Косяки
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 15 часов 30 минут
Weeds; Showtime; США; 2005–2008; 37 серий
Остроумная черная комедия про опасную жизнь среднего класса вращается вокруг своей главной героини примерно так же, как «Хаус»— вокруг доктора Хауса. Нэнси Ботвин в исполнении замечательной Мэри-Луизы Паркер— это почти что единственная надежда и опора «Косяков». Местами сериал проваливается в банальность или играет исключительно на вещах, интересных главным образом лишь целевой аудитории (зажиточные американцы среднего класса), но его всегда спасает Ботвин— мощнейшая и целеустремленная женщина, не отчаянная домохозяйка, а настоящий антигерой, не двигающийся к какой-то конкретной цели, а творящий (весьма условное, сказать откровенно) зло.
Летающий цирк Монти Пайтона
Monty; Python’s Flying Circus; BBC 1; Великобритания; 1969–1974; 45 серий
Первый абсурдистский комедийный сериал в истории человечества. Короткие скетчи, пародии, высоколобые шутки рядом с очень глупыми шутками и топорная анимация от единственного неангличанина в труппе— Терри Гиллиама. «Monty Python’s Flying Circus» попал в эфир государственного телеканала BBC практически случайно—кураторы просто поленились отсмотреть пилот,— а когда опомнились, Джордж Харрисон уже прилюдно назвал пайтонов новой реинкарнацией The Beatles. «Монти Пайтон» наследовал одновременно и чопорно-язвительную, и чудаковатую традиции английского юмора; главным же достижением сериала оказалась последовательная и очень смешная деконструкция телевизионных форматов—репортажа, интервью в студии, ток-шоу etc. Сериал продержался всего четыре сезона, с 1969-го по 1974-й, и был не таким популярным, как принято считать: легендой пайтоны стали только к началу 80-х, после выхода пяти полнометражных фильмов и появления всех эпизодов на видеокассетах. Но уж потом находки Monty Python десятилетиями тиражировали все кому не лень, от сценаристов «Saturday Night Live» до создателей передачи «Оба-на». Но министерство идиотской походки, шныряющая испанская инквизиция, «самозащита против свежих фруктов», рыцарь с сырой курицей—кто, как, когда, а главное, зачем возьмется это повторить?
Ликвидация
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 10 часов 30 минут
Ликвидация; «Россия»; Россия; 2007; 14 серий
К «Ликвидации» предъявляют массу претензий, прежде всего фактологических (главные— «на самом деле все было совсем не так» и «это не одесский акцент, это какая-то пародия»). Но когда в шесть утра ты с трудом отрываешься от девятой серии и ложишься, чтобы поспать три часа перед работой, а потом возвращаешься пораньше досматривать оставшиеся семь, все эти претензии перестают иметь смысл. Помимо этого, в «Ликвидации» играет рекордное количество хороших актеров, в том числе Полина Агуреева, делающая сериал каким-то особенно прекрасным
Массовка
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 7 часов 30 минут
Extras; BBC 2, HBO; Великобритания–США; 2005–2007; 2 сезона; 13 серий
«Массовку» придумали создатели британского сериала «Офис» Рики Жерве и Стивен Мерчант. Во всех эпизодах появляются большие актеры, играющие таблоидное представление о самих себе,— по звезде на серию. Среди приглашенных звезд были Роберт Де Ниро, Дэвид Боуи, Бен Стиллер и еще десяток других не менее важных знаменитостей; в новых сезонах обещают Мадонну и Брэда Питта.
Остаться в живых
Lost; ABC; США; 2004–2008; 4 сезона; 77 серий
Есть те, кто смотрит «Лост», и те, кто почему-то не смотрит «Лост»,— но тех, кто начал его смотреть с первой серии, а потом, заскучав, бросил, в природе не существует. Спорить можно о том, отвечает ли «Лост» на все вопросы мироздания или только на некоторые: отдельные скептики склонны считать, что не на все. Ну так остаются еще как минимум два с половиной сезона.
