Интервью провёл: Даг Уэндт (Dough Wendt)
Журнал: «Высшие Времена»
[Ниже идущего разговора о марихуане в журнальной редакции интервью нет – прим. переводчика].
Wendt: Ты ещё помнишь как первый раз курил траву?
Scratch: В тот момент я и правда чувствовал себя блестяще. Даже не знаю, что и произошло! Я отправился в необычное путешествие. Я был за пределами нашей планеты, в космосе. Потом я захотел вернуться оттуда, потому что путешествие напугало меня.
Позже, несмотря на всё, я попробовал снова и на этот раз поездка была достаточно милой. Она научила меня мудрости, знанию и пониманию, а потом вернула на Землю, чтобы я имел под собой твёрдую почву. Теперь я могу говорить с чем угодно! Чаще всего, я обращаюсь к земле, потому что у неё очень много силы. Если тебе кажется, что это не так, то как же тогда земля даёт жизнь деревьям или растениям, цветам? И как же тогда она кормит животных?
Итак, меня вернули затем, чтобы после путешествия я понял: Земля – это бог. И если ты нуждаешься в чём-то, то почему бы не постучаться и не спросить Землю?
— То есть трава была откровением (revelation)?
— И революцией (revolution).
— Какая разница между ямайской травой, Lamb's Bread, Goatshit и другими сортами?
— Sinsemilla. Lamb's Bread. Cannabis. Collie. Marijuana. Tampi – все это названия, люди просто дают траве имена. Травы, зелёные травы. Когда ты говоришь о зелёной травке, зелёной траве марихуане или зеленой траве гандже – ты имеешь ввиду зеленого джина.
Зеленый джин Богин.
Он заставляет ветер дуть и траву расти.
Он звонит в школьный звонок и заставляет людей петь.
Ганджа – древо жизни! Халлилуджа. Джахве. Джа Растафарай.
(The green genie Godeenie! * Гудини.
He makes the wind blow, the grass grow.
He makes the school bell ring and the people sing.
The tree of life – ganja! Hallelujah. Jahovia. Jah Rastafari).
— Ты написал песню Bushweed Corntrash («Ссорная травка»). Что это?
— От травки люди, обычно, испытывают разные чувства. Мы не ухаживаем и не поддерживаем должным образом ту травку, что сеем, и поэтому вместо хорошей марихуаны, получаем простой сорняк. Он не окажет духу никакой помощи. Более того, люди мешают такой сорняк с сеном, а курят, будто это божественная ганджа. Но, что ты вносишь, то и выходит. Ты не дал ничего и получил ссорную травку. Ты мешаешь сорняк с сеном и куришь, а потом утверждаешь, что это гробит твой мозг.
— В чём идея песни Herb Vendor? («Продавец травки»).
— С разных планет для Землян я получаю сообщения, которые должен передать им. Я иноплонечу их людям, передаю в музыке. Земляне могут услышать сообщения. (Поёт):
Даб есть Бог. Даб есть Бог.
Да, сразите травку.
Сразите травку, пока она не вздула мозг.
Сделай это Бог, сделай это Бог. Да!
(Dub it Iyah. Dub it Iyah.
Yeah, hit the collie.
Hit the collie \'til it swell your head now.
Do it Iyah, do it Iyah. Yes!)
— А как обстоят дела с травкой в Швейцарии?
— Всё в порядке. Мне кажется они не борются против неё. Они не ставят травку в один ряд с наркотиками. Они не расценивают её как наркотик (лекарство). Травка всегда выше этого. Подумай об этом.
— Группа The Upsetters («Возмутители») когда-нибудь воссоединятся?
— Нет, их больше не будет. Однажды я уже создал группу Возмутителей, они до того всех возмущали, что возмутили даже Бога! Им хотелось всех обвести вокруг пальца. Знаешь, они были расстроены [от англ. to upset – «расстраивать»] и потому стали плакать [The Wailers – от англ. to wail – «плакать», группа Боба Марли, в которую, без ведома Перри, перешли музыканты The Upsetters]. Тогда я дал им всё, чтобы плакать, забрав то, что возмущает. Я забрал их алкоголь, забрал их ром, и я забрал их массивные дрэды. Они были слишком ужасны (dread) для меня. Я избавляюсь от всего, что расстраивает меня, поэтому я и есть Возмутитель, я не хочу быть Расстраивателем.
— Ты восстановишь студию Чёрного Ковчега (Black Ark Studio)?
— Мне и правда хотелось бы этого, но я понял, что это вернёт то разрушение, что окружало меня. Вернёт даже смерть. Моя сила в том, чтобы быть живым и не поощрять смерть. Поэтому студия Черного Ковчега не вернётся. Всё, что является для меня проблемой, должно убираться – это и есть моя цель: избавится от этого. И меня не волнует насколько мощным это будет, даже если это вся сила мира – она должна катиться дальше.
— Что вдохновило тебя на альбом Who Put The Voodoo 'pon Reggae? («Кто заколдует регги?»)
