[160x240]Французский писатель Бернард Вербер чаще всего в своих произведениях стремится в ироничной или пародийной манере затронуть чуть ли не вечные вопросы, темы, которые волнуют и ученых и обывателей.
Интересно прочитать по сути две противоположные книги: "Империя ангелов" и "Отец наших отцов". Автор размышляет о том, как на Земле появились люди и что с нами происходит после смерти.
[320x480]
Необходимо предупредить, что, по сути, автор не стремится открыть Америку. Его предположения строятся лишь на его собственных знаниях и измышлениях. Они не обязаны, да и не отличаются кардинальным изменением сознания. Для описания пост-смертного существования автор использует немного атеистическое понимание религии.
Книга начинается со смерти главного героя и процедуры подсчета «баллов», набранных им в течение жизни. Дальше начинается борьба за его дальнейшую судьбу. Адвокатом рассказчика выступает никто иной как Эмиль Золя. Он обращается к высшему суду с обвинением в субъективности. В конечном итоге, главный герой оправдан и становится перед выбором: либо вернуться на землю мудрецом, либо стать ангелом. В поисках нового, рассказчик становится ангелом. Ангелы должны следить за тремя душами, каждая из которых несет свою собственную ауру, переживает ту же жизненную ситуацию, которую не смог решить в предыдущей жизни. Получается, что каждому из нас от рождения дана загадка, которую мы должны привести к положительному решению. И при этом есть некто, кто контролирует наши поступки, помогает нам идти по определенному пути. У ангелов есть множественные пути воздействия на своих подопечных. Главная задача людей – набрать наибольшее количество баллов, совершая благие дела, идя по намеченному маршруту, главная задача ангелов – помочь им в этом. И те и другие в конечном итоге получают определенную выгоду – выходят на следующий уровень.
В этом романе отражается и одна из главных черт произведений Вербера: упоминание и объяснение научных теорий в увлекательной художественной форме. Доказывая свою точку зрения, автор активно использует и нумерологию, и философию.
При этом в романе то и дело приводятся отрывки из другой книги этого же автора «Энциклопедия относительного и абсолютного знания». И даже в этих отрывках Бербер не использует один и тот же стиль: то это научная выписка, то воспоминание, то опрос. Опрос людей о том, что они ожидают увидеть в жизни после смерти, составляет значительную смысловую часть произведения.
При значительной философской загруженности Верберу приходится вести нас еще и по множественным линиям жизненных путей героев. Но сюжет является цельным, поэтому логически подходит к своей концовке.
[336x491]
В аннотации жанр произведения «Отец наших отцов» определен как антропологический детектив. Роман построен по классическому сценарию остросюжетного детектива: ленивый, но умный сыщик, молодая, дерзкая, симпатичная журналистка. И, конечно, таинственное дело, которое не в силах разгадать правоохранительные органы. Вот и подходящая почва для расследования. Но сходство с детективами ограничивается лишь сюжетом. В чем же смысл произведения? Что за расследование ведут герои?
Оказывается, Лукреция и сыщик Исидор, в конечном итоге, пытаются решить один из главных вопросов науки: происхождение человека.
Вот откуда много-много лет назад на Земле появился человек? Устами своих героев Вербер предлагает несколько вариантов:
1. Теория профессора Сандерсона: человек появился в результате болезни, вызванной вирусом внеземного происхождения.
2. Теория профессора Конрода: человек появился в результате случайной комбинации генов.
3. Теория доктора Ван Лизбет: человек появился в результате сознательной адаптации к изменениям климата.
4. теория доктора Элюана: человек появился в результате необходимости превзойти остальных животных, чтобы добыть пищу.
Но это только научные теории, а ведь на протяжении всего романа, сталкивая героев с различными учеными, автору удается показать и множество псевдонаучных или даже абсурдных теорий. А главное, все это в ненавязчивой форме. Причем каждой теории Вербер уделяет время для объяснения и аргументацию – для обоснования.
С этой стороны Вербера часто и небезосновательно сравнивают с Дэном Брауном. В целом так и есть. Большинство его книг можно описать как ненаучную подачу научных фактов.
При всем не могу не упомянуть еще одну уникальную особенность произведений этого автора: вскользь говорить о каких-либо лингвистических особенностях. Правда, они, конечно, спорны, так как могут относиться только к французскому языку.
«…Вы знаете, откуда произошло слово «дурак»? От латинского imbecille, что значит «не имеющий палки». Намек на то, что при ходьбе всегда приходится опираться на палку. Жить, не опираясь ни на одну догму, ни на один твердый принцип, не прислоняясь ни к чему, - для этого нужно иметь храбрость, правда? Надеюсь, что я – дурак, и хочу оставаться им как можно дольше…
…Я не обижаюсь и на определение «глупец», - продолжил Катценберг. «Глупец» произошел от латинского stupidos. Пораженный изумлением. Глупец всему удивляется и всему радуется. Я надеюсь долго пробыть глупцом. «Идиот» по-гречески значит «особенный». Идиоматизм – это особенность языка. Я хочу быть особенным...».