В 1991 году, независимое кино было у своих истоков, но именно тогда на свет появились работы новой волны американских кинорежиссеров. Их работы шли в обход типичным клише Голливуда и завладели вниманием аудитории, которая искала альтернативу таким кассовым фильмам, как PrettyWoman, TotalRecall или KindergartenCop.
В 1991 году, Том ДиЧилло, только что окончивший Нью-Йоркский Университет, будучи актером-сценаристом-режиссером, создал свой первый фильм «Джонни Замша» (JohnnySuede). Картина повествует о музыканте, не обладающим выдающимися способностями и находящемся в бедственном положении. Главного героя сыграл ещё тогда неизвестный Брэд Питт. Это было замечательное время, когда основатели Miramax, братья Вайнштейн, заявили о своём интересе к «оригинальному видению». Том ДиЧилло создал фильм, отвечающий их интересам. «Джонни Замша» был основан на сценарии, созданном для театральной пьесы, которую он ранее ставил в Нью-Йорке. Режиссер описывает фильм как «трагикомичное блуждание по неизведанным болотам мужской юношеской психики».
Ниже представлено интервью с Томом ДиЧилло, посвященное выходу режиссерской версии фильма «Джонни Замша».
Miramax: Вы обучались в Школе Киноискусства, где вместе с Вами учились Джим Джармуш и ещё целый ряд талантливых режиссеров. Расскажите об этом времени, кто был в Вашей съемочной команде, как вам вместе работалось и сохранились ли между вами отношения после окончания школы?
Том ДиЧилло: Это было отличное время и очень насыщенное. В NYU Grand Film я начал учиться в 1976 году и окончил его в 1979 г. Независимый кинематограф тогда толком ещё не существовал, а Нью-Йорк был совсем другим местом: на пике популярности была музыка панк, а героин можно было достать где угодно. Представляете, буквально каждый день по дороге в школу мне приходилось перешагивать два, а то и три наркомана, которые клевали носом пред самым входом в здание!
У нас была очень дружная компания, мы чувствовали себя родными. Школы киноискусства тогда были ещё совсем новым явлением, и преподаватели Нью-Йоркского Университета сами толком не знали, чему здесь учить. Прицел, конечно, был на голливудские фильмы, но среди учеников были и такие, которые искали что-то большее. Так я, Джим, Говард Брукнер, Сара Драйвер и ещё несколько человек оказались костяком компании, в которой каждый поддерживал и вдохновлял другого. Мы всё время проводили вместе: ходили по клубам, слушали новую музыку, помогали снимать фильмы. Всё, чему я научился – пришло ко мне именно оттуда.
В Нью-Йоркском университете я получал образование как режиссер и снял там 6 фильмов, а благодаря одному из них – выиграл стипендию. Непосредственно оператором я стал, когда снял для Джима «Отпуск без конца», потом его же «Более странно, чем в раю», затем для Говарда Брукнера снял документальный фильм «Берроуз» о знаменитом битнике. Вообще, кажется, что мы подружились друг с другом не случайно: каждый из нас чувствовал себя кем-то вроде инопланетянина, который затерялся на чужеродной ему планете.
Итак, Ваш первый фильм был «Джонни Замша». Расскажите, как у Вас возникла идея фильма? Как появился персонаж Джонни? Это было влияние времени? Музыки? Голливуда?
После того, как я закончил учиться, я начал изучать актерское мастерство. Мне казалось, что я должен знать больше о работе с актером. Со временем, в монологи я начал привносить персонажа, который постепенно возникал в моём сознании. Этого парня я назвал Джонни Замша, его стиль и внешний вид пришли от одного музыканта, которого я видел где-то в EastVillage: какая-то смесь панка и рокабилли, к которой я сам себя относил. Элемент рокабилли привносил в стиль особую изюминку: костюм из «акульей кожи», двухцветные ботинки с заостренными носами. В чем-то этот персонаж был автобиографичным для меня, но, как можно увидеть по внешнему виду Джонни, все элементы стиля и черты характера мною были преувеличены.
Основной идеей было показать, что находится за многообещающим фасадом Джонни, а именно – парень, который ничего не знает о женщинах, и в голове которого – настоящий бардак. То, что я написал всем, в нашем классе, очень понравились, я вдохновился этим и решил сделать постановку в театре. Там отзывов было намного больше, но и они в целом оказались положительными (особенно мои монологи полюбились женщинам), вот тогда я и решил снять фильм.
Каково было работать с ещё тогда неизвестным Брэдом Питтом? Вы, кажется, говорили, что очень долго искали актера на роль главного героя, но когда встретили Брэда, то сразу поняли, что это и есть тот парень, который будет играть Джонни Замша. Почему это случилось, Вы почувствовали в нем «качества звезды»?