— Некоторые из нас не чувствуют баланса, и чтобы стать уравновешенным, нужно следовать пути (по англ. track – это «дорога», а также «музыкальный трек»). Это меня и вдохновило. Через музыку мы делаем Большой Взрыв (big boom), а музыкальные треки – это танцевальная дорожка, по которой люди и должны идти.
Причем делается это не для того, чтобы потом называть «регги». В начале я вообще это никак не называл, но правительство решило смешать музыку с деньгами и дало ей имя «регги». Регги – это музыка, смешанная с деньгами, а я не хочу этим заниматься. Я и не занимаюсь. Но я благословляю тех, кто любит эту музыку и говорю им: «Прими её!». А у меня есть достаточно причин, чтобы не иметь с регги ничего общего.
Благослови тебя Бог, чтобы любить эту музыку, но лично я не буду говорить на эту тему. Видишь ли, я иду по следам Императора Хэйли Селласи. У него не было причин уходить из Египта, но он покинул его. По тем же причинам я должен выйти из регги. Просто я не хочу быть уничтоженным. Я послал вам пророка, но музыка не спасла ему жизнь.
— Ты говоришь о Бобе Марли?
— Это ты говоришь. Я не говорил. Я сказал, что посылал вам пророка. Если регги не может спасти его, то каким образом оно спасёт меня? Люди любят регги, я тоже его до сих пор люблю. Я не ненавижу регги, и не хочу чтобы ты думал, что я выбрасываю его как мусор. Это не так. Просто оно стало гигантом, и им уже нельзя управлять. Эта сила казнила бы меня, и поэтому я должен был сжечь студию Черного Ковчега, а потом – покинуть Ямайку. А иначе до разговора с тобой я просто бы не дожил! От меня им нужны мои регги-плёнки. Когда ты жив, то ничего не стоишь, но после смерти ты начинаешь цениться. В общем я должен умереть, то есть стать легендой. Тогда моих регги-плёнок будет продано куда больше.
— На рубашке, это пылающий солнечный лепесток?
— Да, огонь. Искрящийся огонь. Огонь Откровения. Откровение Иоанна Богослова.
— Огонь Конца Света, это он сжег Черный Ковчег?
— Да. Огонь снова вернулся как свидетель.
— Имеет ли это отношение к компании Island Records, которая не согласилась выпустить Roast Fish, Collie Weed And Corn Bread («Жаренная Рыба, Божественная Травка и Кукурузный Хлеб»), когда ты был на пике сил?
— Да! Этот альбом причина всей дряни!
— И несколько лет спустя ты выпустил сингл Judgement Ina Babylon («Процесс в Вавилоне»), на обложке которого Крис Блекуэлл [Chris Blackwell – владелец Island Records] изображен в виде вампира.
— Когда он боролся с Roast Fish, Collie Weed And Corn Bread, то вокруг возникала сила. Как я ещё мог назвать это, как не процессом? Я не мог назвать это правосудием (justice). Если бы я назвал это правосудием, то сразу бы убил его. Понимаешь? Это противоречило бы правилам Космического закона. Существует Космический закон и космическая энергия. Космическая энергия не хочет, чтобы ты убивал, потому что погода хочет быть наблюдателем, и если ты испортишь ей всё веселье, и Наблюдатель не увидит всего до конца, то он обвинит тебя в том, что ты испортил погоде всё веселье.
— Вчера ночью, на выступлении ты сказал: «Вы глухие? Я сделаю вас такими». Зачем тебе делать людей глухими?
— Ты не расслышал, я делаю их не глухими. Если ты закрыт, то я отопру тебя, а если мозг отопрется, то я открою его, а вместе с ним и твоё сознание, сердце. Я открою всё, что должно быть открытым! Ты можешь слушать: через уши можно раскрыть прошлое, и через музыку я подарю настоящее, чтобы ты смог попасть в будущее. Я говорю твоими ушами! Ты разве можешь услышать меня без ушей? Не имея возможности слышать, ты не услышишь меня. Не имея возможности видеть, ты не увидишь меня. Я ведь прав?
— Мы можем закрыть глаза, но не можем закрыть уши. Наши уши всегда открыты.
— Всегда открыты. Даже когда спишь. Даже когда видишь, то ещё и слышишь. Что-то другое – поющее.
— Ты часто ссылаешься на своё безумие или эксцентричность. Мне кажется, ты понимаешь, что на самом деле не сумасшедший. Ты используешь это, чтобы держать людей на расстоянии. Не это ли в действительности происходит?
— Слушай, я окружен людьми с потраченными в пустую мозгами. И когда я выпускаю свой луч, сканирующий луч, то блуждаю по их мозгам и не вижу ни кусочка, что заинтересовал бы меня, и я скучаю! Но если я сканирую мозг, и вижу, что он не потрачен впустую, что его можно задействовать и использовать, для создания чего-либо, то интересуюсь им. Вот тогда мне не скучно!
Оригинал: http://www.upsetter.net/scratch/words/outerview_wendt...
Переведено: 27.09.2008, отредактировано: 20.01.2013. Никулька.
Подробнее ознакомиться с творчеством и мыслями Ли «Скрэтч» Перри: http://vk.com/leescratchperry
Дискография: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3175256