Настроение сейчас - Хозяйственное
Все говорят: «Начни с себя! Если не ты, мол, кто же?»,
А я решил, уж лучше так: «Если не мы, то кто же!».
Сергей Белоусов
Чаще всего, когда человек начинает «с себя», то для него это заканчивается либо тюрьмой, либо же следами ботинок на голове и под ребрами. При этом кажется, что люди ждут кого-то, кто смог бы защитить от опасного зверя, создать безопасное место. Но получается замкнутый круг: такой человек не появляется, потому что вокруг слишком много людей в ботинках. А приглядевшись, в этой толпе можно обнаружить и друг друга. Поэтому, фраза «Начни с себя!» приобретает неожиданное и жуткое продолжение: «Мы будем бить и посмотрим, как быстро ты заплачешь и что запоешь» [1].
Мне в голову приходит следующая аналогия: каждый из нас – вампир. На Земле (в стране, в городе) не осталось ни одного человека, так как зло давно победило. И вот мы мучаемся, потому что жаждем крови. Вампиры уже прокляли и судьбу, и всех тех, кто «виноват». Вдруг, кто-то опомнился и Бог простил этого вампира, потому что на греческом языке «опомниться» и означает «покаяться». Однако новоявленного человека тут же пожирают те, кто так и не одумался. Таким образом, и возникает ад: вампиры снова и снова обрекают себя на страдание, подкрепляя его надеждой на то, что в следующий раз, они уж точно не будут никого есть. Но будет ли этот следующий раз? Конечно. Именно это и делает страдание бесконечным [2].
Сейчас, то здесь, то там слышно о воровстве и коррупции. Каждый и сам с этим сталкивался. Но разговоры эти настолько злы, что «чувство справедливости» начинает казаться чем-то иным, нежели то, что мы видим. Хотя многие жалуются просто из глупости, школярства – думать не умеют, но отстать боятся: «Повторенье, мать ученья, – утешенье дурака». Ещё Н.Г. Чернышевский поднимал эту проблему и был вовсе не первый. Он видел проблему не в руководстве, а в «азиатстве», когда служащий, чтобы не потерять место, делает не по закону, а так, как угодно его начальству. Начальство же, в свою очередь, руководствуется тем же самым. Пусть даже это никому не нравится. Так, в отсутствие защитника (действующего законодательства) возникает холуйство, из которого и растёт коррупция [3, 4].
Деятели, поэты, писатели, любят жалеть «простой народ» и холить «главных». Но последний не виноват, его просто нет, потому что «главный» – это наш результат. Виноват не И.В. Сталин, а «наш сосед, дядя Ваня», в котором перевернулось что-то такое, что позволило ему выстрелить в затылок художнику, когда ему приказали. Виноват не А. Гитлер, а «герр Вилли», в котором случилось что-то такое, что позволило ему включить печку для своего первого еврея, когда ему приказали [5].
Так и сегодня, виноват не В.В. Путин, а я, когда мой палисадник зарастает бурьяном; ты, когда переходишь дорогу на красный свет; он, когда терпит только до первой подворотни; мы, когда выступаем против платного контента в интернете; они, когда констатируют «очередной провал демократии». Путин – это наше уродливое отражение, наше страшное дитя. Почему мы хотим демократии, когда под кроватью у нас пыльно [6]? Почему мы отстаиваем права, когда половина России по утрам и/или часами работает дрелью?
Причем получается, что если «главный» – это мы, то его самый видный оппозиционер – это наши чаяния. Ни того, ни другого не появилось бы, если бы не мы, сидящие в той точке страдания, где смогли возникнуть они. А.А. Навальный – это переживания по поводу коррупции, национального вопроса, законодательной системы, пробок и многого другого. Посмотрев на него, можно увидеть лицо всей политически активной части населения – то есть около 35 % всего населения России.
В чем-то он талантлив, во многом искренен, выступает за честность. Но при этом довольно прост, а потому и глуп: в шарфе и с брелком – громко кричит в микрофон. Настоящий политик должен быть хитрым. А вот может ли он по профессии быть честным – я не уверен. Вот потому, наш президент – политик Путин, а наша надежда – блоггер Навальный. Получается интересная статистика: мы – это что-то, что всегда больше или равно 51%. Наши чаяния сегодня больше 25%, а оставшиеся 24 % – это пустота [7]. Не стоит воспринимать такой люфт как что-то отрицательное: для генерирования энергии нужно незаполненное пространство и чем его больше, тем для неё лучше, хотя для страны это может быть опасно.
Поэтому, может оно и лучше, что Навальный не победил. Нужно пользоваться таким люфтом, который у нас сейчас есть. Но пока мы будем заняты тем, что бьём кого-то керзаками, ничего к лучшему в нашей жизни не изменится – любые изменения будут яростно нами затоптаны. Поэтому начинать нужно не с себя, а с нас.
Конфуций, утверждал: чтобы навести порядок в царстве, нужно установить его в провинции; чтобы добиться этого в провинции, нужно навести порядок в семье, но перед этим необходим порядок в себе. Последний элемент он называл «быть порядочным человеком» [8].
Переводя это на отечественную жизнь, можно вспомнить монолог профессора Преображенского из фильма «Собачье Сердце»: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? ... Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах» [9].
Но проблема с цитатами в том, что найти подходящие можно почти к чему угодно. Афоризмы вредны – они мешают думать. Они заполняют наш люфт. Проверьте – сможете ли вы после прочтения этой заметки – не открывать другой; опустить глаза и подумать сказанным?
Подействовавшие (но не обязательно процитированные) источники:
6. Про «пыль под кроватью» у А.П. Чехова было, какой рассказ – не знаю.
7. Результаты выборов в мэры Москвы за 2013 г.
9. Фильм В. Бортока по повести 1925 г. М.А. Булгакова «Собачье Сердце» (1988 г.)