Это произошло благодаря Марсии Шульман, директору по подбору актеров, которая работала со мной над тремя фильмами. Именно она привела ко мне Брэда (а вместе с ним, кстати, и Кэтрин Кинер, Сэма Рокуэлла и Питера Динклейджа). Вообще-то, особых требований у нас не было, мы работали в Нью-Йорке и пробовали на роль Джонни различных актеров – иногда известных, но в основном – нет. Наконец, я уговорил своего продюсера профинансировать поездку в Лос-Анджелес, где Марсия и привела ко мне Брэда. На тот момент он только закончил сниматься в фильме «Тельма и Луиза», сам фильм был ещё в разработке и вышел лишь год спустя, поэтому, Брэд был не известен ни мне, ни широкой публике.
Но когда он зашёл в комнату, я понял, что это Джонни. В его движениях было достаточно свободы, а прирожденная грация смешивалась с природной невинностью – это было неотразимо. Все, кто пробовался на роль Джонни вели себя на подобии Фонзи из «Счастливых дней», причем не важно, как долго я внушал им, что не нужно из себя никого строить. Брэд был единственным, кто сразу уловил беспокойность, уязвимость и забитость Джонни.
В этот же день я встретил и Кэтрин Кинер. У меня до сих пор хранится запись их пробы с Брэдом. Когда продюсер просмотрел ленту, он сказал, что чёрта с два я дам роль этому парню. Я начал спорить: «Нет, я выбираю его», а он – «Нет, не выбираешь» и в тот момент я лишился всего финансирования. Тем не менее, спустя пару недель, я нашёл другого продюсера, у неё были деньги, а условие, что Джонни будет играть Брэд, её вполне устроило.
[показать]
[показать]
[показать]
Что было самым сложным во время съемок Вашего первого фильма?
У нас было столько проб, что для съемок я чувствовал себя вполне подготовленным. В то же время, всё, что могло пойти не так – произошло. Спустя две недели я уволил своего кинооператора, который признался мне позже, что он постоянно срывал съемки, потому что завидовал, что я снимаю свой первый фильм.
Квартира Джонни, где мы работали уже больше недели, внезапно была проинспектирована пожарным депо, расценена как опасная для здоровья, и, следовательно, закрыта. Фургончик, в котором мы хранили одежду и все костюмы Брэда (винтажные, из моего гардероба и по пятнадцать лет каждому!) угнали. Эти бесконечно множившиеся бедствия и несчастья всегда было очень трудно утрясти. Самым сложным было приходить каждый день на работу свежим, полным надежды и творческого настроя. Иногда это получалось, а иногда – нет.
Я усвоил, что это не важно, сколько времени посвящено съемке того или иного эпизода. Он закончится лишь тогда, когда в него будет вложено достаточно режиссерской энергии – позитивной и созидательной.
Расскажите о создании режиссерской версии фильма «Джонни Замша»? Что появилось нового и как это повлияло на фильм?
Всё началось с вопросов о музыке. Здесь её много и нам нужно было уладить вопросы, связанные с правами на её использование в фильме и в компании «Мирамакс» мне с этим очень помогли. После этого, они выслали мне цифровую аудиодорожку со всего фильма: я должен был проверить качество звука. И хотя меня никто не просил этого делать, я импортировал файл в свой музыкальный редактор, и решил вырезать несколько сцен, которые теперь мне кажутся лишними. Результат получился восхитительным, я прошёлся через весь фильм и немного подровнял его.
Было здорово спустя 20 лет смотреть на фильм беспристрастно: некоторые сцены слишком выделялись, и я их подрезал или удалил; с некоторыми сценами я боролся как тогда на съемочной площадке, так и сейчас – в монтажной комнате. Но сейчас было немного проще, потому что сегодня я имел довольно целостное представление о фильме, в то время как тогда, я ещё не совсем понимал различия между тем, что получалось и тем, что должно было получиться. Другими словами, я пытался сделать лучшее из того, что есть, но иногда, «делать лучшее» подразумевает переосмысление всего фильма в целом.
Так, в характере Джонни было несколько моментов, которые получились отличными от того, что было написано в сценарии. Во время съемок, я давал Брэду установку, что внимание Джонни рассеяно как у ребенка: он способен лишь ненадолго фокусироваться на предметах, и его внимание скачет с одной вещи на другую. Только по окончанию работы над фильмом, я узнал, что Брэд не правильно меня понял: он подумал, что Джонни сам как ребенок, поэтому в некоторые сцены он привносил более детские эмоции, чем это было необходимо.
И хотя в режиссерской версии я смог переформировать многие из этих моментов, я доверял игре Брэда, это было его самостоятельное решение, а актер он смелый, мужественный и абсолютно не застенчивый. В то же время, Джонни, совсем ещё молодой с точки зрения отношений и эмоций, искренне переоценивал привязанность к нему персонажа Кэтрин Кинер, что приводило к определенным проблемам. Фильм, конечно, о любви, и о том, что она бывает заряженной лишь тогда, когда эти чувства неподдельны. Это я говорю на тот случай, если зрители вдруг начнут терять нить.
