Несколько дней назад я, спустя долгие недели, завершил чтение самого большого художественного литературного произведения, которое когда-либо попадало мне в руки - романа французского романтика-реалиста Виктора Гюго "Отверженные". Шутка ли, эта книга вмещает в себя, ни много, ни мало, 1450 страниц! Но меньшей её сделать, совершенно очевидно, было бы нельзя, именно полнота и масштаб действия и делают её не просто великой, но одной из величайших как в истории французской литературы, так и в истории художественной литературы вообще. А в том, что это так, я совершенно не сомневаюсь! И вот почему:
[700x410]
В жизни каждого человека есть несколько книг, которые меняют его не частично и постепенно, а резко, мощно и уже бесповоротно. У каждого список таких произведений будет своим. В моём, вне всякого сомнения, отныне почётное место занимает и главное произведение Виктора Гюго!
Сложно описать ту гамму чувств, которую испытываешь, читая это произведение. Невозможно в двух словах охарактеризовать все те эмоции, что посещают при прочтении. Можно с Гюго в чём-то не соглашаться, можно даже с ним спорить, но того факта, что "Отверженные" оставляют после себя колоссальное впечатление, не станет отрицать никто из тех, кто читал эту книгу.
"Отверженные" - история о людях, мире вокруг, судьбе, воле случае, предназначении свыше. О том, что такое человеческая душа. Мало кому из писателей удаётся не вульгарно, но при этом потрясающе точно описать эту тончайшую материю нашего мира. Вне всякого сомнения, Гюго это блестяще удалось!
Солью романа справедливо считать внутреннее, нравственное перерождение главных героев. Это, если угодно, "Преступление и наказание" французского романтизма второй половины XIX века, написанное со ссылкой на менталитет жителей этой страны и на те идеи, что витали в воздухе в ту неспокойную эпоху бесконечных просвещённых французских революций.
Честно говоря, едва ли представляется возможным детально описать своё впечатление об этой книге, не раскрывая деталей сюжета. Понимаю, что "Отверженные" - роман не просто огромный, а по-настоящему исполинский, и не у каждого из тех, кто сейчас читает эти строки, найдётся время, чтобы его вдумчиво прочесть. Но я всё же хотел бы настаивать на необходимости это сделать! Почему? Хотя бы потому, что я нисколько не сентиментален, но произведение Гюго, в котором очень многое посвящено чувствам и душе человека, меня не просто впечатлило, а по-настоящему потрясло!
Помимо основной сюжетной линии, "Отверженные" содержат массу авторских отступлений, представляющих собой что-то вроде мини-эссе то публицистического, то едва ли не научно-популярного толка. Если собрать их воедино, то, полагаю, они заняли бы не одну сотню страниц. Но без них "Отверженные" никогда не стали бы насколько уникальным произведением, каким оно является на самом деле.
Главная тема - душевные переживания, преступления и кара, путь от тьмы к свету, к истине, к правде, к Богу, здесь представлена не только в современном Гюго мире (и в его любимом городе, где он прожил столько лет своей жизни - Париже), но и в актуальных для его эпохи общественно-политических декорациях. Герои имеют свои убеждения, они готовы с оружием в руках отстаивать честь своих идеалов. Всё это позволяет автору максимально подробно рассуждать о самых различных вопросах. Бесполезно расписывать каждый из них, это затянется на добрый десяток листов текста, но некоторые я всё же выделю: история Франции, а именно - династии Бурбонов и Бонапартов, Буржуазная революция, равно как и две последующие, Парижское восстание 1832 года, битва при Ватерлоо; идеалы Просвещения и романтизма; суть отношений молодого мужчины и молодой девушки; рассуждения о социальном и классовом расслоении французского общества первой половины XIX века; теория главенства права как регулятора отношений между людьми; отношение к религии и к монастырям и многое-многое другое. Что уж говорить, если мсье Гюго несколько десятков страниц уделяет... парижской канализации (!), которая, по его мнению, тоже представляет интерес для читателя, лучше раскрывая сюжет.
На выходе всё это демонстрирует истории главных и второстепенных героев, коих тут не один десяток, на фоне целого калейдоскопа насущных вопросов и проблем. Глубоких, не высосанных из пальца - многие из них, между прочим, не разрешены до сих пор!
У Гюго получилось удивительно реалистичное произведение в плане описания тех или иных событий и, в особенности, местности. Он так подробно и красочно описывает Париж, поле под Ватерлоо, на котором навсегда изменилось течение мировой истории, прибрежные города Франции и её небольшие провинциальные уголки, что ты словно не читаешь книгу, а рассматриваешь старинные картины.
И надо отдать Виктору Гюго должное за такое изображение Франции! Я бы хотел лично от себя сказать ему спасибо!
Ранее я весьма индифферентно относился к Франции, её культуре и истории, к Парижу. Уже нынешней осенью я, однако, вдруг стал замечать, что, несмотря на миллиарды различий, есть в истории нашей страны с Францией и немало общего... Я заинтересовался, и тут в руки попали "Отверженные"...
Нет, я не галломан, да это и хорошо, ни к чему бессмысленное и бездумное фанатское отношение в адрес чего бы то ни было. Но Париж теперь сумел сделать то, что ему очень долго не удавалось - отныне это один из тех городов, который я мечтаю посетить в первую очередь. Более того, в ближайшие годы постараюсь осуществить эту цель, благо она вовсе не невыполнима в нынешних условиях!
Что же до Франции в целом, то меня заинтересовала её культура и история, а так же я стал куда лучше относиться к французскому языку. Признаться честно, ранее он меня раздражал... Рад, что это недоразумение наконец-то ушло в прошлое!
Подводя итог, ещё раз скажу, что "Отверженные" - книга потрясающая. В ней приподнимается такой ворох вопросов, что диво даёшься! А как талантливо, как роскошно все эти вопросы слиты воедино! Браво, мсье Гюго!