Плохой сын, блудный отец, беглая преступница, аферист-жиголо, псих с избыточным весом, неудачливый рокер-героинщик, палач из иракской армии, клерк с замашками авантюриста и другие не менее гнусные персонажи участвуют в приключениях, смысл которых, судя по всему, в том, что лучше потеряться на богом забытом и полном опасностей острове, чем жить вместе с нами. Недурно.
«Лост» выпрыгнул из зрачков упавшего с неба хирурга в сентябре 2004-го. За примерно 50 на данный момент часов чистого экранного времени он методично убрал все движущиеся картинки, которые показывают по телевизору в промежутках между рекламой.
Телевидение— крайне консервативные медиа, и скелеты сериальных жанров окостенели за десятилетия монотонной эксплуатации: большинство даже вертикальных (то есть с упором на сквозной сюжет) сериалов можно легко выключить в любой момент, поскольку примерно понятно, чем история закончится. Утенок станет лебедем, семья воссоединится, убийцей окажется не садовник, так почтальон.
Первым в классе, где лишь тихонько поскрипывали перья, хлопнул партой Дэвид Линч, который придумал скрестить тинейджерское «мыло» а-ля «Беверли Хиллз, 90210» с мистическим детективом— и установил золотой стандарт в деле запудривания обывателю мозгов совами, поленьями и лесопилками. Спустя полтора десятилетия Джей Джей Абрамс, скромный автор шпионского сериала «Alias», взгромоздился на учительский стол и стал орать благим матом.
В «Лосте» смешалось все, что хорошо лежало к этому моменту в мировой культуре. Похабное реалити-шоу «Survivor» (в русском варианте— «Последний герой») и Библия (фамилия главного героя— искаженное «Пастырь»), триллер про мировой заговор и околонаучная фантастика про нелинейное время, утопические философские концепции и мордобой в джунглях, Стивен Кинг и Филип К.Дик, Айн Рэнд и Жюль Верн. Картошка не главнее укропа, и тот факт, что половина персонажей названы в честь философов эпохи Просвещения и ученых, не важнее того, что у Сойера очаровательная улыбка. Тому, кто скажет, что «Лост» про то, как лысый по фамилии Лок идет по пути самопознания, можно с полным основанием возразить, что это история про то, как компания красивых людей пытается спастись после катастрофы; но и первый будет прав.
«Лост» стал первым сериалом эпохи Web 2.0, обсуждать который едва ли не интереснее, чем смотреть. Кто прячется в хижине? Какова природа дыма? Зачем белые медведи? Что означает число? Какая роль у Уолта? Кто входит в Oceanic Six? Кого выберет Кейт? Бен— хороший или плохой? Оставшись наедине с таким количеством нерешенных вопросов, можно было бы сойти с ума— интернет, возможности которого маркетологи канала ABC используют на всю катушку, позволяет забыться в перерывах между сериями в бесконечных и бесплодных дискуссиях. Сценаристы сериала форумы тоже просматривают— и наиболее популярные версии (вроде того что остров— это чистилище) с особым удовольствием опровергают либо устно, либо в последующих эпизодах. Виртуозность, которой авторы достигли в искусстве манипуляции, достойна то ли Гудини, то ли Хичкока: действие порой может притормаживать, но ключевые моменты— когда нужно приоткрыть, когда перевернуть, а когда уйти в затемнение— выверены до миллиметра. Уже в течение четырех сезонов за каждым вопросом, на который получен ответ, прячется еще дюжина неразрешенных. Отсюда абсурдная, казалось бы, но распространенная точка зрения, что авторы сами толком не знают, к чему клонят. И сделанное в прошлом году заявление сценаристов: «Мы с самого начала знали, чем сериал закончится»,— подается не как нечто самоочевидное, а как бравада с налетом сенсационности.