В общем, я подравнял фильм, слегка укоротил некоторые сцены, и всё это у себя дома без особого спроса. Тем не менее, я вернул получившийся результат студии «Мирамакс», в надежде, что они согласятся на изменения и к моему изумлению, никаких вопросов не возникло – лента была переделана.
После съемок «Джонни Замша» и покровительства «Мирамакс», легче ли было снимать следующий фильм?
Нет. Сегодня мне кажется, что с «Джонни Замшей» я немного поторопился и если бы он вышел, скажем, в 1995 году, то был бы более популярен. И хотя оригинальная версия победила на фестивале Локарно в США как «Лучшая картина», ни зрители, ни критики толком не знали, как на неё реагировать. В местных театрах же мы играли эту пьесу лишь около недели.
Это сказалось на съемках моего второго фильма. На самом деле с ним случалось столько всяких сложностей и неприятностей, что в итоге я решил отложить его съемки и перейти к созданию другого фильма, который был закончен в 15 дней и без всяких проблем! Интересно, что работники здесь не получали гонорар, а актеры играли совершенно бесплатно. Картина называется «Жизнь в забвении», и его успех позволил мне вернуться и доделать свой «второй» фильм.
Каково было работать в компании Мирамакс в начале 90-х гг., когда она занималась созданием и распространением того, что сегодня называется «независимое кино»?
К братьям Вайнштейн я испытываю огромное уважение. Я не всегда согласен с их решениями, но их политика никогда не вызывала вопросов. Они изменили отношение к независимому кино, более того, им удалось сделать это и в деловой среде, где все лишь считают деньги, боятся любых перемен, никогда не идут на риск, а зрителей считают идиотами, неспособных оценить ничего нового и интересного.
Благодаря ним на свет появилось несколько поистине культовых фильмов. Говоря о Брэд Питте, думаю, что после «Тельмы и Луизы», зрители не ожидали от него образа круглого дурачка. Мне кажется, что тогда Джонни Замша смутил их. Тем не менее, здесь есть сцены, которыми я горжусь до сих пор, особенно это касается совместных сцен Брэда и Кэтрин.
Над чем Вы работаете сейчас и какие планы на ближайшее будущее?
Я только что закончил работу над Down In Shadowland. Этот проект от начала и до конца я сделал сам. В течение пяти лет я брал с собой в метро свою видеокамеру, и в результате уложил отснятый материал в 66 минут. Технически это получается документальный фильм, он имеет много общего с Koyaanisqatsi или некоторыми ранними документальными работами Вернера Герцога. Буквально пару дней назад я получил соглашение на участие в главном соревновании на фестивале фильмов в Вудстоке.
Также я ищу средства для съемок фильма по повести, которую я назвал Lighthouse Road. Должна получиться криминальная драма с сильной сексуальной подоплекой. Сейчас мы работаем над поиском актеров.
Ещё я выпустил альбом с группой, которую назвал The Black and Blue Orkestre. В занятии музыкой я нашёл настоящее противоядие тому безумию, в котором ты буквально плаваешь, работая в индустрии кино. Для двух песен я снял клипы, а сам альбом называется Hurt MeTender, его уже можно приобрести на ITunes.
Кого Вы могли бы выделить из современных режиссеров?
Я большой фанат Дэвида Линча, не могу говорить прямо о всех его работах, но на мой взгляд он один из нескольких ныне живущих режиссеров, которые смогли создать новый язык в кинематографе. Ещё мне нравятся Братья Коэны, опять же, какие-то фильмы больше, какие-то меньше, но они оба нашли уникальный подход в создании фильмов. Ещё можно выделить Thomas Moodyson, Paul Thomas Anderson, David O. Russell, Debra Granik и Noah Baumbach. Эти режиссеры имеют собственное видение, что чувствуется буквально с первых секунд их фильмов.
Какой совет Вы могли бы дать подрастающему поколению кинорежиссеров?
Обстановка за последнее время поменялась так сильно, что сегодня, честно говоря, я сам бы не отказался от пары советов!
Всё, что я могу сказать, это то, что создание фильма, его обработка и представление перед публикой – одна из самых сложных вещей, которую я когда-либо делал. На данный момент, я снял 7 фильмов, этот факт до сих пор меня поражает. Мне кажется, что единственная причина, по которой я продолжаю это делать – вера в то, что оно того стоит. Я люблю делать фильмы. Я не люблю всю суету, связанную с их созданием, но само создание мне нравится.
С этой страстью я прошёл через разные периоды моей жизни. Для подрастающего поколения могу дать только один совет – постоянно чувствуйте свою страсть, поддерживайте её глубину и интенсивность. Это важно, потому что иногда она будет единственной вещью, на которую вы сможете положиться.
Интервью перевел: Николай Зайченко
Источник: http://www.miramax.com/subscript/meet-tom-dicillo/
Трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=WpdJgVKE9s0
Смотреть: https://my-hit.org/film/23614/
Скачать (mkv, 1.37 GB): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=794335