[374x600]Какое общество – такой и Мессия
Тим Скоренко - молодой писатель из Белоруссии, который в свои 30 лет уже успел показать себя во многих сферах. В 2009 году он решил кардинально изменить свою жизнь и, уволившись с автомобильного завода, где он несколько лет проработал инженером-акустиком, переехал из Минска в Москву. Здесь Тим Скоренко устроился редактором в журнал «Что нового в науке и технике», затем, после его закрытия, – в «Популярную механику», где и работает до сих пор. Кроме этого, Скоренко ещё и поэт, бард, профессиональный автор-исполнитель и переводчик стихов.
Тим Скоренко является автором таких романов, как «Баллада о чёрных слонах», «Ода абсолютной жестокости», «Сад Иеронима Босха», «Законы прикладной эвтаназии» и «Легенды неизвестной Америки». Его романы были не раз удостоены различными премий в области фантастики, а 2007-м году Тим Скоренко попал в шорт-лист премии «Дебют» в номинации «Фантастика».
В 2010 году Т. Скоренко выпустил роман «Сад Иеронима Босха», написанный в стиле магического реализма. В своём блоге Тим Скоренко сообщает, что «Сад Иеронима Босха» - это «эксперимент, который очень мало кто понял, но много кто оценил, не поняв». Многие восприняли его агрессивно, обвиняя автора в богохульстве и в неуважении к религиозным чувствам верующих. Но нашлись и другие, кто называл эту книгу Новой Библией, а так же те, кто в 2011 году вручил престижную «фантастическую» премию «Бронзовая улитка».
Главным героем романа является американец Джереми Смит, который поспорил со своим приятелем, что сможет поцеловать Папу Римского. Прибыв в Ватикан, Джереми узнаёт, что Папа скончался. Пробравшись на церемонию официального прощания с Папой, Джереми целует покойника в лоб. И тут случается невозможное – Папа Римский оживает. Так совершил своё первое чудо Джереми Л. Смит, которого Ватикан тут же окрестил новым Мессией. Джереми буквально занимает место Папы и на его проповеди ходят миллионы людей. Именно к этим людям обращается герой-рассказчик, который рассказывает историю Джереми Л. Смита с самого её начала. Роман устроен хитрым образом и будто сам заставляет себя читать и идентифицировать себя с тем читателем, к которому обращается рассказчик.
Представим, что пришёл новый Мессия, новый Иисус, который ходит по воде, исцеляет больных, кормит голодающих и останавливает войны. Его любит всё человечество, и чтобы своими глазами увидеть Спасителя, люди готовы несколько дней стоять в очереди. Выпускаются кружки и майки с его изображением, про Джереми снимают документальные фильмы, ему верят и готовы следовать любому указанию. В итоге не только католики меняют крест на элсмит (знак Джереми), но и православные, мусульмане и даже язычники – в мире воцаряется единая религия.
Но герой рассказчик поставил перед собой цель разоблачить Джереми Л. Смита. Он пишет книгу, где очень откровенно и грубо переворачивает с ног на голову все представления о Мессии: всё, что было в учебниках про Джереми, всё, что транслировали из Ватикана – всё это чушь. Рассказчик по всех подробностях описывает жизнь Смита и оказывается, люди не знали и доли правды о том, кто на самом деле их Спаситель.
Истина может быть открыта только в этой книге, написанной ненавистью к этому «ублюдочному пиндосу, тупому уроду, Джереми Л. Смиту, новому Иисусу Христу». Но рассказчик хочет не только того, чтобы люди поверили, что Джереми не такой праведник, каким его привыкли видеть на телеэкранах. Он хочет, чтобы его книга вызывала рвотный рефлекс, чтобы её было мерзко даже просто держать в руках. Он утверждает, что так и надо, что презирая эту книгу, наполненную рассказами о самом непристойном поведении Джереми, читатель начнёт презирать и этого «ублюдка» Джереми Л. Смита. И дело тут не в том, что рассказчик ненавидит Джереми, а в том, что это, как он утверждает, истина. Мать Джереми так его и называла – ублюдок, сама же она не была праведницей, как рассказывали в газетах, она была проституткой и погибла, упав пьяной в колодец. Джереми ей не помог, он украл все её деньги и отправился в Нью-Йорк, не позаботившись даже о том, чтобы похоронить родную мать.
Но мало того, что Джерими – самый мерзкий тип из всех, кого только можно представить, он ещё и отлично разрекламированный бренд – проект кардиналов Ватикана, которые, можно сказать, запатентовали образ Джереми и теперь на каждом плакате, на каждой игрушке с его изображением зарабатывают огромные деньги. Вся книга переполнена различными историями, которые кардинально меняют представления о Мессии и разоблачают Церковь. Оказывается, что все эти «праведники» во главе с Джереми не имеют ничего общего с представлениями о людях, приближенных к Богу. Скорее наоборот, все они напоминают моральных уродов, будто сошедших с картины «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. И до самого конца романа сохраняется интрига, кто же этот герой-рассказчик, которому известны все мельчайшие подробности жизни Джереми и который знает все тайны Ватикана.
Прошло две с лишним тысячи лет с тех пор, как убили Иисуса, и общество нуждается в новом Мессии, ведь Христос превратился из реального человека в легенду. Но человечество бы не смогло принять нового Христа – оно стало слишком прагматичным, слишком неверующим. И появись в мире кто-то подобный Христу, он в первую очередь бы отправился в психбольницу – новому человеку нужны доказательства. Каждому времени свой пророк, свой герой. Он должен соответствовать обществу, в котором появляется. Именно потому такой недостойный человек, как Джереми получает божественную силу. И, несмотря на то, что на протяжении всего романа, рассказчик называет Мессию «грёбанным пиндосом», он всё таки приходит к выводу, что из-за появления Джереми Л. Смита мир стал лучше.
«Сад Иеронима Босха»– это не только описание всех тех подлостей, что совершал Джереми, это ещё и история одного мерзавца, который стал человеком и Спасителем. Это роман становления героя. На протяжении всей книги герой развивается, учится на своих ошибках, осознаёт себя с новой стороны и, в конце концов, находит в своём сердце Любовь.
И вся эта грязь, описанная в романе – не что иное, как попытка дать пощёчину современному изнеженному обществу массового потребления, привести людей в чувства и открыть им, наконец, глаза, если и не на мир, то хотя бы на самих себя.
Тим Скоренко будто предвидел, что будет с Россией - что государство будет уделять большое внимания религии. И сейчас, в связи со сложившейся ситуацией в стране, когда так активно ведётся пропаганда православия, а верующие стали такими обидчивыми, что за оскорбление их чувств можно сесть на три года в тюрьму, роман Т. Скоренко приобретает большую актуальность, чем в 2010 году, когда роман только вышел. Сегодня «Сад» требует нового прочтения.
Тим Скоренко ставил перед собой задачу написать что-то, сильно отличающееся от прочих издаваемых книг, и, кажется, у него получилось.