Телефильм как формат— тем более многосерийный— мог хорохориться, но традиционно ходил в младших нелюбимых братьях кинематографа: у нас все как в кино, но попроще, подешевле, помедленнее. Кто-то удачно обходил ограничения, накладываемые телеэкраном, кто-то (тот же Линч) обыгрывал их и оборачивал в свою пользу. Создатели «Лоста» сразу, с фантастической пилотной серии, поставили планку на высоту взрослых: не только в финансовом смысле, но и в качественном— далеко не всякий голливудский блокбастер угонится за «Лостом» даже элементарно по темпу. Как будет выглядеть «X-Files: The Movie», понятно каждому его зрителю: тот же эпизод, но с дорогими спецэффектами и чуть более проработанной историей. «Lost: The Movie» невозможен, поскольку он уже— the movie. Причем the— как «тот самый»; других, в общем-то, и не надо.
Отчаянные домохозяйки
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 2 дня 9 часов
Desperate Housewives; ABC; США; 2004—2008; 4 сезона; 82 серии
«Домохозяйки» отчетливо перекликаются с «Красотой по-американски»: это тоже триллер о настоящей жизни маленького американского городка и скелетах в шкафах соседей. Если верить исследованию, проведенному в 2006 году Informa Telecoms&Media, «Отчаянные домохозяйки» заняли третье место по количеству зрителей (первые два достались «Полиции Майами» и «Остаться в живых»). При этом сериал критиковали за неуважение к семейным ценностям и за негативный образ гомосексуалиста (!), однако ж на популярности критика не сказалась.
Офис
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 7 часов
The Office; BBC 2; Великобритания; 2001–2003; 14 серий
Самый успешный комедийный сериал новейшего времени (в 2004 году «Офис» получил «Золотой глобус», победив в том числе «Секс в большом городе»)— это вроде бы и продолжение традиций английских ситкомов (карикатурные персонажи, комедия ситуации и неприкрытая, едкая социальная критика здесь присутствуют в полной мере), но в то же время—маленькая революция: «Офис» сделан в псевдодокументальном стиле (это называется «мокьюментариз»), и из-за того что камера в руках оператора трясется, а за кадром отсутствует смех, создается непонятно пугающее ощущение присутствия. Будто весь форменный абсурд «Офиса»— здесь и сейчас.
Полиция Майами
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 3 дня 17 часов
Miami Vice; NBC, USA Network; США; 1984–1990; 5 сезонов; 111 серий
Перед молодым Майклом Манном канал NBC поставил задачу сделать «самый модный в мире полицейский сериал», который захочет смотреть аудитория MTV. Манн понял слово «модный» буквально и экранизировал итальянский мужской Vogue. В кадре были запрещены все цвета, кроме синего, перестрелки и автомобильные погони шли под Simply Red, Фила Коллинза или что похуже, Дон Джонсон гулял в футболке под пиджак и туфлях Gucci на босу ногу— чтобы понять все, что нужно понимать про 80-е, достаточно посмотреть хоть одну серию: например, ту, где Леонард Коэн изображает француза из Интерпола. В 2006-м Манн снял серьезный, несколько фолкнеровский по интонации киновариант «Отдела нравов» c Колином Фарреллом и Джейми Фоксом— там, впрочем, тоже были смешные прически.
Прослушка
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 2 дня 12 часов
The Wire; HBO; США; 2002–2008; 5 сезонов; 60 серий
На первый взгляд, «Прослушка»— совершенно невозможный сериал: невероятное количество персонажей, перегруженные событиями серии (каждая из которых идет час чистого экранного времени), масса сюжетных линий, в которых легко можно запутаться. Но на деле это идеальная в своем роде криминальная драма, равноудаленная от клише, заложенных в жанр Майклом Манном, и от преступных банальностей, порой встречающихся в других сериалах HBO. В Балтиморе, с его полузаброшенными доками, мрачными переулками-тупикам, редким ночным освещением и атмосферой всепоглощающей усталости, убивают, лгут и предают без всяких соплей— и, кажется, не только на экране: Дэвид Саймон, сценарист «Прослушки», до своей карьеры на телевидении (в его активе еще один сериал— преступно недооцененный «Homicide») долго работал корреспондентом в газете The Baltimore Sun и, как поговаривают, списал почти всех персонажей сериала с реально существующих людей.
