Писать отзыв о философском трактате - дело сложное и не благодарное, потому как в подобных трудах собраны лишь чьи-то взгляды на жизнь и мироощущение, и единственное, что можем мы сделать, так это или согласиться с изложенным или нет, не поддавая критике само содержание, так как в обратном случае это было бы чем-то крайне глупым и даже странным - критиковать чью-то жизненную позицию. Но это в идеале, и только в моём мозгу. Поэтому философскую составляющую я сразу отброшу; скажу лишь только, что были моменты, где я либо поддерживала Ницше, либо пассивно не соглашалась, либо яро в душе противилась прочитанному. Но в целом, это был достаточно интересный опыт, так как доселе мне не приходилось читать ни подобную литературу, ни подобные вгляды на жизнь. Всё, что имело под собой философскую подоплеку, имело привязанность к христианским ценностям, и мне это было понятно, и я это поддерживала. Здесь же дела обстояли иначе, и было любопытно взглянуть на антихристианскую позицию, да и границы вроде как были соблюдены (из того, что я поняла), так что бури негодования из-за какого-либо богохульства мне пережить не пришлось. На сим всё - это тот максимум, который я могу высказать о философии Ницше.
Теперь о самом большом камне предкновения - форме повествования. Не просто мысли автора, а мысли, облачённые в нехилую такую аллегорию, которая очень часто просто выводила из себя, потому как никто ещё до Ницше не заставлял меня так глубоко прочувствовать себя дурой :)). Ужасная вещь в этом плане для меня. По-началу всё было хорошо, и я почти всегда улавливала суть сказанного, но чем дальше, тем непроходимее для меня оказалась эта лесная чаща, и в конечном итоге я могу сказать с уверенностью, что большая половина книги прошла мимо меня, ибо это был какой-то кошмар - аллегория в каждом слове, чуть ли не в каждой запятой. Жуть. С огромным трудом заставила себя это дочитать, настоящий мазохизм был. Давно уже не было такого, чтобы я с облегчением закрывала книгу. Всё-таки если и говорить со мной аллегориями, то не выше уровня басен Крылова, это уж точно :)).
И если уж и говорить о Ницше как о поэте, то, как по мне, он уж сильно перестарался. Опять-таки вернусь к началу, где я его ещё понимала, где с удовольствием смаковала завершения каждой из глав, которая в обязательном порядке пестрили короткими и красочным предложениями, подытоживаниями чего-либо. Очень точно, очень необычно, запоминающееся и действительно поэтично. Но опять же, чем дальше, тем хуже, и единственное, что осталось в моём мозгу при прочтении подобных фраз, так это "необычно". Не более.
Вообще, атмосфера повествования показалась мне довольно-таки тяжёлой. По правде сказать, мне было жаль Заратустру, так как я не увидела в нём никого, кроме как одинокой и неприкаянной души, которая изо всех сил старается найти свой смысл, свою правду, найти родственную душу, но терпит новое и новое поражение, пусть даже и не говорит об этом открыто или же говорит как о чём-то положительном для него и его развития. Человек страдающий, человек не принимаемый и не понимаемый никем, пусть даже и были у него ученики. Человек чувствующий это и изо всех сил старающийся заглушить свою боль, которая проигрывается в его душе в качестве фона. Человек потерявший веру во всё, и старающийся восполнить эту потерю чем-то новым, придуманным собственной головой и, наверное, сердцем. Достаточно печальное впечатление получила я в итоге, да и на протяжении большей половины произведения в душе чувствовалась некая тоска и жалость, жалость к метаниям Заратустры.
Не могу сказать, что я была от книги в восторге, всё-таки такая философия мне чужда, как и чужда манера письма, превратившая чтение в пытку для меня. Но, повторюсь, это был интересный опыт, и я даже не исключаю, что когда-нибудь попробую пережить его ещё раз, правда, будет это ооочень-очень нескоро.