• Авторизация


Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы". 20-09-2011 13:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x311]

Аннотация: Роман "Жизнь взаймы" был написан в 1959 году. Автогонщик Клэрфе, приехавший в Швейцарию чтобы навестить старого друга, увозит из туберкулезного санатория смертельно больную пациентку Лилиан. Зная, что ей осталось жить совсем немного, она мечтает провести остаток дней ярко и необычно…

 

 

Да простят меня поклонники Ремарка.

 

Это первая в моей жизни книга, которую я бы и не советовала бы кому-либо читать, но и не отговаривала бы от её прочтения. Странные, противоречивые чувства она во мне вызвала, но в большей степени всё-таки отрицательные. На протяжении всего романа во мне обитало непонятное чувство, будто бы эту историю писал начинающий, совсем ещё неопытный молодой писатель, в котором талант к прозе только только начинает пробиваться, и он ещё не успел познать всех тайн и секретов того, как завладеть и вниманием, и признанием читателя. 

Но обо всём по порядку.

Сама идея романа шикарна - умирающая от туберкулёза молодая девушка, которая сбегает из закрытого санатория в горах в большую жизнь и всеми силами старается наверстать в скором времени уже потерянные годы. Идея-то хороша, но подача отвратительна. 

Вся книга полностью пропитана каким-то унынием, тоской и флегматичностью. Я не увидела ни грамма любви к жизни у Лилиан, ни грамма! Вечно в тоске, вечно бесцельно таскалась по кафе-ресторанам, литрами употребляла алкоголь и скупала платья. Или по мнению Ремарка в этом заключается жажда жизни?

На мой взгляд, было бы куда лучше отмечать радостные мелочи жизни в глазах главной героини, её любовь к путешествиям, наслаждению красотой старинных городов, душевному единению с природой, с тем же морем, которое у большинства людей вызывает массу чувств, восторг, а у умирающей туберкулёзницы, которая, по идее, должна было внутренне попискивать от счастья, что она, если не ошибаюсь, видит его первый раз в жизни, ничего, кроме флегматичных вздохов. У меня было такое чувство, будто бы ей просто скучно. Скучно в санатории, скучно с Борисом, скучно с Клэрфе, скучно с самой собой, скучно с Жизнью. К середине книги я совсем перестала улавливать мотивацию её поступков. Точнее сказать, мотивации просто не было. Уважаемый Ремарк, видимо, посчитал, что умный читатель сам догадается с какой радости она бросила Волкова, позже - решила помахать ручкой гонщику, почему она вернулась в санаторий, и, что самое главное, в чём заключалось её счастье, о котором написано два последних предложения романа. Об этом всём писатель решил скромно умолчать, одаривая людей, взявших в руки сию книгу, многочисленными непонятками и вопросами.

Ход событий - отдельная тема. Я такие сюжеты называю "сюжетами-скакунами" - ситуаций описано много, но скачут они одна за другой, не имея цельности и законченного вида. Не успела глазом моргнуть, как у Клэрфэ с Лилиан любовь оказывается появилась, о которой и намёка перед этим не было, не говоря уже о какой-то там искре и всякой важной дребедени, которую так лень описывать; не успела страницу перевернуть, как Лилиан уже его хочет бросить; не успела абзац прочесть, как гонщик погибает, и девушка вроде как страдает, но уже через пять строк она и думать забыла о том, кто такой Клэрфэ и давай обниматься с Волковым. 

В книге присутствует масса ненужных персонажей, которые описаны настолько плохо, что их последующие появления знаменуются долей недоумения и судорожной работой мозга, пытающейся вспомнить где же уже это имя встречалось. Я уже не говорю о большом количестве ситуаций, которые не имеют никакой сюжетной ценности, но щедро впихнуты на страницы книги. Или, может быть, я просто чего-то не понимаю?

