Такой порядок правилен, так как не следует, возбуждая в судьегнев, зависть и сострадание, смущать его: это значило бы то же, как если быкто-нибудь искривил ту линейку, которой ему нужно пользоватьс Кроме того очевидно, что дело тяжущегося заключается не в чем другом,как в доказательстве самого факта: что он имеет или не имеет, имел или неимел места; что же касается вопросов, важен он или не важен, справедлив илине справедлив, то есть всего того, относительно чего не высказалсязаконодатель, то об этом самому судье, конечно, следует иметь свое мнение, ане заимствовать его от тяжущихся.
http://bit.ly/jfesuW
Причинаэтого в том, что знание есть уразумение, а одним и тем же уразумениемвыясняют и предмет, и его лишенность, только не одинаковым образом, и внекотором смысле оно имеет дело с тем и с другим, а в некотором смысле -больше с действительно существующим; так что и такого рода знания хотя идолжны быть направлены на противоположности, но на одну - самое по себе, ана другую - не самое по себе, ибо первую уразумевают как самое по себе, авторую - в известной мере привходящим образом, ибо противоположное [первой]объясняют через отрицание и удаление; в самом деле, противоположное - этоосновная лишенность, а она и есть удаление одной из обеихпротивоположностей.