Настроение сейчас - Счастлив
[399x395]
[400x396]
Запись с концерта Ли «Скрэтч» Перри в Москве от 12 Июня 2013 г!
Послушать: http://vk.com/audios-18188713?album_id=38114574;
Скачать: http://files.mail.ru/4149B5F6B028497DA0D70FA0BFB15AA1.
Концерты Ли Перри напоминают беседу. Такое сравнение, должно быть, понравилось бы «Скрэтчу»: своё творчество он посвятил тому, чтобы наладить связь с Богом. Его инструментами были уши (дабы слышать) и музыка (чтобы сообщать). Причем второе нужно было людям, ведь Бог и так всё знает (и как продолжил бы Ли – «видит, слышит, чует и осязает: Скрэтч»). Реакция людей – это и есть коммуникация с Джа: ссылаясь на Библию, Перри утверждает, что «Глас народа – это голос Бога».
Дело в том, что, так и не побывав на концертах Ли, слушателю может быть не ясна эта особенность его выступление. Даже наоборот, записи некоторых из них могут казаться неслаженными и плохо проработанными, а такая дурная слава преследует не только концертники Скрэтча.
Однако, как говорится на Ямайке: “Who feels it – know it” («Кто чувствовал – тот знает»). На выступлениях основной упор Перри делает на связь с гостем его концерта. Он не увлечен пением, зато призывает остальных пожать друг другу руки; помахать ему; почесать уши, нос, глаза и ладони, потому что «чесать» на английском и означает «Скрэтч».
В Санкт-Петербурге одним из самых ярких подобных моментов была игра в мяч. Посередине концерта внезапно кто-то пустил на сцену большой надувной шар, Перри поднял его и кинул слушателям, началась игра, в которую, в конце концов, ввязалась даже охрана, стремясь отбить посылаемый им мяч. Правда скоро он лопнул, но уже через некоторое время на сцену выкатился другой (и откуда они там только взялись?!).
Весело было всем, и люди были счастливы. Но разве такое передашь слушателю? Он даже может не знать, что происходит! А тем временем куплеты и припевы не поются, песня состоит из набора слов, которые непосвященные считают «неритмичным бредом укуренного в молодости старика»: ведь и правда, что за “Push the ball – because the ball is the World” («Бей по мячу, потому что мир – это шар»)? Вот так и вешаются ярлыки. В творчество Перри нужно уходить с головой!
Однако всё это было в Санкт-Петербурге, но нашему вниманию представлен концерт в Москве, поэтому представляется нужным рассказать о его особенностях именно здесь, дабы не смущать слушателя моментами вроде тех, что были с мячом в культурной столице России.
Вообще-то, силе Перри может позавидовать любой 20-летний парень. Не совсем ясно, как 77-летнему старику хватает сил давать концерты с промежутком всего только в 18 часов, учитывая перелеты, подготовку и освоение на месте. А его концерты, между прочим, длятся более чем полтора часа!
Тем не менее, по энергетике, концерт в Москве прошёл, наверное, сильнее, чем в Санкт-Петербурге. Это несмотря на несносную жару в клубе и отвратительно настроенный звук в первые тридцать минут концерта Скрэтча (благо на записи это не отобразилось!).
Самыми колдовскими песнями здесь, должно быть, получились, “Madman” и “Chase Those Crazy Baldhead”. «Безумца» Перри посвятил Москве, жонглируя словами “Moscow”, “Mascoat” (Талисман), “Madcow” (Бешенная Корова). Однако всё это слышно на записи и особых пояснений не требует.
Интереснее будет рассказать о второй песне. «Прогони Этих Больных Лысоголовых» – популярна, прежде всего, тем, что она была спета Бобом Марли и записана Скрэтчем на его студии «Черного Ковчега» в 70-е гг. В России Перри изменил название, заменив слово “Baldhead” («Лысоголовый») на Cokehead (Coke – «кокаин»). Он объяснил это тем, что многие лысоголовые люди – хорошие, например, все дети лысоголовые, а любой ребенок – это Бог. Зато Ли натерпелся разных проблем от тех, кто зависим от кокаина. Против них и направлена эта песня.
Интересно так же и то, что в Санкт-Петербурге музыканты ещё не знали о вышеуказанном изменении и Перри исправлял их прямо на концерте, но в Москве они уже сразу пели «правильный» вариант. Забавно, что в Санкт-Петербурге музыканты думали, что поют не “Cokeheads”, а “Cockhead”, что можно перевести как «членоголовый». Это было видно по их недоумевающим глазам.
Так вот. Эта песня содержит особое послание, которое может быть понятна только посетителям концерта, но не «рядовым» слушателям. Как уже указывалось, на концерте стояла невыносимая жара: люди умирали от жажды, ледники таяли, а глобальное потепление меняло климат планеты. Поэтому Перри вынес из гримёрки две бутылки воды, открыл их и опустошил: одну – только чуть-чуть, а другую – больше, чем наполовину. Ли поставил их на сцену и пел (или, раз уж это «беседа» – говорил), что нам следует танцевать и прыгать, но главное – сделать прыжок в своей голове.
Затем, он что-то понял и сразу указал на воду: «Смотрите – вот здесь и находятся все ответы». От ударов баса и топания ногой, вода в бутылках тряслась и подпрыгивала. Перри начинает много говорить о Водном Сексуальном Танце и о Короле Артуре (King Arthur – King Water). «Делайте тоже самое, и получите любые ответы!». Всю оставшуюся песню, Ли, забыв о концерте, ставил опыты: он подбегал к каждой из бутылок и топал рядом с ними, сравнивая, где же вода будет подпрыгивать выше? Оказалось, что там, где воды меньше.
На самом деле это была демонстрация даоской мудрости: перед тем, как налить в чашку чая, предварительно нужно её опустошить. Другими словами, новые знания или ответы на какие-либо вопросы могут появиться только тогда, когда твоё сознание открыто и очищено от старых предрассудков, убеждений. А пока бутылка полна, то вода внутри не сможет ни прыгать, ни танцевать. Между прочим, тому же самому он учил и Боба Марли.
Поэтому, когда слушаете концерты Ли Перри, помните, что «Скрэтч» означает «чувство», а к чувствам относятся не только слух, но также зрение, осязание и нюх, которые, к сожалению, не всегда удаётся задействовать или даже знать. Но разве старичок виноват, что ты так и не зашёл к нему в гости?
Запись осуществили: The Selfplayers (http://www.selfplayers.com)
Фотографии: Сергей Аверьянов, Анастасия Гриднева.
Места: Moscow Hall (http://www.moscowhall.com), А2 (http://www.a2.fm)
CD-Maker: Lee “Scratch” Perry’s fan-club (http://vk.com/leescratchperry)
Статью написал и обложку оформил: Никулька.