Ремингтон Стил
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 3 дня 22 часа
Remington Steele; NBC; США; 1982–1987; 5 сезонов; 94 серии
«Ремингтон Стил» придуман сценаристом Гленном Гордоном Кейроном, который, правда, через три серии что-то не поделил с компанией NBC и ушел к главным конкурентам— ABC— делать другой сериал— «Детективное агентство «Лунный свет». «Moonlighting» и «Remington Steele» после этого много лет шли параллельно и все это время соревновались по популярности. В них вообще очень много общего, например, судьба исполнителей главных ролей: если «Лунный свет» дал мировой культуре Брюса Уиллиса, то «Ремингтон Стил»— Пирса Броснана.
Рим
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 20 часов
Rome; BBC, HBO, RAI; Великобритания–Италия–США; 2005–2007; 2 сезона; 22 серии
Антоний— кровожадный сластолюбец. Клеопатра— невменяемая нимфоманка. Судьбами империи вертят коварные и алчные бабы— любовницы императоров и их фаворитов. Рим в сериале «Рим»— определенно не то место, где хотелось бы оказаться, Рим в сериале «Рим»— крайне правдоподобная версия того, как все это было. Главные герои тут— не императоры и не любовницы, а два легионера, чьи имена мельком упомянуты в «Записках о Галльской войне» Цезаря. Один укрепляет властную вертикаль, другой блудит и пьянствует— но обоим придется убедиться, что любовь непостоянна, богатство мимолетно, римские граждане— не более чем тупое стадо, и единственное, что достойно верности и клятвы,— Тринадцатый легион.
Сайнфелд
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 2 дня 21 час
Seinfeld; NBC; США; 1990–1998; 9 сезонов; 174 серии
Придумавшие «Сайнфелд» Ларри Дэвид и Джерри Сайнфелд всегда повторяли, что их сериал «ни о чем». Целые серии могли быть посвящены спору, кто дольше не будет мастурбировать; характеры никак не менялись, а главное правило создателей звучало как «никаких соплей, никакого морализаторства». Тем не менее сериал «ни о чем» сделал каналу NBC полугодовую кассу, выиграл всевозможные телевизионные премии, обогнал финал чемпионата по американскому футболу Super Bowl по стоимости рекламного времени и стал главным нью-йоркским сериалом всех времен. А некоторые выражения и вовсе вошли в Оксфордский словарь английского языка (самое известное— «яда-яда», что означает «заняться любовью»).
Светлячок
Firefly; FOX; США; 2002–2003; 1 сезон; 14 серий
Едва ли не самая большая трагедия современного телевидения состоит в том, что этот выдающийся сериал отменили посередине первого же сезона. За это время с героями сживаешься, как с родными, и оттого расставание дается практически со слезами. Помимо этого, создатель Джосс Уэдон (см. «Баффи») постарался как можно лучше понять, как будут жить наши потомки через пятьсот лет: его будущее придумано вполне логично: все планеты на окраинах Галактики напоминают Дикий Запад. Космический вестерн заканчивается фильмом «Миссия «Серенити» (Serenity), после которого идти на большой экран с подобными фильмами не стоит даже Лукасу.
Секретные материалы
X-Files; FOX; США; 1993–2002; 9 сезонов; 202 серии
Заговоры, пришельцы, злое правительство— стократно воспетая мифология «Секретных материалов» не так важна, как лежащая в их основе простая и гениальная придумка: показать разум и чувства, рациональное и интуитивное начала в виде двух влюбленных друг в друга, но никак не решающихся в этом признаться дураков. На эротическом напряжении между женщиной-микроскопом и мужчиной, который верит в сказки, «Материалы» продержались семь долгих лет, подарили массу невиданного и плавно сошли на нет, когда заскучавшего Духовны заменили на Роберта Патрика. Последние три сезона никто из нормальных людей не видел, так что спросить, поцеловались они там или нет, решительно не у кого. Сейчас автор всей этой затеи Крис Картер заканчивает фильм, где Малдеру под пятьдесят, а Скалли за сорок.