В целом, несмотря на мой такой весь отрицательный отзыв, есть в романе парочка хороших вещей. Опять-таки идея книги, параллель между туберкулёзницей, старающейся удержать время всеми силами и гонщиком, который мчится на бешеной скорости по лезвию ножа. Есть несколько занятных мыслей, намёк на философию, небольшая доза пищи для ума. Чего стоит один только внутренний монолог Лилиан о "из Брешии в Брешию".

Но для меня слабовато. Я любитель более глубоко прописанных книг, в которых каждая глава, каждая строчка несёт в себе некий смысл; любитель педантично и ярко прописанных событий, идеальности сюжета и языка. "Жизнь взаймы" же я дочитывала лишь из соображения "для развития" и знакомства с Ремарком.

Напоследок хочу добавить, что роман этот имеет очень большой потенциал. Из него можно сделать, так сказать, конфетку; своеобразную книгу-гимн жизни, глубоко-философскую и одновременно драматично-трогательную повесть. Было бы желание, было бы старание, был бы талант.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (55): вперёд»
Maria_Shagal 20-09-2011-13:33 удалить
Пожалуй, у Ремарка многие книги вызывают противоречивые чувства. Лично меня он именно этим и притягивает
ШведиНА 20-09-2011-13:36 удалить
О, как верно выражено и моё впечатление об этом романе!
КаськаР 20-09-2011-14:48 удалить
Жизнь прекрасна и ей можно радоваться и проявлять эмоции, когда тебе не вынесен смертный приговор. Я считаю, что настроение Лилиан очень правильно описано - я ее прекрасно понимаю, я сталкивалась с такой ситуацией у себя в семье, поэтому ничего неправильного он не сказал. Правдивое, пронзительное правдивое произведение.
"душевное единение с природой"... бгг
По меньшей мере странно начинать знакомство с Рэмарком с "Жизни взаймы", когда есть "Три товарища" и "Чёрный обелиск". Я бы посоветовала вам прежде чем делать выводы о таланте, прочесть больше одной книги.
Сказать о произведении Ремарка-слабовато?????Думаю,Вы слишком много на себя берете.
Соглашусь со Странником дождя - Вы действительно слишком много на себя берёте. Назвать Ремарка бесталанным и не любящим жизнь - это надо постараться. "Жизнь в займы" - глубокое психологическое произведение, в котором автор ярко и тонко показывает, что даже в аду сжигаемой войной Европы было место для любви, сострадания и милосердия. А делать "конфетку" - наполненную весельем и радостью из книги повествующей о людях выживающих в эпоху мировой войны - это, простите, дурной тон.
Lartis 20-09-2011-16:48 удалить
Вот она, беда доступного всем интернета. Каждый может с удручающим апломбом написать любую ерунду о ком угодно. Правда, каждый может и ответно прокомментировать, сказав, что написанное - полный бред.
Ответ на комментарий Maria_Shagal # А меня наоборот - отталкивает. Люблю, когда книги цепляют за живое. Но посмотрим, на очереди лежит "Три товарища".
Ответ на комментарий ШведиНА # Если честно, то приятно удивлена этим фактом! Я ожидала лишь нападки в мой адрес из-за сего нелестного отзыва о овеликом Ремарке :)
Сим 20-09-2011-17:44 удалить
Ответ на комментарий Lartis # Lartis, +100500
Ответ на комментарий КаськаР # Не буду спорить. Но, если он хотел отобразить глубокое отчаяние, а я подозреваю, что именно этого автор и хотел, то, по крайней мере для меня, это было не достаточно убедительно.
Ответ на комментарий Кувшинка_Бел # Видимо, вам это прекрасное чувство чуждо. Но ничего. У вас ещё всё впереди.
Сим 20-09-2011-17:46 удалить
Ответ на комментарий Леля_с_книгой # Леля_с_книгой, ээээ там действие после войны происходит...
