• Авторизация


Обалдеть... 11-10-2005 19:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - Robbie Williams "Tripping"
Настроение сейчас - сижу и обббалдеваюююю

И вот такой чушью когда-то я страдал, намереваясь создать истинно научную работу... по песням гр. "Пилот"

Хана*, человечки**!
Выйти на улицу с острым железом***,
Не отвлекаясь на мелочи быта,
Подумать о чём-то большом**** и полезном****,
Что было когда-то, да нынче забыто.
Войти в чью-то дверь, поздороваться***** тихо,
Поставить оружие в угол у печки,
Предложенный чай, не обидев хозяйку******,
Отпить и подумать: хана, человечки*******!

* - Ожегов: то же, что капут (прост.)
** - в данном контексте: уменьшительно-уничижительное
*** - синонимия названия конкретного оружия, применимо для смягчения тона стиха (ср.: с острым ножом), указывает на невозможность совершения действия.
**** - противопоставление т.н. «мелочам быта», полное отречение от последних
***** - стихотворение построено инфинитивами – т.е. с одной стороны, указывает на невозможность совершения, с другой – на потерю веры в себя лирическим героем, и в то же время «хочу, но не могу». «Себя я ненавижу за то, что любить не за что, а других – за то, что ещё хуже».
****** - спор с самим собой: с одной стороны, «не отвлекаясь на мелочи быта», с другой – шаг в сторону их («не обидев хозяйку»)
******* - вновь говорит о возможности совершения желаемых действий лишь в мечтах.
Итог: временами для достижения передачи настроения автор использует просторечную, уничижительную лексику, но в то же время говорит о нереальности происходящего вполне обычно, используя инфинитивы (двойственность, очень часто встречающаяся в лирике гр. «Пилот»)

Питер.
Если стало очевидно, что солнце
Катится за край земли (1)
Значит скоро этот город проснется,
Выходи
Прогуляться по растоптанной грязи
Мимо завороженных октябрем
Пивных ларьков (2) и старой бани,
А потом
Мимо прокуренных угрюмых теток,
Шаркающих по домам,
Несущих свое счастье в кошелках
На съеденье козлам (3).
Разбросав остатки мата по ветру,
Скрючившись на сквозняке,
Догадаться будет очень несложно,
Что ты в Питере.
Здесь легко спутать небо с землею,
Ангелов и зверей (4),
Здесь на углу Степанова-Скворцова
Всегда день открытых дверей.
Здесь (5) цена на коленях девчонок
Еще с утра была в дневнике.
Здесь дворцы поликлиник прикрыли
Кости лежащих в земле.
Здесь ветра выдувают иней
Из-за пазух и рукавов,
Здесь, наверное, Петр Первый
Поехал крышей (6) от комаров.
Посмотри на алмазы в витринах
И на голод победивших в войне,
Где всем на все плевать с колокольни (7),
Скажи мне? Только в Питере.
Здесь зима промочила ноги,
Гриппом заболев, как и все (8).
Здесь рок-звездою может стать дворник
Вполне (9).
Здесь гопоту заменили бандиты,
А сытые прачки - царей,
А рядом со стихами на стенах
Списки телефонов блядей (10).
Прогуляйся мимо крепости вечной,
Где лечили людей колом,
Мимо тюрьмы кирпичной,
Что вышла замуж за роддом.
В золотом переливе церковном
Он стоит на болоте в дерьме (11),
Здесь в 72-м я родился
И пока еще живу в Питере.

