• Авторизация


Данкан Джонс – Луна 2112 (2009). Рецензия. 10-11-2013 05:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 
Одно из назначений кинематографа – вывести зрителя из его повседневной реальности и поместить (через сопереживание герою) в новые условия, где он сможет увидеть жизнь в ситуации, когда привычные для конкретного зрителя «законы» не работают. В силу своего жанра, фантастические фильмы делают это наиболее явным образом.
 
Фильм Данкана Джонса, сына Дэвида Боуи, «Луна 2112» (на английском – просто “Moon”), вышедший в 2009 году, переносит нас на спутник Земли. Я не буду рассказывать сюжет фильма, потому что его можно увидеть или, хотя бы, прочитать в Википедии. Однако, я хотел бы передать, на какие моменты нашей жизни указывает фильм, перенеся в указанные условия. Обращу внимание, что режиссер и сценарист не обязательно вкладывали эти смыслы в свою картину. Просто так получилось.
 
 
Итак, далее я перечисляю проблемы, поднятые не в фильме, но фильмом. В процессе рассуждения, будет раскрыта большая часть сюжета. Однако, это не тот фильм, где зная историю, становится неинтересно. Возможно, даже наоборот. Так что смотреть фильм или нет – решайте сейчас, я приступаю:
 
Первый момент: жизнь или работа на лунной базе.
Мне кажется, что трехлетний контракт Сэма Белла (Сэм Рокуэлл в роли главного героя) – это человеческой жизни на Земле. Сэм Белл – это Человек, он не является кем-то конкретным, он – «один из каждого». Об этом говорит, например, тот факт, что он – единственный человек во всем фильме. Все остальные персонажи – либо «скорректированная память», либо роботы, либо картинки на экране. Важно и то, что даже главный герой является не человеком, а (как он выясняет) клоном. Фильм ставит перед зрителем два вопроса: кто такой клон, и кто такой человек? В фильме даётся сразу два ответа: клон – это не человек, а копия «Адама», но с другой стороны, человек – такая же оболочка, как и тело клона, поэтому «быть» человеком означает находиться в этой капсюле жизни. Получается, что клон – такой же человек как и мы, зрители. Можно провести аналогию с книгой В.О. Пелевина «SNUFF».
 
 
Второй момент: стремление вернуться на Землю, как желание попасть в Рай.
Цель главного героя – «вернуться на Землю», в лучшую жизнь, так же как человек после смерти хочет попасть на Небо. Сэм Белл усердно работает, чтобы вернуться к «семье», с «деньгами» и «почетом». В течение жизни почти все пытаются этого добиться. Однако всё это наносное и иллюзорное: когда контракт окончен, клон ложится в капсулу, где после слов «сейчас вы уснете и проснетесь уже дома» его уничтожают, после чего просыпается следующая оболочка с памятью трехлетней давности и тем же запрограммированным желанием «вернуться домой». На самом деле Сэм Белл один – его жена давно умерла, денег он не получит (так как будет умирать снова и снова), и уважать его некому, потому что он на Луне. Так и человек – после смерти у него не будет ничего из перечисленного.
 
 
Третий момент: Система.
Жизнь на Луне сделана под замкнутый круг, такую систему, в которой почти не бывает неполадок. Тем не менее, они случаются, и если человек не будет внимателен, и не будет пытаться разобраться в своей жизни, то он обречен на вечное перерождение в очередных оболочках. Это и есть ад.
 
Четвертый момент: концепции Бога и дьявола.
Дьяволом, в этом фильме выступает корпорация, на которую человек работает в течение жизни. Именно она сулит Сэму Беллу по возвращению те блага, ради которых он существует (семья, деньги, уважение). В то же время, за пределами рабочей области, куда, по идее, человек не должен выходить, стоят станции-глушители, которые не позволяют связаться с Землей напрямую. Потому что, если клону удастся поговорить с Планетой, то он поймет, что нет ни семьи, ни денег, ни уважения, ни даже его самого. Так и человек после смерти не сможет унести ничего из перечисленного. Поэтому задача дьявола – не дать человеку понять это и сделать так, чтобы на его корпорацию работали вечность.
 
 
Тут появляется Бог. Бог – это робот ГЕРТИ 3000 (голос Кевина Спейси), который даёт клону жизнь и заботится о нём в течение всех 3-х лет. Интересно, что если дьявол находится где-то на Земле (здесь – в другом мире), то Бог всегда пребывает рядом с человеком. Сам ГЕРТИ ничего не говорит клонам, однако если те попытаются что-то узнать или что-то сделать, то робот не будет им мешать или что-то скрывать. Он «запрограммирован помогать клону». Эта аналогия мне понравилась больше всего: ГЕРТИ всегда помогает, и Он никогда не делает вред. Никогда.
 
Пятый момент: Смерть.
Корпорация присылает на Луну рабочую группу, которая должна наладить давшую сбой Систему и уничтожить «лишнего» клона. Поэтому, цель человека – обмануть Смерть, что на языке фильма означает не попасться на глаза рабочей группы и в момент её прибытия улететь на Землю.
 
Шестой момент: Рай.
Небеса не обязательно являются тем, что о них думает человек. Как говорит Сэму Беллу робот ГЕРТИ: «Надеюсь, что Земля будет именно такой, как ты её помнишь». Вернувшись, главный герой наносит дьяволу значительный ущерб (акции корпорации падают на 32%), однако на этом борьба не оканчивается, дьявола по-прежнему пытается победить.
 
Несмотря на вульгарную коммерческую составляющую, фильм мне очень понравился. Посмотрел я его потому, что в 2015 году, режиссер этого фильма намеревается выпустить “Warcraft” – картину, сделанную по одной из самых любимых игр моего детства. Теперь я почти уверен, что всё будет хорошо!
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Данкан Джонс – Луна 2112 (2009). Рецензия. | Voodooman - Дневник Voodooman | Лента друзей Voodooman / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»