Посещая в Казани Национальный музей Республики Татарстан, я обратил внимание на одну из работ художника Ильяса Файзуллина «Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз» (2005)… На картине показаны разные этапы из истории Казанского ханства. Основное событие – взятие Казани войсками Ивана IV Грозного.
Событие происходит 2 октября 1552 года. Композиция состоит из двух основных групп. Слева: русские воины во главе с одним из военачальников. Справа: люди из казанского дворца (женщины, старики, дети), одетые в лучшие «преиспещреннейшие» одежды. Вышли навстречу русским воинам «ибо прельстися те на красоту их и живы они будут.
Повсюду на картине видны россыпи драгоценностей. «Когда войска русские ворвались в город, он был полон самой драгоценной добычи: злата, серебра, камней драгоценных, кипел соболями и иным великим богатством. Так, что все сбежались в крепость не для бранного боя, а за обильной добычей». Казанцы же тем временем воспользовались этим и, подтянув свои силы, пробовали возобновить бой и стали теснить русских. Русские, побросав добычу, бежали с криками: «Секут! Секут!». Но на помощь им был выслан резерв в 20 тыс. воинов. Казанцы были вынуждены отступить.
На среднем плане в центре происходит сражение, охватывающее длительный период взятия Казани: рушатся стены, слышны возгласы и крики, сплелись в схватке воины русские и казанские. Гибнут люди, падают замертво лошади. В небе—образ Ивана Грозного. Он распростер руки над городом. По его приказу происходит уничтожение людей и города.
Внизу в центре: царица Сююмбике и ее малолетний сын Утямыш – гирей. Они как бы взирают из московских палат на происходящий в Казани ужас. Будучи малоопытной в управлении государством, она поверила, что московский царь не станет вводить войска в Казань в случае пленения ее и сына и возведения на казанский престол его ставленника Шах-али. Она приносит себя и сына в жертву ради спасения государства. Ее увозят в так называемый «почетный плен». Решение это с ее стороны можно было бы назвать исключительно мудрым, имей она дело с нормальным цивилизованным противником. Увы! Она обманута. Вопреки своим обещаниям, через год после ее пленения, Иван Грозный завоевывает и уничтожает Казань.
Внизу слева— священник, благословляющий русских на бой.
Ему противостоит казанский священнослужитель с Кораном в руках (внизу справа). Надо отметить. Что в лицах на картине нет ненависти. Есть усталость. Отрешенность. Горе осознанных потерь. Война всегда чудовищна. Война – всегда горе и для мусульманского народа и для христиан.
Таково решение автора.