1. Агата Кристи "Третья девушка".
Самый скучный детектив в моей жизни. Настолько занудное повествование, что скулы сводит от тоски. Эту книжку я мучала очень-очень долго, только привычка не бросать книги спасла ЭТО от сожжения. А ведь главный герой - Эркюль Пуаро! И где же тут хваленая королева детектива? Конец книжки вообще похож на сопливый дамский роман - несчастная героиня, выстрадав за троих, выходит замуж за какого-то левого персонажа с легкой руки благословляющего её детектива. Жесть, если честно.
2. Харуки Мураками "О чем я говорю, когда говорю о беге".
Как художественное произведение - это, конечно, даже не два балла из пяти, а еще того меньше. Но тут скорее беллетристика, а то и документалистика, так что оценка будет повыше. Не знаю, виноват ли в занудном повествовании сам Харуки (несколько его книг мне очень даже нравятся) или плохой переводчик, но получилось не очень. Впрочем, как вдохновение для бега и писательства - самое то. Читается очень легко и быстро.
3. Чак Паланик "Снафф".
Наверное, я становлюсь жесткой привередой, потому что Паланик меня тоже не впечатлил. Вроде бы - такая крутая идея! Такую развязку можно было закрутить, но... Не дожал. Не хватило остроты и мощи. За эпатажем сюжета совсем потерялись намеки на что-то важное и значимое, которые всегда отлично просматривались в других книжках, будь то "Невидимки", "Уцелевший" или "Колыбельная". В этой книге просто много провокации и свежего мяса. В принципе, это тоже неплохо, когда хочешь расслабиться и отдохнуть, погрузившись в какую-нибудь самобытную историю. Но от Паланика волей-неволей ждешь чего-то по-настоящему особенного.
4, 5 и 6. Василий Шукшин "Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди".
Шукшин вызывает у меня полярные эмоции - тотальнейшее презрение и покорнейшее восхищение. А это значит, что писатель он шикарный. Я обожаю язык Шукшина - это потрясающий мастер слова. Чтобы так писать, нужно чувствовать язык, как часть своего тела, как свое дыхание или сердцебиение. Его описания природы настолько пронзительны и проникновенны, что плакать хочется, пока читаешь. Иногда какой-то абзац настолько щемит душу, что просто нет сил продолжать дальше. И все это великолепие сопровождает тупые и уродливые истории, восхваляющие алкашей, моральных уродов, дураков. Едва ли не все герои Шукшина обязательно оскорбляют своих девушек и жен, бухают как свиньи, тупят, страдают ерундой, городят околесицу и вообще всячески унижают и без того униженную Россию. Меня пугает и отвращает позиция писателя, который описывает их с непонятной мне любовью. Герои - как на подбор - мерзкие и поганые. Но если у того же Паланика, хоть и неуместно сравнивать, мерзкие герои как минимум интересны, то тут они просто раздражают или вызывают презрение. Да, в повестях Шукшина масса поучительных рассказов. Да, он показывает, что дух русский не сломить и вообще. А я читаю и думаю - да если бы вы не пьянствовали в каждом абзаце, у вас бы половина проблем сама собой отпала. Но нет, все застолья описаны прямо-таки со смаком, словно водка, самогон и вино - это то, чем следует гордиться в первую очередь.
Возможно, просто время уже совсем не то, и я не в состоянии понять это любви и этого поклонения крестьянству, которое погрязло в своих "давай, брат, по маленькой". Но читаю я Шукшина только из-за языка, бриллиант которого (уж простите за пафос), на мой взгляд, так опрометчиво потрачен на жалкие истории.