Ответ на комментарий джин_дайкири # Отчего же странно? Или это общепризнанная система знакомства с творчеством писателя? Это три разные книги, ничем не связанные друг с другом, можно начинать с любой, и это не должно отразится на впечатлениях читателя.
Ответ на комментарий странник_дождя # Вы упускаете важную деталь из моего отзыва: ДЛЯ МЕНЯ слабовато. Я читала более глубокие романы или же написанные более логично, полно, цельно и, в конце концов, красиво, где каждая строка, глава имеет свою ценность, как сюжетную, так и художественную. Мне есть с чем сравнить. Есть книги, которые произвели на меня более сильное положительное впечатление, нежели этот роман.
Ответ на комментарий Сим # Да, только сами герои ещё живут войной, они в ней "застряли", отсюда и психологическое напряжение книги
evelea 20-09-2011-17:52 удалить
Глубокое отчаяние? А какое же оно должно быть? Испытывали ли вы такое чувство? Когда нет веры в будущее, вы как бы живете, и вроде хотите жить, в то же время вы существуете, а не живете. Я понимаю, что мнения могут быть разные и знаю многих, кому эта книга не по душе) Для меня же "Жизнь взаймы" - самое любимое произведение Ремарка, мне близка Лилиан и ее чувства, ее мысли. Не согласна, что все книги должны быть наполнены ярким сюжетом, поворотами, переживаниями. Есть истории, где страсть помешает прочувствовать всю красоту повествования
Ответ на комментарий Леля_с_книгой # В каком предложении я назвала Ремарка не любящим жизнь?:) Я лишь отметила, что его отображение наслаждения жизнью очень сомнительно. С моей точки зрения :) Никакого психологизма, никакой яркости или тонкости я не увидела. Для меня "Жизнь взаймы" пресное произведение, не имеющее никаких особенностей, кроме как самой идеи и парочки занятных фраз и мысленных монологов. Любовь я не увидела вообще. Она как внезапно появилась, так и исчезла. И протекала она достаточно тускло. Где эмоции? Где чувства героев? Накал хоть каких-нибудь страстей? Ни-че-го. А делать выводы о том, что у них была супер сильная любовь только исходя из фразы Клэрфе: "Я люблю тебя, Лилиан", и её ответа: "Я тебя тоже,Клэрфэ" не по мне. У меня вообще сложилось такое чувство, что Лилиан не способна любить вообще. И от литературы я ожидаю нечто другого. И вы неправильно истолковали мою фразу о том, что из этого романа можно сделать конфетку. Я не имела ввиду, что нужно наполнить книгу весельем, шутками и прибаутками, я говорила о том, что это произведение можно сделать своеобразным гимном жизни, наполненным чувством счастья вперемешку с трагизмом. Тогда это было бы поистине сильный роман. Но, увы, в таком виде он имеет малую ценность для меня.
Ответ на комментарий evelea # Но согласитесь, что любая книга должна иметь цельный сюжет, и события не должны скакать одно за другим, не успевая толком закончиться. Ну, вот если вам так близка Лилиан, то может объясните мне, почему она вернулась к Борису? Почему так быстро забыла Клэрфэ? Почему вернулась в санаторий? И последнее, в чём заключалось её счастье? В книге написано, что она умерла будучи счастливой, так отчего счастливой?
Сим 20-09-2011-18:13 удалить
Ответ на комментарий Леля_с_книгой #
Исходное сообщение Леля_с_книгой Да, только сами герои ещё живут войной, они в ней "застряли", отсюда и психологическое напряжение книги
вот насчет этого не знаю, по моему единственный роман Ремарка, где от войны можно абстрагироваться
Сим 20-09-2011-18:22 удалить
