• Авторизация


Масаки Кобаяси – Харакири (1962) 11-08-2012 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[569x700]

Режиссёр: Масаки Кобаяси (Masaki Kobayashi); оператор: Ёсио Миядзима (Yoshio Miyajima); композитор: Тору Такэмицу (Toru Takemitsu).
В главных ролях: Тацуя Накадай (Tatsuya Nakadai) – Хаширо Тсугумо;
Рэнтаро Микуни (Rentaro Mikuni) – старейшина Кагейо Саито;
Тэцуро Тамба (Tetsuro Tamba) – самурай Хикокуро Омодака.
Длительность: 133 мин. Япония, 1962 год.

«Подобно вестернам, самурайские фильмы отличаются не столько историей, сколько тем, что чаще всего именно здесь человеческая трагедия бросает вызов этическим нормам. «Харакири» – один из лучших таких фильмов, он повествует о ронине и его неразрешимой дилемме, связанной с правилами Бусидо – кодексом чести самурая. Герой неторопливо разворачивает её на протяжении всей истории перед старейшиной могучего клана и в результате, холодной обезоруживающей логикой унижает (и побеждает – Н.З.) могучего лидера в глазах множества его слуг».

Роджер Эберт (Roger Ebert).

 

[700x295]

 

Сюжет/историческая справка:

Журнал клана Ию:
«1630 год. 13 мая. Безоблачно, особенно жарко в начале дня. <…>
Около четырех пополудни самурай Ханширо Тсугумо, который когда-то

состоял в клане Фукушима из Хиросимы, появился у наших ворот».
Больше записей нет...


В Японии наступило мирное время. Не заботясь о последствиях, военное правительство (сёгунат) распускает самурайские кланы, в результате чего тысячи людей остаются без пропитания. В то же время не только моральные, но и правовые законы страны не позволяли самураям работать ни на кого кроме своего единственного хозяина.

Нищее существование – позор для самурая, и поэтому возникли случаи сэппуку (ритуального самоубийства), которое согласно кодексу позволяет воину уйти с честью. Те самураи, чьи Дома были распущены сёгунатом, обычно лишались хозяина, который не мог жить обесчещенным, и таким образом становились ронинами. Обряд харакири требовал определенных условий, так, было необходимо наличие двора, где ронин мог бы принести себя в жертву. Не имея собственного, опорочивший себя воин (он умирает позже своего хозяина) приходил в другой самурайский клан и просил предоставить ему место для сэппуку, где и совершал обряд.

[492x700]

Несмотря на широкую известность, ритуальное самоубийство всегда было редким происшествием и особенно в мирное время. Поэтому были случаи, когда восхищенные отвагой, а здесь, по сути, не виноватого ронина, уцелевшие кланы предлагали бедняге работу или деньги. Слухи об этом разнеслись по всей стране, возникали ситуации, когда ронины приходили с «угрозой» сделать харакири, рассчитывая, на самом деле, получить деньги.

Однажды в поместье самурайского клана Ию (об этом и повествует фильм) приходит ронин Мотомэ Тидзиива с просьбой предоставить ему двор для совершения сэппуку. Ему дали новую одежду и сказали, что скоро он встретится с их старейшиной. Мотомэ Тидзиива был счастлив, однако самураи, «умудренные» опытом, отказали ронину дать не только денег, но и отсрочку в два дня, заставив юношу («как он того и хотел») совершить сэппуку бамбуковым мечом.

Через некоторое время в поместье с той же просьбой приходит Ханширо Тсугумо – ещё один нищий ронин того же клана. Ему рассказывают историю о Мотомэ Тидзиива, однако Ханширо, несмотря на предостережение, повторяет просьбу о харакири. Готовясь к самоубийству, Тсугумо рассказывает старейшине и вассалам Дома Ию свою историю. По ходу рассказа лидер клана понимает, что ронин и правда пришёл умирать, но вместе с тем, его визит является завершением мести…

[700x295]

Рецензия:

Чаще всего фильм рассматривается как «антисамурайское моралите» и развитие антивоенных идей режиссера, выраженные в «резком осуждении самурайской этики». Наверное, это представление возникло из-за поднятого в фильме вопроса о пути самурая, когда Ханширо Тсугумо утверждает, что это – «только видимость», в то время как его антагонист, Кагейо Саито (старейшина клана Ию) отстаивал обратную точку зрения. По ходу фильма ронин доказывает, что честь даже самых достойных самураев лидера клана Ию – такая же «видимость», которую так яростно отрицает Саито.

На мой взгляд, здесь выражена не столько антивоенная идея (кажется, более близкая именно европейскому мышлению), сколько буддийский принцип срединности. Фильм повествует о двух крайностях (крайность разорения и крайность лицемерия), ведущие к краху. Ханширо Тсугумо являет собой принцип срединного пути, и говорит о том, что самурайская непоколебимость (как и вся этика воина) заключается не в силе намерения умереть (что являет собой крайность), а в его искренности. Именно в таком случае будет не важно, откладывает ли ронин харакири «на несколько дней», или не откладывает ни на мгновение.

