Это цитата сообщения
Mila111111 Оригинальное сообщение"Неужели я гений?".
Все мы вечные ученики во Вселенной и если процесс обучения прекращается - мозг претерпевает изменения. Итак, "Когда у Эйнштейна однажды спросили, чему равна скорость звука, он ответил: “Я не знаю. Я не перегружаю свою память данными, которые можно легко найти в справочнике”. Вопреки многочисленным мифам,
далеко не все великие гении — ходячие энциклопедии. Однако они знают, где отыскать то, что им нужно, когда понадобится. Я называю такое качество метаспособностью — фундаментальным навыком,на котором базируются все остальные. Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком — частично из-за
дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении.
“Он развивался в детстве медленнее обычного, — вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. — У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет”. Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: “Ты никогда ничего не добьешься...”. Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.
Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности. Но на двадцать шестом году жизни Эйнштейн совершил неожиданное. Летом 1905 года он опубликовал свою специальную теорию относительности, содержавшую знаменитую формулу E = mc2. Шестнадцать лет спустя он стал лауреатом Нобелевской премии и приобрел мировую известность. Даже сегодня, через 40 лет после кончины ученого, его вдохновенный взгляд, кустистые усы и копна седых волос для всех нас остаются квинтэссенцией образа,а его имя — синонимом выдающегося ума.
Какие же типы умственных упражнений можно предложить человеку в качестве аналога качелям, лесенкам и “беличьим колесам” в крысиных клетках? Сам Эйнштейн имел некоторые соображения на этот счет. Он полагал, что можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запретами.
Эйнштейн относит открытие теории относительности не на счет своего особого дарования, а напротив — на счет собственного так называемого “задержавшегося” развития. “Нормального взрослого никогда не станут беспокоить проблемы пространства и времени, — рассуждал Эйнштейн. — Есть вещи, о которых задумываешься только в детстве. Но мое интеллектуальное развитие задержалось, в результате чего я начал размышлять о пространстве и времени, будучи далеко не юным”.
В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. “А что, если... — подумал он тогда, — лететь рядом с лучом света с его же скоростью?”
Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что“много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше”. Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.
Многолетние исследования привели меня к окончательному выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем, что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь собственными смутными, подсознательными ощущениями. Как правило, это умение развивается у них в таком раннем возрасте, что со временем они просто забывают его секрет. Все происходит автоматически, и потому гении, так же как и простые смертные, склонны к самым мистическим представлениям о том, как им удалось достигнуть столь выдающихся результатов.
“Образование, — заметил однажды Эйнштейн, — это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе”. Кто из нас хотя бы раз не оглядывался с сожалением на годы зубрежки таких непостижимых предметов, как физика, химия, тригонометрия, история, французский и испанский? Кого не поражала мысль, что когда-то мы в самом деле знали, как читать Периодическую систему элементов Менделеева, как решать квадратные уравнения, вычислять траектории падающих тел, могли назвать даты исторических сражений войны 1812 года и спрягать французские глаголы, а затем моментально все позабыли? К тому времени, когда мы начинаем работать, большинство в лучшем случае помнит лишь таблицу умножения. На любого, кто в состоянии поддержать беседу на иностранном языке, мы смотрим с трепетом. Наши рабочие столы завалены непрочитанными журналами, компьютерными руководствами, сообщениями и книгами всех сортов, однако немногим из нас удается избежать досадного чувства deja vu1. На службе, как и в школе, мы чувствуем себя перегруженными информацией, значительно превосходящей по объему нашу память.
МЕТОД СОКРАТА
Сегодня многие думают, что система образования занимается впихиванием информации в головы студентов. Однако
латинское слово educare буквально означает “вытягивать”. Ведь в древности работа преподавателя состояла в вытягивании из учеников их собственных предчувствий и прозрений. Английское слово educate происходит от латинского educare,
“вытягивать”. В древности люди верили, что источник мудрости расположен внутри человека. В Афинах великие учителя “вытягивали” из студентов их тонкие прозрения, пользуясь системой сократовских вопросов. Образование следовало тогда методу Сократа. Хотя он и не был его автором, тем не менее активно популяризировал. Согласно методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения. То, что ученики сами находят ответы, используя собственные догадки и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода, но отнюдь не единственной. Метод Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции — софисты — могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило “вытягивание” восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма “Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать”.
Метод Сократа позволил Афинам — городу с населением меньше 100 000 человек — достичь небывалых высот культуры и образования, внушающих благоговейный трепет и 2400 лет спустя. Этот метод вплоть до середины девятнадцатого века составлял основу педагогики Запада.
Затем неимоверное количество учащихся, заполонивших американские общеобразовательные школы, заставило преподавателей отказаться от сократовского подхода. Столкнувшись с классами, насчитывающими сорок, а то и шестьдесят детишек с неиссякаемой энергией, учителя уже не могли улучить свободную минутку, чтобы во время урока задать вопросы в сократовском стиле хотя бы одному-двум ученикам.
Именно в этот момент прекратилось преподавание и началось обучение.
Сегодняшние дидактические методы исходят из того, что каждый студент — это “пустой горшок”, который в процессе учебы должен быть наполнен. Только сегодня мы начинаем понимать, какую цену заплатили, отказавшись от преподавания в пользу обучения. Поэтому процитированное выше замечание Эйнштейна “Образование — это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе” приобретает новый горький смысл для современных педагогов.
книга В.Венгера и Р.Поу "Неужели я гений?".
Скачать книгу: 540KB http://www.sendspace.com/file/m2hpsw
Нашла здесь:
http://nedorazvmenie.livejournal.com/790517.html#cutid1