• Авторизация


Градации ужаса 01-09-2009 20:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Если говорить о рациональном осмыслении жанра ужасов, то максимум, что я могу сказать, - это то, что он существует на трех более или менее независимых уровнях, причем каждый последующий уровень менее “чист”, чем предыдущий. Самая чистая эмоция - ужас, такой, который рождает в человеке история о Крюке или старинная классическая “Обезьянья лапа” (The Monkey's Paw). В каждой из этих историй нет ничего внешне отвратительного: в одной - крюк, в другой - высушенная обезьянья лапа, которая с виду ничуть не страшнее любой пластмассовой безделушки для розыгрышей, что во множестве продаются в магазинах. Только то, что способно увидеть сознание в этих историях, превращает их в квинтэссенцию ужаса. В “Обезьяньей лапе” раздается стук в дверь и убитая горем женщина идет открывать. И когда дверь распахивается, там нет ничего, кроме ветра... Но наше сознание начинает гадать, что было бы за дверью, если бы муж женщины не слишком торопился с третьим желанием, - и это рождение ужаса. […]
 
... комиксы пятидесятых до сих пор остаются для меня вершиной ужаса, вернее, страха - эмоции, которая чуть менее чиста, нежели ужас, потому что порождается не только сознанием. Страх включает в себя и физическую реакцию при виде какого-либо уродства.[…]
 
В “Обезьяньей лапе” упор делается на воображение читателя. Он все додумывает сам. В комиксах-страшилках (так же как в дешевых журналах 1930-1955 годов) важную роль играют внутренности. Как было замечено выше, старик в “Обезьяньей лапе” успевает пожелать, чтобы страшное привидение исчезло. В “Байках из склепа” Существо из Могилы, жуткое и огромное, тут как тут, когда дверь открывается. […]
 
Но есть и третий уровень - отвращение. Именно к нему относится та самая “разорванная грудь” в “Чужом”.[…]
 
Итак, на высшем уровне - чистый ужас, под ним страх, и ниже всего - тошнота отвращения. Моя философия, как человека, пишущего в жанре ужасов, заключается в том, чтобы учитывать эту иерархию, ибо это бывает полезно, но избегать отдавать предпочтение какому-то одному уровню на основании того, что он лучше и выразительнее остальных.
 
Стивен Кинг "Пляска смерти"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Снеж 02-09-2009-12:58 удалить
вообще то я не люблю ужасов. а то, что описал кинг в этом отрывке мне кажется чересчур сухим и рациональным. и немного ограниченным. такие фильмы как "Муха" например я отношу не к ужасам а к фильмам-отвращениям. Там нет ничего страшного, просто тошнит. ЧТо же касается именно ужасов.. все эти псевдоужастики, где страх нагоняется прежде всего диссонансной музыкой и эффектом внезапности - это халтура я считаю, так что их тоже можно отбросить.. и вот остается то, что он сказал про самй глубокий уровень - ужас. животный ужас. вот его я считаю и нужно классифицировать. он бывает иррациональным, потому что цепляет какие то лично твои страхи детства.. или еще глубже.. это страх, через котоое прорывается неясное Знание, спрятанно еглубоко внутри.. на мой взгляд многие японские ужастики именно строятся на этом, хотя я ни одного целиком не видел... еще наверное можно выделить мистический ужас... например "Изгоняющий дьявола"..тоже вытаскивает чтото потаенное из глубин еще есть шизофренический ужас, тут и гадать нечего - мистер Линч собственной персоной. наверно еэто страх сойти с ума... ну это так, на первый взгляд, наверно ееще чтото можно откопать...
Лжеюзер 02-09-2009-13:28 удалить
Снеж, Рациональные определения нужны, чтобы как-то попытаться классифицировать жанр. И чуть ниже я приводил цитату, где говорилось о "критической точкой фобии. Хорошая страшная история ведет вас в танце к самым основам вашего существования и находит тайную дверь, которая, как вам кажется, никому не известна, но вы-то о ней знаете" Настоящий ужас именно отсылает нас к чему-то первобытному, примитивному, что рациональным объяснениям не очень поддается. спасибо за мнение.
Данкино 02-09-2009-17:04 удалить
иногда и в комедии можно нарваться на низшую грань Отвращения - она у некоторых вызывает не ужас, а смех %(
Лжеюзер 03-09-2009-09:17 удалить
Данкино, да и такое бывает. А вообще, мне кажется, что между ужасом и смехом есть что-то общее. И страх и юмор - это выход за пределы нормы, обычного течения событий, появление чего-то неожиданного. Неслучайно, что многие фильмы ужасов содержат в себе юмористические элементы.
Снеж 03-09-2009-11:18 удалить
Лжеюзер, а фильмы линча - это выход за пределы пределов нормы?
Снеж 03-09-2009-14:49 удалить
Лжеюзер, неожиданное обладает для нас максимальной информативностью. в фильмах ужасов это прежде всего эмоциональная неожиданность. а фильмы линча часто просто режут реальность на куски, перемешивают их, или изменяют само понятие реальности. таким образом информация, как полезный сигнал на уровне шума, меняет свое значение, ибо "шум" становится не просто фоном, а выходит на передний план. Линч - знатный шизофреник. но чересчур уж безответственный.
Лжеюзер 03-09-2009-15:17 удалить
Снеж, как ты складно говоришь! а бывают ответственные шизофреники?


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Градации ужаса | Лжеюзер - Важнейшее из искусств | Лента друзей Лжеюзер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»