Секс в большом городе
Sex&the City; HBO; США; 1998–2004; 6 сезонов; 94 серии
Сериал основан на колонке Кэндес Бушнелл в The New York Observer— и главная героиня тоже ведет свою колонку в газете по мотивам собственной жизни и жизни своих подруг. Сериал стал дико популярен прежде всего благодаря блистательным и исключительно откровенным диалогам о сексе. К великому сожалению, при показе «Секса в большом городе» на других американских каналах, помимо HBO,— и вроде бы на российском телевидении тоже— часть наиболее откровенных сцен была вырезана; к тому же большая часть шуток в сериале основывается на игре слов— и поэтому очень плохо переведена на русский язык или не переведена вовсе. По сериалу сняли полнометражный фильм (американская премьера— в мае; судя по кадрам и трейлеру, в фильме героини одеваются еще более экстравагантно) и даже планируют сиквел. Успех сериала в России можно считать относительно скромным; тем не менее у нас появился довольно уродливый его клон («Бальзаковский возраст»), на понятиях «секс» и «большой город» стали вовсю спекулировать издатели дамских романов, а покупка туфель за $500 для многих обладательниц зарплаты в $1000 перестала казаться таким уж необычным поступком.
Семнадцать мгновений весны
Семнадцать мгновений весны; Киностудия имени Горького; СССР; 1973; 12 серий
Рассказывать какие-либо еще сюжетные подробности представляется делом абсолютно бессмысленным, поэтому ограничимся прекрасным разговором Мюллера с одним из немецких сыщиков.
—Я пью йод.
—А я пью водку.
—Ты генерал, тебе можно пить водку. А нам где деньги взять?
—Бери взятки.
—И попадешь к твоим костоломам. Лучше я буду пить йод.
Скользящие
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 3 дня 16 часов
Sliders; FOX, Sci Fi Channel; США; 1995–1999; 88 серий
Одним из создателей сериала был Роберт Вайсс, постоянный продюсер братьев Цукер еще со времен «Кентуккийской жареной киношки»— что многое объясняет в этом небезусловном и, возможно, не таком уже блистательном, но (по крайней мере на протяжении первых двух сезонов) неизменно остроумном предприятии. Центральная идея которого, кажется, состоит в том, что способов делать глупости есть бесчисленное количество.
Скорая помощь
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 9 дней 13 часов
ER; NBC; США; 1994 по настоящее время; 14 сезонов; 305 серий
«Скорую помощь» запустили в 1994 году и успешно снимают до сих пор. Со времен первого сезона весь актерский состав успел поменяться, и если в конце девяностых все следили за напряженными отношениями между Дагом Россом (Джордж Клуни) и интеллигентной Кэрол Хэтэуэй (Джулианна Маргулис), то теперь о Клуни вряд ли кто-то вспомнит. Изо дня в день на глазах у ко всему привыкшего зрителя вспарывают грудные клетки, вынимают внутренности и отрезают конечности. Самое удивительное, что даже за четырнадцать лет это никому не надоело.
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 7 дней 2 часа
Baywatch; NBC; США; 1989–2001; 11 сезонов; 243 серии
Одно из одиознейших и при этом обезоруживающе прекрасных явлений даже не «мыла», а какого-то невероятного телевизионного «талька», «Спасатели Малибу» являются самым явным примером описанных еще Оскаром Уайльдом «простых радостей сложных натур», визуального фастфуда, тех самых «стыдных удовольствий», которые в эпоху постмодерна заняли место собственно культуры. Ералашного уровня интриги, невиннейший эротизм каталога купальных костюмов, понятия о красоте на уровне Эрики Элениак и Памелы Андерсон.