1 – автор использует в изобилии шипящие и свистящие звуки, чтобы передать особое, осеннее настроение своего родного С.-Петербурга, которое в городе пребывает 24 часа в сутки. Рифма, в основном по стихотворению – явление чисто символичное, хотя можно доказать, что то, что есть – т.н. рифма перекрёстная. Что обычно используется поэтами для придания стихотворению некоторой неспешности, которая именно в «Питере» весьма кстати.
2,11 – явное противопоставление. Столь обыденные вещи, как пивные ларьки и старая баня, у автора являются «завороженными октябрем», то есть уже этим причастным оборотом он настраивает нас на лирический лад – причём, там, где лирика сама по себе отсутствует. Точно тот же приём – и в строчке «в золотом переливе церковном он стоит на болоте в дерьме». Вновь – «безлиричная лиричность», вновь – способ контрастов. Необходим для показания «двойственности» города Питера и мыслей вроде: «пусть плохонький, да мой». И в плохом есть что-то хорошее – вот смысл противопоставлений.
3 – слово, на жаргоне обозначающее человека, не очень хорошего, гада. Жаргоном и бранной лексикой автор пытается передать городской дух, речь обывателей, их повседневную жизнь. Смотрит на тех людей, что живут среди прекрасных церквей и не видят их, подобной лексикой указывает на их моральный уровень. Вероятно, здесь заложена мысль: чёрного кобеля не отмоешь добела. Если у тебя нет понятия о моральной красоте, то ты не поймёшь её в любом виде.
4 – противопоставление, не спрятанное глубоко в текст: для большего проникновения в стихи тех, кто слышать их не умеет или не хочет. И одновременно для окраски своего родного города в чёрный и белый цвета сразу.
5 – на протяжении всего стихотворения используется слово «здесь» (Ожегов: в этом месте). Этим словом автор и подчёркивает факт значимости Петербурга (ИМЕННО здесь, а не, допустим, в Москве), и хочет перенести сюда слушателя, заинтересовать его. Незаметное «сверх» - это моя Родина, и что бы здесь не происходило, оно прекрасно именно ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
6 – Крыша поехала (разг., ирон.) – тронулся, не совсем нормален. «Наверное» может передавать личностные переживания: подразумевается «если я, то, вероятно, и он Тоже». Внутреннее сопоставление всех жителей данного города: от рядового жителя (повествователя) до царя (Петра Первого). Все равны, все могут «поехать крышей» - таков уж Питер.
7 – Плевать с колокольни – разг. выражение, равное аналогичному «не обращать внимания ни на что», «быть выше всего этого». Риторический вопрос: «Скажи мне…?» тут же получает логический ответ: «Только в Питере». То есть, и реальность не самая лучшая, но тем не менее – ТОЛЬКО в Питере. И «пока ещё живу в Питере» - Родина, где отвратное превращается в произведение искусства.
8,9 – вновь обороты, уравнивающие всех со всеми, делающие возможное невозможным. В об. 8 для этого даже используется одушевление Зимы – но не так, как это делал Ф.И.Тютчев (Чародейкою зимою околдован, лес стоит), а вполне прозаически – делая это время года больным гриппом. Развёрнутое сравнение – показывающее совершенно всепогодную питерскую зиму.
10 – просторечное слово, имеющее эвфемизмы «проститутка», «шлюха», но которое обычно используют простые люди именно в С.-Пб. А также: Стихи и Телефоны стоят в двух сантиметрах друг от друга, на одной стене, «невозможное возможно». Любимая «Пилотом» двойственность.
Песня, исполненная противоречиями и красочно описывающая Петербург именно благодаря им. Скрытое восхищение с виду не слишком красивой Родиной, её единственность и сильное влияние на слушателя посредством легко усваиваемой и просторечной лексики. Очень открытая, честная, но одновременно тяжёлая для тех, кому Санкт-Петербург родиной не является, песня.
Стаи (о нехороших людях).
Не давай им хлеба из рук,
Не учи их быть сильнее тебя,
Не клади им палец в рот
И не спи при них в открытом поле.
Будут стаями, стаями кружиться
Над тобой…
Они могут вдруг стать тобой,
Они могут превратиться в свет,
Они будут ждать начало конца,
Но не жди от них спокойных песен.
Будут стаями, стаями кружиться
Над тобой…
А когда кто-то глянет на дверь
И увидит там их,
Мы спасемся за чистые стекла весны,
Мы покинем их, и будем правы.
Чтобы стаями, стаями кружиться
Над собой…

