoZa Records”. Надеюсь, я тоже запишу музыку для проекта.
Жажа – идеология детства
Говоря о саратовской музыке, можно сказать, что определенным расцветом у нас были 00-е гг. Тогда в коллективе «5 Лет На Мосту» играл мой брат – он был солистом и одним из основателей. Тогда же играли «Час Цунами» (в то время они назывались «Петрович»), «Нанта-та-та-тунта», «Посторонним В…», «Хромая Собака Адмирала», «Сэд и Ко» и другие. Самой популярной группой среди девочек была «Старая Волна», но «нормальные» ребята их всерьез не воспринимали, хотя и уважали.
Сегодня всё гораздо хуже. Однако мне кажется, что ситуация касается не только Саратова. Тем не менее, хотелось бы выделить коллектив «Жёлтые Чулки Графа Дзержинского». Это такой грязный-грязный панк, который мне не очень близок, но привлекает своей искренностью. У лидера коллектива, Алексея Каца, есть концепция «жажи». Вообще, трудно точно определить, что это такое. Насколько я понимаю, это какое-то проявление детской непосредственности, искренности, живости во взрослой жизни.
[показать]
Например, жажей можно было бы назвать панк-концерт, где солист пьяный падает со сцены, гитарист разбивает инструмент о чью-то голову, барабанщик блюёт в туалете, пока кто-то из зрителей там же перепихивается, а полиция уже уволакивает в фургоны своих первых посетителей клуба. Но жажа – это не обязательно что-то страшное. Вряд ли Перри можно было бы отнести к ней («ЖЧГД», кстати, не захотели принять участие в проекте), а вот, например, творчество Даниеля Джонстона – вполне.
Кстати, Лёша тоже выпускает журнал, называется «Утка 76». Он вполне соответствует понятию «жажа». У него на странице в статусе вот уже несколько лет красуется жажа-фраза: «Детство должно победить».
Есть ли у тебя планы на дальнейшее сотрудничество с Ли Перри или с российскими музыкантами в рамках нового проекта?
Существуют некоторые мысли по поводу записи, хотелось бы поддержать саратовскую музыкальную индустрию. Однако из-за того, что рубль подешевел почти на 50%, говорить о новом сотрудничестве труднее ровно на столько же. Кроме того, вся эта организационная работа отнимает очень много сил – написать тем, кто обещался, но ничего не прислал; разложить всё по папочкам; поругаться с одним; уладить конфликт между другими и т.д. и т.п. Вам ли мне это объяснять?
Давай что-нибудь сделаем?
Недавно Ли Перри открыл магазинчик, где продаёт свои фирменные вещи. У меня возникла идея воспользоваться падением рубля и предложить Возмутителю наш товар – натуральное мыло и рюкзаки. Кажется, что Ли заинтересовался образцами. Я не знаю, удастся ли мне воплотить этот проект, но помните, что говорят разноцветные девушки: «Эй, мне скучно! Давай что-нибудь сделаем?». Давайте.
Оригинальная версия статьи – здесь: http://diy-zine.com/files/zines/romankin_kollekshn_4.pdf