Спрут
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 2 дня 17 часов
La Piovra; Escort Cine TV; Италия; 1984–2001; 10 сезонов; 47 серий
Красивый мужчина, пытающийся погибнуть за безнадежное дело, много лет был любимой забавой европейских зрителей: во Франции этим занимались Делон и Бельмондо, в Италии— каждый второй, но только «Спрут» сделал развлечение ежевечерним. Придумавший его Дамиано Дамиани (мастер остросюжетных памфлетов о прогнившей демократии и самый популярный итальянский режиссер в СССР: советские власти любили его за левые взгляды, советские зрители— за сцены заказных убийств) блестяще скрестил детектив с «мылом», а «мыло» с неореализмом. Никакой суеты: один поцелуй и одна перестрелка на серию— но к концу четвертого сезона, когда Плачидо с явным облегчением погиб, из первоначального состава не осталось в живых даже собачки, а страдальческую складку на лбу комиссара попытались разгладить все мыслимые представительницы правящего класса— от маркизы с незабываемым именем Титти Печчи Шалоя до женщины-судьи. Последнее поколение советских домохозяек не забудет этого никогда.
Тайны Смоллвиля
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 4 дня 8 часов
Smallville; The WB, The CW; США; 2001 по настоящее время; 7 сезонов; 148 серий
Никаких «Героев» не было бы, если б не удалось снять «Smallville»—роскошный пересказ юношества Супермена, идущий в Америке уже семь лет. Важнее всего не мифология, отдаленно знакомая каждому, не спецэффекты и не тщательная впайка истории главного супергероя человечества в историю нескольких обычных подростков: важнее всего то, что называется character development. Все знают, чем в итоге кончится «Смоллвиль»,— и оттого еще больше хочется понять, как из лучшего друга Кларка Кента Лекс Лютор станет его злейшим врагом или как и почему Кларк откажет своей возлюбленной в пользу Лоис Лейн, которая появится-то тут только в четвертом сезоне. Да, и когда, в конце концов, нам покажут местного Бэтмена?
Терапия
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 21 час 30 минут
In Treatment; HBO; США; 2008; 1 сезон; 43 серии
Ремейк одноименного израильского сериала (в свою очередь заимствующего идею терапевта в поисках терапии из «Приключений трупа» Бенекса), адаптированный для HBO Родриго Гарсией (он частично снял «Клиент всегда мертв» и «Карнавал» и по совместительству сын писателя Маркеса), прекрасен хотя бы тем, что в большинстве серий люди 20 минут сидят на месте и разговаривают. Изящный концептуальный трюк состоит еще и в том, что эпизоды— сеансы вроде бы можно смотреть и в хронологическом порядке и структурировать по пациентам— притом (вроде бы) получаются два разных фильма.
Твин Пикс
Время, которое потребуется на просмотр всех серий:
1 день
Twin Peaks; ABC; США; 1990–1991; 2 сезона; 30 серий
В конце 80-х сумасшедший американский гений Дэвид Линч, к тому времени уже упустивший шанс стать крупным голливудским режиссером (провал многомиллионной «Дюны» навсегда закрыл ему дорогу к большим постановкам), и крепкий телевизионщик Марк Фрост, ни до ни после не сделавший ничего поразительного («Марк потрясающе печатал на компьютере»,— скажет о нем Линч годы спустя), пытались вместе написать сценарий о последних днях Мэрилин Монро. Фрост всерьез интересовался Мэрилин, Линч нет, но ему нравился сам по себе образ блондинки в смертельной опасности. Потом фильм про Монро отменился, блондинка превратилась в мертвую королеву школьного бала, замученную провинциальным демоном Бобом. Америка в едином порыве прильнула к экранам на целых 15 недель, Линч попал на обложку журнала Time («Сумасшедший гений»,— было написано на ней), все, кто имел отношение к проекту, страшно прославились. Потом Америка переключилась на что-то другое— и «Твин Пикс» закрыли. Не по-телевизионному страшную финальную серию, в которой безумие и зло торжествовали над добром и разумом, принято считать концептуальным плевком художника-постмодерниста в лицо разомлевшему перед телевизором обывателю, но сам Линч говорит, что его просто прервали на полуслове,— переход сверхположительного агента Купера на сторону тьмы был не концом истории, а затравкой для следующего, в итоге не состоявшегося сезона.