Про кота.
За пятью холмами под лиловым (1) небом
Стоит дом.
У окна, на кресле, под зеленым (1) пледом
Спит он.
Убежали люди, бросив вещи,
Такая вещь - война.
Своя шкура дороже (4), понятное дело,
Забыли кота.
Было время вспомнить
И взять его с собой,
"Но до зверей ли тут?" -
Скажет вам, наверно, любой.
Там, где в гриве лошадь
Золотистый (2) вечер несла,
Ходит кот унылый (5)
Во сне. У всех просит молока.
Встретят его скоро
У ворот небесных теплом,
За пятью холмами, под лиловым небом
Стоит дом (3).

Смысл этой песни немного напоминает конец чеховского «Вишнёвого сада», только там в качестве забытого – старый слуга Фирс. Тема забытости, одиночества, обречённости – ключевая на всём альбоме «Война». И не случайно на обложке диска красуется надпись «Всем забытым и неучтённым посвящается».
1 – наконец-то появляется цветопись. Нам словно бы рисуют картинку лилового и зелёного цветов – цветов, всячески успокаивающих. И дальше опять следует контраст – война совсем с этими цветами не ассоциируется. И невольно чувствуешь, что, возможно, война убьет все краски жизни вместе с тем «неким», спящим у окна на кресле.
2 – тёплый, золотистый цвет. Автор нарочно подчёркивает, что он уже БЫЛ, а никак не ЕСТЬ – «там, где в гриве лошадь золотистый вечер несла». Всё уже потеряно, а в особенности – для главного героя этой песни. И глаголы прошедшего времени «было время» дают некоторую обречённость – всё загублено. Это – разрушение мира, констатация его смерти, и, как всегда – «встретят его скоро у ворот небесных теплом…». И всеми вышеперечисленными языковыми средствами автор пользуется, дабы заставить нас прочувствовать всю обречённость жизни через такое мелкое существо – забытого всеми кота.
3 – круговая (концентрическая) композиция. Всё заканчивается тем же, с чего и начиналось, и, как, мне кажется, это нужно для выявления скрытой до этого истины: всё вернётся в своём первозданном виде, и в принципе мир меняется, только наращивая или теряя уже имеющиеся свойства (кольцевание, см. Ниже).
4 – «Своя шкура дороже» - резко негативная оценка поведения. Выражает авторские чувства по отношению к сбежавшим, то есть настоящие авторские чувства – мыслью он хочет их оправдать («Но до зверей ли тут?»), но душой всё-таки не оправдывает.
5 – унылый (испытывающий или наводящий уныние). В данном случае – придание предмету, в принципе не могущему быть таковым (кот), чисто человеческих чувств и говорящее о том, что на самом деле таким «котом» может быть любой из нас. Своей близостью к слушателю, наверное, эта песня и понятна многим людям и сильно на них влияет.

Джаз
Проснись, когда ходят кони
Вокруг и лезут мордой в руки.
Свой хлеб кто-то променял на дождь
И холод зимних улиц.
Улетят детской сказкой о тепле,
Сжигая небо птицы.
Улетая к звезде.
В полет тихо соскользнули
Друзья, счастливо улыбаясь.
С руки сняв ремень, иду один
Вокруг луны, и бьются
В окно, заблудившись во сне
Потерянные лица,
Улыбаясь звезде.
Усни, если хочешь быть вдвоем
Наедине с собою,
Урчит кошка, слизывая сны…
И уплывет рекою
Далеко, где в высокой траве
Уснули насмерть люди,
Пробираясь к звезде.

