• Авторизация


Рабочие моменты. 01-10-2013 11:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Села окончательно собрать материалы для первой лекции и делать презентацию, и обнаружила, что число непонятных обычным людям терминов гораздо больше, чем я думала.
У меня давно продуман план лекции и есть представление о том, как рассказывать простым обычным языком, создав достаточно внятный образ подобия. Но когда приступаю к конкретике, залипаю в тексты про субъекта, нативистов и эмпиристов, пишу про дифференциацию, когнитивное развитие... короче, перехожу на язык, непонятный не специалистам(((
Прям даже не знаю как поступить. Заменить термины аналогами из обычного языка возможно далеко не всегда. Давать пояснение после каждого термина тоже не выход - не факт, что люди запомнят. Вот сижу бьюсь с переводом с научного на обывательский.


Столкнулась тут в комментариях в дружественном дневнике с рассуждениями обывателя на тему моих лекций. В целом, представление сводится к тому, что человек со степенью будет рассказывать о своём личном опыте, то есть научный работник, это такая же тетя Маша как и соседка, но только больше уважаемая, потому что диплом и степень. То, что наука это коллективный труд многих сотен исследователей, и что вклад отдельного человека в науку как крошечная капля в огромном море, обыватель даже и представить не может. А я то недоумевала почему владелица местечкового клуба говорит кто из людей, фактически выполняющих функции рядового работника детского сада, то есть выпускника ПТУ, в лучшем случае техникума по-старому, какой научной квалификацией обладает. То есть обыватель хочет, чтобы его ребенка воспитывал исключительно доктор наук, и не важно, задачи какого уровня предстоит выполнять. У обывателя востребовано не качество результата, которое он не может не представить, ни оценить, а авторитетность.

Исходя из этого, если я объясняю понятно - с точки зрения обывателя, я недостаточно авторитетный специалист, если в терминах - то получится непонятно и нафиг оно вообще сдалось, кроме как самоутвердиться и возгордиться на тему "я такие сложные вещи послушал".

Поэтому задача с переводом не так проста как кажется.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
shiva10hands 01-10-2013-12:17 удалить
Предложу опыт наших преподавателей на открытых лекциях для неспециалистов. Выбираем несколько терминов, которые хотя бы по несколько раз повторяются. По ходу появления их в лекции делаем кратенькую сноску с ярким примером. При последующих упоминаниях в лекции используем научный термин, двумя словами напоминая про связанный с этим пример. Если же термин упоминается единожды - либо не используем, либо вставляем его пару раз еще в лекцию.

Пример:

... обратите внимание, что когнитивное развитие ребенка должно стимулироваться соответственно его возрасту. Когнитивное развитие это развитие всех мыслительных процессов: памяти, логики (и далее определение). То есть, например, четырехмесячная Маша случайно стукнула папу погремушкой и он очень смешно закричал. Маша это запомнила и на следующий день стукнула его еще раз. Снова было смешно. Потом она подумала, почему бы не стукнуть его чем-нибудь еще и стукнула его кубиком. Папа снова закричал, а Маша засмеялась. Так Маша узнала новое, запомнила соответствие и сделала свой первый вывод. Это и есть когнитивное развитие, а папу всё равно жалко.
(и потом, если в лекции всплывает этот термин снова) ... необходимость стимулировать когнитивное развитие - помните про Машу, которая хотела узнать, будет ли папе так же больно от кубика как и от погремушки - так вот когнитивное развитие должно стимулироваться и поощряться.

Примерно так. Публика будет думать, что выучила новое слово, поняла суть лекций и еще развлеклась.
shiva10hands, спасибо, поняла. Меня как раз термин когнитивное больше всего и напрягал.))
То есть, давать максимально примитизированное пояснение подкрепленное наглядным примером.

У меня была идея вообще всё перевести в наглядный образ, оставив только привязку ко временным показателям, и рассказать про мышление как некую историю разворачивания освоения всего, объяснив почему именно так. Максимально понятно и вообще без необходимости использовать термины. Но боюсь, что понятность некоторым людям может не понравится.
Совсем не представляю какая аудитория соберется. Я знаю, как бы я рассказывала "своей" аудитории, с которой я общаюсь в быту, или научной аудитории. Но не представляю, чего бы хотели услышать люди, типа давешнего моего оппонента в комментариях у Иштар.
shiva10hands 03-10-2013-00:05 удалить
Яблоко_Евы, ну, этого оппонента мы знаем... никогда не стоит делать расчет на самых недовольных, им никогда ничего не нравится. Вот у меня детская аудитория (8-13 лет), в ней всегда есть один человек, который недоволен тем, за что он заплатил свои деньги (дада, дети сейчас именно так и мыслят). Раньше я пыталась и таким угодить, но снисхождение это большее, на что можно рассчитывать.
Обрати внимание на тех, кого ты считаешь "своей" аудиторией. Пусть это будет не 100, не 90 и даже не 80 процентов аудитории, но, если именно они останутся довольны, тогда всё удалось. Увидев положительную реакцию большинства, к ним примкнут еще 10 процентов, тех, кто сомневался. Неизбежно всегда кто-то будет недоволен.
Опять же из моей практики. В начале года набирается группа из 12 детей, к ноябрю их 10, к январю - 8. А потом эти 8 занимаются 3-4 года у одного преподавателя.

Может, похоже на статус из соцсети, но важнее же не то, что они хотят услышать, а то, что ты хочешь им сказать.
shiva10hands, спасибо. Да, знаю, пытаться подстроиться под тролля - заранее проигрышный вариант.
Как бы ни готовилась страшно - ужас как. Давно на табуретке не стояла)). Знаю, надо сосредоточиться на тексте, и взять друга дл поддержки, и всё равно первый раз самый страшный))
shiva10hands 03-10-2013-12:23 удалить
Яблоко_Евы, тогда удачи! Желаю доброжелательной публики!
tanushichka 28-10-2013-16:50 удалить
Все задачи не так просты, ты права.


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рабочие моменты. | Яблоко_Евы - Дневник Яблоко_Евы. | Лента друзей Яблоко_Евы / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»