Про науку.
26-01-2014 21:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Когда я начала писать свои курсовые и дипломную работу, основой своего подхода видела создание системы ориентиров. Так и написала. Не вполне очевидно для тех, кто не умеет видеть главное, но вполне внятно для своих. Теперь у меня действительно есть система ориентиров, и с каждым днем она крепнет. Теперь, читая статью какого то автора, только по стилю изложения материала я уже могу предсказать его результаты и довольно легко отличаю резонера и пустослова от перспективного исследователя, вне зависимости от соц статуса, званий и титулов. Созданная система постепенно обрастает критериями.
Но есть одно "но". Для себя я подразделяю так называемых "деятелей науки" на исследователей и имитаторов, и критерии для этого вполне определенные - методы и результат на который ориентирован конкретный человек. Имитаторы очевидно наносят науке вред - отягощают общее пространство пустословием и мешают поиску стоящих работ, и даже если и строят свои исследования на основании перспективных идей других авторов, то делают такие выводы, что хоть стой, хоть падай. Я все больше прихожу к выводу, что такие люди не обладают необходимым для исследователя типом мышления, потому и видят суть научной работы несколько иной, нежели те, кто способен сделать вклад в науку. Проблема в том, что все эти люди присутствуют в науке прямо сейчас, и уходить, в общем-то не собираются. Они занимают именно те посты, которые были их целью с самого начала, и их то как раз все устраивает. Да, они констатируют кризис нашей науки, и активно предпринимают меры для выхода из этого кризиса. Проблема в том, что кризис вызван их присутствием в науке. И та модель, которую я создала, делает это очевидным.
Не устраивает эта система по большей части тех, кто хотел бы реально что-то узнать или исследовать. Побившись головой о стену, помаявшись в нищете, реальные исследователи сталкиваются с необходимостью выжить. В итоге находят какую-нибудь работу, за которую платят, и уходят из науки. Уходят не потому, что платят много, а потому, что в науке не платят вообще, а реальная научная работа требует реальных затрат интеллектуальных, эмоциональных и материальных ресурсов. То есть, перспективный студент или аспирант или докторант выкладывается по полной не получая взамен даже минимального обеспечения для восстановления сил. Имитатор в тех же условиях вкладывается по-минимуму и имеет возможность заниматься чем то ещё - развлекаться, работать и зарабатывать в другом месте+ получает бонус в виде ученой степени.
Нынешняя система высшего образования нацелена на то, чтобы создавать имитаторов. Совершенно естественно, что именно имитаторы и стоят у руля и не заинтересованы выпускать его из рук.
С другой стороны, они реально не состоянии оценить положение дел в науке, и не способны выглянуть за пределы усвоенного алгоритма действий. Разрушить эту бюрократическую до мозга костей систему при помощи другой бюрократической системы невозможно. Бюрократы через какое то время будут добросовестно рапортовать о достигнутых успехах и поувольняют все сколько нибудь живое и идейное, что каким-то чудом сохранилось после стольких лет гонений на науку в нашей стране.
Единственный способ свалить эту систему - заставить их принять жесткую систему качественных оценок, не зависящую от мнения эксперта, которая впоследствии станет приговором для них самих. Сделать такую беспристрастную измерялку, которая померит границы способности или неспособности к научной деятельности каждого конкретного исследователя, через оценку его конкретных работ.
Пока я не видела ничего более пригодного для этих целей, кроме того, что я сама же и сделала. Беда в том, что в науке я никто, и не смогу выжить физически если продолжу заниматься тем же самым, и даже позволить себе дальше учиться уже тоже не могу - надо срочно найти оплачиваемую работу и хоть как- то встать на ноги.
В ближайшее время я пополню ряды тех, кто ушел. Доклад на кафедре в этот четверг - последнее, что я могу сделать для науки. Только я уже знаю, чем все это закончится - мою работу либо исказят, либо забудут.
Это моя самая большая печаль и боль на сегодняшний день.
Однако, моей основной целью с самого начала было стать специалистом очень высокого уровня. Эта цель достигнута. Другое дело, что в науке не существует возможности для моей самореализации как специалиста. Теперь надо искать способ реализовать себя как то иначе.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote