Прошу извинить, за небольшое отступление немного не по книге.
Я достаточно давно увлекся детективным жанром. И как многие, начав с классических, раскрученных авторов, вскоре стал все больше понимать, любить и соответственно читать те произведения, которые помимо детективной основы вплетают в канву произведения еще и нотки психологического романа или антиутопии или саспенса или притчи… Создание таких «коктейлей», где детективный сюжет является только основой, красивым и увлекательным фоном для других перипетий сюжета, позволяет авторам в полной мере проявить свой профессионализм, виртуозность. Позволяет не быть зажатыми в рамках классического детектива. Например, Грэм Грин «Ведомство страха» или Хью Уолпол «Над темной площадью» и т.д. Конечно, в отпуске, когда не сильно хочется напрягаться, можно доставить себе удовольствие перечитать Конан Дойля или Агату Кристи, но…
Так вот, роман Кейт Аткинсон «Преступления прошлого» как раз из этой серии. Согласитесь, какой же это классический детектив, если главный герой отнюдь далеко не супермен, никаких классических дедукций или исследований он не производит, зачастую вообще складывается ощущение, что не он над обстоятельствами, а наоборот обстоятельства берут верх над ним.
Но зато, насколько психологически достоверно прописаны личности героев романа, насколько вроде бы плавно, но неизбежно закручивается пружина читательского напряжения, насколько умеет К.Аткинсон потрясти читателя правдоподобным описанием человеческих трагедий.
Из официального описания:
Кейт Аткинсон — один из самых уважаемых и популярных авторов современной Британии. Ее дебютный роман получил престижную Уитбредовскую премию, обойдя многих именитых кандидатов — например, Салмана Рушди с его «Прощальным вздохом мавра». Однако настоящая слава пришла к ней с публикацией «Преступлений прошлого» — первой книги из цикла о кембриджском частном детективе Джексоне Броуди. Роман вызвал бурю восторга и у критиков, и у коллег по цеху, и у широкого читателя, одним из наиболее ярых пропагандистов творчества Аткинсон сделался сам Стивен Кинг. Итак, в «Преступлениях прошлого» Джексону Броуди предстоит заняться делами, которые полиция давно списала в архив: о таинственном ночном исчезновении маленькой девочки из родительского сада; о немотивированном убийстве дочери известного адвоката, помогавшей ему в офисе; и о кровавом эпизоде домашнего насилия в молодой семье, живущей на ферме. Казалось бы, между всеми ними нет ничего общего, да и следы простыли давно, однако ниточки, переплетаясь, тянутся в настоящее и самым неожиданным образом сводят героев — каждый со своими скелетами в шкафах…
Однако книгу не стал бы рекомендовать детям до 16 и читателям с впечатлительной психикой. Красной нитью через все произведение проходят детские истории, которые подчас описаны достаточно жестко. Впрочем, в новостной ленте мы часто видим и более трагичные истории, но тем не менее… У меня лично осталось ощущение, что автор хотела еще раз напомнить нам о хрупкости человеческих судеб, тем более с нежном детском возрасте, когда неадекватные родители или просто сторонние люди с неуравновешенной психикой могут запросто поставить крест на детском счастье. Именно сейчас это настроение (переживание за будущее наших детей) очень актуально, думаю, поэтому книга взволновала многих. Еще больший эффект получается за счет описания личных переживаний детектива за свою дочь, на фоне раскрываемых им преступлений прошлого.
Я бы суммарно поставил оценку 9 из 10, пожалуй снизив оценку за то, что у меня все-таки не было «бури восторгов», как написано в аннотации, это не шедевр №1. Но тем не менее, очень сильная книга, и любители жанра безусловно ее оценят по достоинству. Если Вы любите детектив, но ищите не просто легкого чтения, а еще и повода подумать, то эта книга для вас!