Сегодня продолжу рассказ о своих коротких путешествиях по Русскому Северу.
В ноябре стала возможной очередная поездка в Новгородскую область, на этот раз в бывший Спас-Оскуйский монастырь, что под Малой Вишерой.
Это благодаря Сибирцеву Володе я узнал об этом месте. Ребята собирались его посетить, пригласили с собой, но сами в итоге передумали и ушли на Ладогу, я же решил планы не менять и до погоста добраться.
Нашел подробное описание тех мест, поблагодарил мысленно авторов и стал готовиться. Идти одному было нежелательно, и очень хорошо, что мой новый знакомый Василий согласился составить компанию. Один я бы сто раз подумал, переть через все эти болота или лучше вернуться, и не факт, что в какой-то момент рискнул бы идти вперед, а вдвоем не так страшно, если есть кому подстраховать.
Описание маршрута, правда, больше соответствовало летнему периоду, а поправки на ноябрь я не сделал, что хоть и не сильно, но сказалось на марше. Но экипированы мы были хорошо, снаряжение отличное, паек был сытный и время позволяло. Карту я распечатал в черно-белом исполнении, что, в общем-то, не сказалось на прохождении.
По плану мы должны были прибыть в Вишеру, добраться до реки Ланошенка, потом вдоль нее на север-северо-восток до урочища Зайково, далее по болоту до Спаса, всего за один светлый день, переночевать и вернуться лесовозной дорогой, через "монастырку" до урочища Кресты, и далее по старому тракту до Вишеры. На всякий случай дома предупредил, что могу вернуться на сутки позже, ведь кто ее знает, что там будет на месте?
Хорошее описание и историческую справку о погосте можно найти в проекте Малые Острова России. Перепечатывать уже кем-то сделанную добротную работу считаю некорректным и посему просто дам ссылку интересующимся.
www.isles.ru/spots/oskuya.html, а по ходу рассказа буду немного уточнять произошедшие изменения. Другие описания я не читал, оценить их не могу, да и не за чем. Проект МОР отличается качеством материала и иного мне не нужно.
Добравшись до Малой Вишеры, скользнув взглядом по скудному городскому пейзажу, мы быстро выбрались на просторы окраин и дальше, дальше.. подальше от этого унылого места, туда, где картины мира радуют, а не калечат твою психику, к полям, лесам, лугам и болотам! Шли, не оборачиваясь. Дорога, грунтовая и убитая, вела к заброшенной деревне Кузьминка, а от деревни на северо-восток, вдоль речки Ланошенка против течения, по лесной дороге мы и устремились в эти заболоченные дебри.
Карта была ... такая... "состояние местности на 1976 год". В этом году мой младший брат родился, который уже считается старым и испорченным, так что говорить про Мать-Природу? Петлять приходится, конечно. Немного, но все же. Иногда проще по азимуту ломить по бездорожью, что, кстати, иногда даже предпочтительнее. Мощные вездеходы все эти лесные дороги углубили, образовались хорошие такие бассейны, и идешь слева-справа, балансируя, часто придерживаясь за кустарник. Множество новых дорог, выбирай на вкус, лишь бы примерное направление совпадало. Границы леса и прочие границы безнадежно устарели, что-то вырублено, что-то выросло наоборот, где-то болото новое, ручей.. Бобры так понаделали плотин, немерено сколько, и уже гектары затопленного леса. Лес гибнет, бобрам хорошо, люди волков выбили, а на них плюнули, проредить стадо бобриное некому - ну и получите, что имеете! Нарушено равновесие, и что дальше будет - одному Богу известно.
Довольно долго и упорно мы шли в болотных сапогах, раз в час устраивая себе короткий привал. Начинало смеркаться, а урочище Зайково что-то не спешило открыться. Вслух посчитал примерную нашу скорость, время, сверился с картой.. Ну да, с чего я решил, что уже этим вечером мы будем на месте? Нам до Зайково еще час-полтора пилить, потом болото штурмовать. Давай, Василий, лучше лагерь разбивать да дрова собирать, пока хоть что-нибудь видно!
Справа от дороги, почти на краю болота, мы нашли более или менее нормальное место для ночлега, разбили палатку и развели костер. Было довольно тепло, около 8, без ветра и осадков. Стемнело быстро, и к тому времени уже был готов ужин. Ужинали, однако, уже при свечах. Романтика! Непередаваемое чувство, знакомое каждому бродяге, когда вокруг одно зверье и километры "леденящей пустыни"! Бездна! И твой видимый мир ограничивается несколькими метрами вокруг костра, зато как вырастают при этом уши!
Долго не сидели, закончили с ужином и залезли в спальные мешки. Спал крепко, хоть за ноги тащи.
Встали поздно, далеко за 10. Быстрый завтрак молочной рисовой кашей и вперед, на Зайково. Тело не мучилось, подчинилось и заскрипело навстречу новым испытаниям. Дорога еще больше становилась непролазной, пока наконец мы не уперлись в совсем уж непомерных размеров бассейн. До Зайково мы так и не дошли. Бобры, эти чудовища, своим улучшением жилищных условий явно перестарались. Какая тут глубина? Почти сразу стало понятно, что по пояс - в это даже не верится, тут по шею! Дорога шла на понижение в этом месте и края этого залива видно не было, скрывал лес. Попробовали обойти слева - метров на двести участок затоплен, видно, что дальше - вопрос. Сунулись опять по дороге - нет, тут нужна лодка, или раздеваться. Решаем уйти влево до упора, а после взять азимут на озеро Спасское и, минуя урочище Зайково, выйти на зимник, обозначенный на карте, ведущий на погост. Справа идти было бесполезно - там река Ланошенка уже, разлившаяся, там и берущая свое начало из огромного непроходимого болота.
