[200x297]
Другой взгляд на это произведение. К прочтению меня побудила эта рецензия, и поскольку впечатления о книге у меня сложились совершенно иные, нежели у автора рецензии, поделюсь ими здесь.
Уже давно я так долго не вымучивала книги. Обычно, если книга цепляет сразу, то не отпускает до последней точки. С романом Джорджа Макдональда такого не произошло. Подозреваю, что причина кроется в моей не любви к мистике. А поскольку в основу данного романа положена христианская мифология, чтение замедлилось еще в несколько раз. Обычно книг я не бросаю, вне зависимости от степени муторности, однако невыносимо долго подобную литературу добиваю.
Итак, что касается впечатлений. Биографических данных о Макдональде гуляет по интернету не так много, но в принципе их достаточно, чтобы понять почему он написал это произведение. В аннотации к книге указано, что создавался роман после скоропостижной смерти жены и детей писателя. "Возможно, поэтому, тьмы в романе, по-крайней мере, на первый взгляд, больше чем света..." (с.) Однако, это обманчивое впечатление. На протяжении всего романа не покидает ощущение штучности созданного мира, сдается, будто бы писатель пытался создать для себя убежище, некоторый источник радости, место, где ты можно почувствовать себя героем, от действий которого зависит целый мир. Главный герой решительно не понравился, ибо получился он каким-то пустым и не продуманным. Он то предстает пред нами, как безвольное и неуместное существо, то вдруг у него зашкаливает ЧСВ, которое побуждает к бесполезным подвигам. И все равно, не смотря не все допущенные им ошибки, последствия разворачиваться в весьма утопическом ключе. Понравилась, однако, структура миров, образ Лилит (с детства манит меня, хотя у Макдональда он и приобретает несколько другое значение), такие персонажи, как Мара, Тень, Ворон, город Булика, описания некоторых существ. Что касается самой Лилит, здесь она предстает в качестве принцессы, которая правит городом, где нет детей (что символично). Демоническая и прекрасная, она то и дело очаровывает главного героя и вводит в постоянные заблуждения, отчего он и делает ошибку за ошибкой. Противопоставляться ей дочь Лона - предводительница народа Малюток (что тоже намекает). Дуализм и драматизм ситуации проявляется в том, что главный герой разрывается между двумя женщинами - одну он спас, и почему-то решил служить ей до конца, вторую же незабвенно полюбил за безграничную доброту и заботу о детях. Не сложно догадаться к чему это внутреннее противоречие приводит - правильно, к войне. А в таких войнах всегда должно побеждать добро, иначе никак. Образ Лилит в данном случае олицетворяет, на мой взгляд, именно трагическую Смерть, преследующую автора до конца жизни, (ахтунг! пафос) - "зло", которое нужно победить в то время, как "добрый клан", представлены образами Евы, Адама и Лоны, был создан в качестве того самого "утопического убежища", куда автору просто необходимо было сбежать от внутреннего отчаяния. Мертвые сны, путешествие мирами, чудовища - это все лишь канва, на тле которой раскрывается вопиющее уныние автора и желание от него хоть как-нибудь спастись. Добро-то победило в войне, но желаемого покоя наш главный герой так и не обрел, сбежать от себя не смог. Макдональд развивал свое повествование как бы по спирали, но в итоге вернулся туда, где все началось. Кроме всего прочего, написан текст уж чересчур эмоциональным языком, где-то переходя в откровенную слащавость, где-то в обыкновенное нытье, но вот именно искомого "мрака" я здесь не нашла. Разве что мрак утомленной, недостаточно мертвой, но уже и не живой души. Вроде бы и искренне, все равно не вдохновляют откровения автора. Есть плюсы, есть минусы, для ознакомления прочесть не будет лишним.
Ну и пускай будет небольшой цитатник, ибо рациональных мыслей, несмотря на общую иррациональность повествования, не отнимать.
"Никто не может утверждать, что он есть кто-то до тех пор, пока он не будет уверен в том, что он вообще есть, и не будет знать, кто именно есть. Действительно, никто не может быть самим собой также, как н может быть чем-то пустое место".
"Ни одному человеку не дано заметить, когда в нем просыпается идиот".
"Чтобы быть самодостаточным, существо должно быть вечным, порождающим себя самого червем".
"Человек, действия которого зависят от трусости другого, сам, по существу, трус".
Главный герой решительно не понравился, ибо получился он каким-то пустым и не продуманным.вообще не рассматривала его как героя) а если бы рассматривала, наверное, пришла бы к таким же выводам. Основная моя мысль была: "Вот это глючит мужика!" А какие герои у глюков? Так, размытые картинки. упивалась я собственно необычностью написанного и плевала даже на огрехи в авторском стиле. А уж внутренних конфликтов и вовсе не заметила.
Дуализм и драматизм ситуации проявляется в том, что главный герой разрывается между двумя женщинами - одну он спас, и почему-то решил служить ей до конца, вторую же незабвенно полюбил за безграничную доброту и заботу о детях. Не сложно догадаться к чему это внутреннее противоречие приводит - правильно, к войне.надо бы перечитать).
но вот именно искомого "мрака" я здесь не нашла. Разве что мрак утомленной, недостаточно мертвой, но уже и не живой душину да, чего-то действительно мрачного, нужно искать не у христианских авторов, потому-что их все в свой лес тянет... интересны стали ваши лит. вкусы) потому что я в этом плане вообще жуть любопытная.
Исходное сообщение WhiteKnightя не люблю категоричного деления понятий на "добро" и "зло", хотя в этом произведении они очень конкретно представлены. к выводу о победе добра я пришла потому, что по сути Адаму-Еве-Маре удалось искоренить источник зла из Лилит, что уже по своей сути является восторжествованием "добра". на самом же деле это всего лишь утопия автора\героя, которому нужно было себе доказать, что он хоть на что-то способен, не смотря на то, что в финале он вернулся к исходной точке.Добро-то победило в войнеи для меня это спорный вопрос, что победило. мне кажется, там было максимум что - предвкушение победы или иллюзия предвкушения (тут уж читатель в свою меру решает...), а не победа вовсе. Потому что если в конце была победа бобра, то я козел![]()
Исходное сообщение WhiteKnight вообще не рассматривала его как героя) а если бы рассматривала, наверное, пришла бы к таким же выводам. Основная моя мысль была: "Вот это глючит мужика!" А какие герои у глюков? Так, размытые картинки.в виду того, что роман написан от первого лица, мне кажется, что не возможно его проигнорировать как героя. не знаю как вас, но меня уже на половине книги стало раздражать его вечное нытье.
по сути Адаму-Еве-Маре удалось искоренить источник зла из Лилитне помню, чтоб они искореняли. военных действий не помню. не помню также конкретности добра и зла. давно читала. эх...