Образец так называемой «психоделической» поэзии – то есть нисколько не трогающей разум, зато мёртвой хваткой берущей за душу. В «Джазе» есть что-то особенное, что объяснить невозможно – хотя посредством сердца понимаешь абсолютно всё. Невозможно выделить отдельные слова, выражающие экспрессию этой песни, единственное, что замечаешь – несколько странное построение предложений (И уплывёт рекой далеко, где в высокой траве…) и несколько нелогичные связи слов (вдвоём наедине с собой, уснули насмерть, кошка слизывает сны). Мне кажется, что именно в этой песне на нас действует лишь «логика как полное отсутствие таковой» и необыкновенно проникновенное исполнение. Вот в чём дело – таких песен у «Пилота» очень мало.
Пешком по шпалам
По дорогам жаждущим,
По дорогам (1), жаждущим тепла
Я шагаю налегке,
Посланный за смертью (2) с рюкзаком.
И стук колес играет старый блюз (3)
По шпалам мимо нот.
За вином и музыкой
Проходит быстро жизнь моя,
И летают бабочки
Над стаканом водки. Светофор (4)
Мигает глазом, своим обкуренным зрачком
Меняя цвет…
Пешком по шпалам на юга,
Где солнце, море, воздух,
Пиво, водка, бабы и луна (5).
По карману шарится
Заветный стольник и билет,
По земле катается
Пустая кружка и сухарь
И скрип нажатых тормозов
Стирает ржавые дома (6)
Пешком по шпалам на юга,
Где солнце, море, воздух,
Пиво, водка, бабы и луна.
По-моему, песня как нельзя лучше описывает состояние «бродяги по жизни», до сих пор не нашедшего свою правильную дорогу. На протяжении всего стихотворения его бросает из одной крайности в другую.
1 – одушевление неживого предмета (в данном случае придание жизни дорогам). Неудивительно – что для бродяги ближе дороги? Только она делит с ним радость и печаль, чувства и мысли. Так что вполне логично, что дорога приобретает то самое, что чаще всего присуще лирическому герою – ожидание тепла.
2 – от «хоть за смертью посылай». Здесь «посланный за смертью» носит иронический характер – когда так говорят про другого человека, имеют в виду, что его очень долго нет. Сам же лирический герой понимает, что его блуждания продлятся ещё очень долго, а может быть и нет (кто же отгадает эту Смерть…). У нас невольно просыпается сожаление к бедолаге, что никак не может приткнуться ни к чему.
3 – очень оригинальное сравнение стука колёс поезда с блюзом, играемым мимо нот. Автор имеет в виду, что как в неверном блюзе не поймёшь, какая нота пойдёт следующей, так и в пути – дорога может выдать любой поворот. Эта же фраза – о растерянности едущего персонажа. От этого, возможно, и появляется стакан водки – от необходимости убить время. Но совершенно не случайно песни на диске расположены именно в таком порядке – последующее стихотворение полностью решит все проблемы «идущего по шпалам».
4 – вновь одушевление, придание вечному спутнику путешественника – светофора – «обкуренных зрачков». Вполне понятное ощущение смотрящих в окна, когда поезд проезжает светофор за светофором, и каждый раз их глазки разные. Вновь указывает на общую сумасбродность поездки и на некоторое сближение путника с дорожными атрибутами.
5 – поезд становится невыносимым, и лирический герой выходит. Наверное, он уже не понимает ничего, или просто уже нечего хотеть – но «стук колёс» как скованность рельсами меняется на вольный путь пешком, а жизнь – на волю, о которой он мечтает (волю, к слову, промежуточную и пригодную только понимающим её промежуточность). Здесь же – «джентльменский набор» любого неприкаянного романтика – солнце, море, воздух, пиво, водка, бабы и луна.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Tramontina 12-10-2005-11:51 удалить
"...скрытое восхищение с виду не слишком красивой Родиной "  - так мог написать человек, который в Питере никогда не был. это самый красивый город на свете. отвечаю.
Yolkagod 12-10-2005-18:19 удалить
Я был в Питере!
И, если он красив внешне, то подворотни и все, о чём поёт Илья Чёрт, оставляет желать много лучшего.
так что не надо скоропалительных выводов.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обалдеть... | Yolkagod - Путь долог... но мы ведь не испугаемся, правда? | Лента друзей Yolkagod / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»