Так и вышли на Спасское болото, немало покружив по лесу, ошибочно и наугад выбирая древние, заросшие уже деревьями, дороги, ведущие, по нашему мнению, то в Зайково, то на погост, то еще черт знает куда. Дорогу такую однажды перегородила плотиной совсем уж гигантская плотина, мы ее назвали плотиной им.Гувера. Работали не просто бобры, тут у них что-то типа стройки века было, просто Днепрогэс какой-то! Мы и долго-то не думали, а прямо по плотине этой и перешли, там трактор проедет - не развалит.
Ну и болото нас встретило сначала обнадеживающе, а потом становясь все более топким, тяжелым на проход. Приняли чуть вправо, может и зря, но спустя некоторое время, сильно устав, мы вышли на "зимник", обозначенный на карте. Сначала думал, что это гать, вообще-то, обозначена, когда дома карту изучал, потом уж догадался, что вездеходы по гати в первую очередь и поедут , на что надеялся? Но радовало то, что точно теперь знаем, где находимся, а что дойдем - это сомнений не вызывало.
Вязли сильно, отдыхать по минуте-две приходилось через каждые 30-40 шагов, зябли кисти рук. Раз я упал, но, к счастью, на левую руку, и умудрился почти сразу упереться в кочку, устояв под тяжестью рюкзака. Часы, правда, свои попортил и полрукава намочил, но это мелочи. С радостью слышал, как сзади уперто хрипит Василий, прет, как танк и не сдает! Слава Богу, крепкий товарищ! На середине "зимника" я принял чуть влево, ближе к колее вездехода, и вдруг увидел нашу цель - Преображенскую церковь, ее купол. Обрадовал Василия. И хотя до нее еще оставалось километра два, примерно, и столько же, наверное, часов пути (в реальности оказалось около часа), настроение наше, и без того хорошее, возликовало, и ринулись мы на это болото с новыми силами.
Я сделал несколько снимков своим небольшим, но телевичком, на максимальном приближении. Снимать много не получалось, руки замерзли и пальцы не слушались, и я боялся уронить фотоаппарат в воду. Дошли, одним словом, даже светло еще было. Бросили рюкзаки, пошли осматривать. Хотел скорее снять обстановку и храм, пока освещение позволяло, а потом уже заняться обустройством стоянки и ужином.
История и описание храма уже есть во множестве, так что повторяться я не буду. Каких-то сильных впечатлений обитель не произвела, как например, после Рекони или Кожозерского монастырей, это навскидку.. Но как и любое место, освященное Православием, равнодушным оно не оставило. Тихое уединенное место, то что надо для монастыря, но, наверное, не совсем удачно для приходского храма. А может и не так всё.
Мы расположились у двух старых берез, которые наверняка помнили последних настоятелей, увезенных отсюда сотрудниками НКВД то ли в 36-м, то ли в 38-м году. Увезенных на скорый неправедный суд, да так и не вернувшихся. В останках ограды без труда можно найти следы калитки, ржавые петли еще торчат из аккуратной каменной кладки. На погосте всего пара крестов, вместо могил ямы. Кто тут трофеи себе искал и что нашел себе, хотя бы понял? Были и другие паломники или просто посетители, что в выбоинах стен оставили и установили иконы и образа, нательные крестики и монеты, несколько свечей-стаканчиков. Случайно забредших прохожих тут не бывает, разве что охотники да рыбаки. Тут или злодеи бывают, или люди добрые, но сильные. Последних, думаю, много больше.
Второй вечер мы коротали с Василием за размеренными разговорами. Мужчина он начитанный, я же больше слушал его, как аудио-книгу. Очень мало говорили о личном, и много о Вере, Православии, Житие святых и так далее. Василий - ходячая энциклопедия, как и некоторые мои хорошие товарищи. Очень рад, что наше с ним знакомство состоялось.
В ночь с субботы на воскресенье похолодало, но морозец был чисто символичным, так, в чайнике вода замерзала. Мы быстро позавтракали, собрали лагерь и двинули в обратный путь, уже по другой дороге, по лесовозной. Описывать ее не буду, она малоинтересная, в пути никаких замечательных событий не произошло, так что за шесть часов мы долетели до Вишеры, в сумерках вышли на вокзал, невесело посмеявшись над стекольным заводом, в котором были выбиты стекла, страшно убогим Домом Культуры.. Наследие народа, расстрелявшего своих Отцов и разорившего свои церкви.
В 18.39 уехали на электричке в Питер. В вагоне было 22 градуса тепла и пара десятков замученных на вид пассажиров, словно они, а не мы проделали 50 с лишним километров. Словно не для них наступал красным седьмой день ноября. И только две пары молодежи, в ужасно грязной обуви, умело сосали друг у друга обветренные губы. Им всё было до лампочки. Ильича.