Разумеется, всё это не значит, что режиссер не был борцом за мир. В 1942 году, будучи призванным в армию, Масаки Кобаяси служил в Манчжурии, где неоднократно отказывался от повышения по службе в знак протеста против войны. В результате Кобаяси так и остался рядовым, а вернувшись домой он занялся кинематографом, где довольно часто поднимал военную тему.

[700x495]

Как-то раз, пионер музыки регги и даб – Ли Перри, на вполне прямой вопрос: «это Вы изобрели даб?» ответил: «По-крайней мере так говорят люди». От него же я слышал: «Глас народа – это голос Бога» и не до конца понимал смысл этих слов. Фильм «Харакири» сделал картину более ясной. Ханширо Тсугумо не уверен: будет ли Мотомэ Тидзиива сопровождать его в загробном мире. Ведь вполне возможно, что его предшественник не попадёт в рай: несмотря на сделанное харакири ронин совершал сэппуку бамбуковым мечом, не смог завершить ритуал, а его намерения не были чистыми. В прошлом Ханширо дал клятву нести ответственность за Тидзииву, и теперь, когда тот умер, Тсугумо должен был обеспечить ему достойную загробную жизнь. Поэтому, приход Ханширо в первую очередь был не местью, но спасением души Мотомэ. Задачей героя было переубедить самураев в их правоте, доказать, что они ошибаются в своих суждениях. Ему это удаётся, в результате чего «благочестивые» самураи в глазах зрителей и самих себя становятся лицедеями и грешниками, а «безнравственный» «бамбуковый ронин» – святым мучеником. Таким образом, глас народа становится голосом Бога. Подобные идеи можно проследить и в индийских эпосах, на которых возникла ведийская, а затем и буддийская философия, несомненно, пропитавшие японскую культуру.

[700x297]

Придя к подобным выводам, я бы не стал называть «Харакири» антивоенным фильмом, осуждающим самурайскую этику. Это вполне традиционный буддийский фильм, повествующий о срединном пути праведного человека. Интересно (а может быть и вполне естественно), что тема крайностей проходит через всё творчество режиссера. Масаки Кобояси показывает зрителю то, к каким последствиям приводят абсолютная власть, богатство, красота, знатность и т.д. Всё безупречное заключает в себе опасность (иногда даже сверхъестественную), которая сильнее любого человека.

К смертельно опасным крайностям могут подвести не только личные качества человека, но и его жизненные ситуации, как, например, в фильме «Харакири»: ронин приходит в клан с «угрозой» сделать сэппуку, надеясь при этом на милостыню. В результате судьба играет с ним злую шутку и клан, под личиной праведности (другая крайность), заставляет его совершить харакири, за что, в последствие также платится. Здесь можно проследить социальную направленность фильма: если личные качества – это дар и испытания богов, то жизненные ситуации, в которые попадают герои, возникают из-за политики государства, лицемерия сословий и прочих ошибок человека. Хотя, впрочем, это снова может быть испытанием богов.

Говоря о технической стороне фильма «Харакири», режиссеру удалось собрать изумительную команду. В первую очередь нужно отметить смелость и талант оператора, снимающего чудесные картины подвижной камерой, а иногда – из положения сидя. Наверняка, фильм не оставил бы равнодушным Альфреда Хичкока, которому также мастерски как и Масаки Кобояси удавалось передать напряжение внутри и между героями. Неповторимой энергетике содействовали актер Тацуи Накади, сыгравший Хаширо Тсугумо и, по мнению некоторых критиков, «оттенивший самого Мифуни», а также композитор, принесший фильму награды с японских кинофестивалей за «Лучшую музыку к фильму» и «Лучший звук». Кроме того в фильме присутствуют великолепные фехтовальные сцены.

[628x485]

В Японии, помимо музыки, фильм получал награды за лучшую актерскую работу (Тацуи Накади), лучший сценарий (Синобу Хасимато), лучшую работу художника, а также просто за «лучший фильм». В 1963 году на каннском кинофестивале фильм «Харакири» получил спeциaльный пpиз жюpи, а также был номинирован на лучший фильм года (однако уступил работе итальянца Лукино Висконти «Леопард»). Ремейк этой картины, снятый японским режиссером Такаши Миике (о его фильме «Изо» можно прочесть здесь: ), стал первым 3D-фильмом, отобранным для показа на Каннском кинофестивале.

Также может быть интересным и то, что это один из немногих фильмов, которому «знатоки» кинематографа в сети интернет, любители всяческих «но» и «однако» без колебаний ставят оценку «10 из 10». Так ли это? Что ж, по-крайней мере так говорят люди…

[497x700]

Рецензия «Дисгармония Пера и Меча»:
http://www.kinopoisk.ru/user/1937943/comment/1456891/.
Трейлер (делает сюжет неинтересным, показывая всё сразу):
 http://www.youtube.com/watch?v=Yii6Qvx0HWI.
Смотреть фильм (качество 360 p):
http://vk.com/video-38666014_162523729?section=search
Скачать фильм (1,4 ГБ):
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=767722.
Доступен в BlueRay качестве (15,18 ГБ):
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3885959

[617x471]

 

Прослушать запись Скачать файл
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Масаки Кобаяси – Харакири (1962) | Voodooman - Дневник Voodooman | Лента друзей Voodooman / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»