«Твин Пикс» погиб, но его дурной пример вдохновил многих. Линч раз и навсегда сломал представление о телевизионной аудитории как о миллионах жвачных, которые бросаются врассыпную, стоит показать им что-то радикальней «Санта-Барбары»: вскоре на пепелище появились со своими фонариками Малдер и Скалли, Оливер Стоун сделал «Дикие пальмы», где герои две трети времени разговаривали возмутительными ребусами, понятие «всякая дичь» стало легитимным маркетинговым термином и со временем легло в основу программной политики канала HBO. У хорошей репродукции коммерческий потенциал всегда лучше, чем у оригинала,— и те же «Секретные материалы», целиком выращенные из линчевской идеи о ФБР как о братстве душевнобольных в галстуках (посвященные в курсе, что агент Малдер приезжал в Твин Пикс, переодевшись женщиной, а Скалли— это материализовавшаяся Дайана), собирали огромную аудиторию почти 10 лет, успех, о котором сам Линч мог только мечтать. Печальным, но логичным образом в пост-твин-пиксовской индустрии телекино, где возможно более-менее все— от сериала из жизни маньяка-убийцы до сериала, целиком посвященного такому социокультурному феномену, как бл…ство,— не нашлось места только сериалам самого Линча. Он регулярно пытался делать что-то для телевизора— в том числе ретроситком «В эфире» (в эфир вышло две серии, одна из которых совершенно гениальна), а в самом конце 90-х— детектив про киноиндустрию, пилот которого впоследствии превратился в «Малхолланд-драйв».
Когда киновед Крис Родли в вышедшей пару лет назад книжке «Линч о Линче» пытается обсудить с Линчем то, как «Твин Пикс» повлиял на современные сериалы, тот— первый и последний раз на 300 страниц— начинает страшно сердиться и отвечает в том духе, что на телевидении полно плагиаторов, а единственное, на что положительно повлиял «Твин Пикс»,— это на прибыль закусочной тетушки Пегги в городке Сноквалми, где снимали натуру: туда до сих пор приезжают автобусы с японскими туристами, и те метут с прилавка вишневые пироги.
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 1 день 6 часов
Curb Your Enthusiasm; HBO; США; 2000 по настоящее время; 6 сезонов; 60 серий
«УСЭ» снимают необычным способом: актерам не пишут диалогов, а дают подробное описание конкретной сцены; дальше каждый импровизирует в меру возможностей. Такой метод делает сериал похожим на реалити-шоу: отделаться от ощущения, что это реальные разборки богатых пенсионеров из Санта-Моники, невозможно. За шесть сезонов «Умерь свой энтузиазм» был двадцать раз номинирован на «Эмми», стал самым успешным комедийным шоу на HBO и породил выражение «момент Ларри Дэвида», означающее неловкую ситуацию.
Время, которое потребуется на просмотр всех серий: 2 дня 6 часов
Numb3rs; CBS; США; 2005 по настоящее время; 4 сезона; 75 серий
Несмотря на плоские характеры и нереалистичные повороты сюжета, «Числа» смотрятся как хороший боевик. Зрелищность объясняется просто: сериал продюсируют Тони и Ридли Скотт, поэтому на экране часто что-то взрывается. Но главное— это те самые расчеты математика. Все они вполне реальны— научный консультант сериала в своем блоге приводит обоснование к каждому эпизоду.