Да из этой книги можно было сделать конфетку, такую историю о девушке, которая умирает, но не сдается и до последнего дня радуется жизни, смеется, визжит от радости при виде моря или каких-нибудь подарков и о мужике, чутком и понимающем, который будет любить и поддерживать ее до конца. И эта книга была бы очень понятна и наполнена бурными эмоциями и вызвала бы ручьи слез у малолетних самок. А потом по ней бы сняли фильм, который, конечно же получил бы оскар и уеву тучу других наград. И это было бы так красиво, так нежно, так трогательно, что хотелось бы, плеваться от этой вычурной пошлости Ремарк создал удивительную психологическую книгу, читая это роман (мне он, кстати не очень понравился, но по отдельным причинам) ты невольно ощущаешь ее переживания. И понимаешь, что ничего не имеет значения, ни окружающие, ни красота, ни радости, ни любовь – ничто, потому что смерть на пороге. И от смерти невозможно убежать и перед ней невозможно надышаться. И отсюда же удивительный диссонанс который вызывают мечтания всех окружающих Лилиан, они-то мечтают о будущем, о долгой и счастливой жизни….
Сим 20-09-2011-18:22 удалить
Ответ на комментарий Черниковская #
Исходное сообщение Черниковская Но согласитесь, что любая книга должна иметь цельный сюжет, и события не должны скакать одно за другим, не успевая толком закончиться. Ну, вот если вам так близка Лилиан, то может объясните мне, почему она вернулась к Борису? Почему так быстро забыла Клэрфэ? Почему вернулась в санаторий? И последнее, в чём заключалось её счастье? В книге написано, что она умерла будучи счастливой, так отчего счастливой?
Ей был все равно, что Борис, что Клэрфе... ее счастье было в том, что она жила...
Ответ на комментарий Сим # Интересное мнение. Наверно, беда сего романа в том, что каждый понимает его по-своему. Но... откуда многие любители творчества Ремарка прочувствовали этот "глубокий психологизм" и "чувства Лилиан"? Мне кажется, они описаны довольно-таки скудно.
Исходное сообщение Сим Ей был все равно, что Борис, что Клэрфе... ее счастье было в том, что она жила...
А санаторий? Почему вернулась? Решила, что нет смысла искать чего-то в жизни? Или она нашла для себя уже всё, что могла и поэтому решила вернуться?
Сим 20-09-2011-18:36 удалить
Ответ на комментарий Черниковская #
Исходное сообщение Черниковская Исходное сообщение Сим Ей был все равно, что Борис, что Клэрфе... ее счастье было в том, что она жила... А санаторий? Почему вернулась? Решила, что нет смысла искать чего-то в жизни? Или она нашла для себя уже всё, что могла и поэтому решила вернуться?
а не все ли равно где умирать?
Ответ на комментарий Сим # Уж точно. Спасибо за ответы.
Сим 20-09-2011-18:40 удалить
Ответ на комментарий Черниковская #
Исходное сообщение Черниковская Интересное мнение. Наверно, беда сего романа в том, что каждый понимает его по-своему. Но... откуда многие любители творчества Ремарка прочувствовали этот "глубокий психологизм" и "чувства Лилиан"? Мне кажется, они описаны довольно-таки скудно.
я не верю в десятки пониманий, по мне "выносит что-то свое"... там описано все, что нужно, ремарк дает направляющую и далее читатель сам понимает героев... и отсюда выходит, что романы Ремарка не просто читаются, а переживаются. Ремарк мастер ощущений, мастер настроений, за это он так многими и любим... "Разум дан человеку, что бы понять - люди живут чувствами" - это он сказал и он этой фразе верен... по крайней мере в этом романе.
Забавная рецензия. Я вот с трудом могу подыскать человека более жизнелюбивого, чем герои Ремарка. Думаю, Вам стоит воспользоваться одним хорошим правилом: обязательно прочитать книгу два раза в жизни - первый, когда Вы младше автора, второй - когда старше.
Ответ на комментарий Маша_и_медведь # Спасибо, любопытный совет. Да и всё возможно. Может быть, лет через пять я эту книгу буду воспринимать иначе и видеть в ней больше положительных моментов. Может быть, потом. Но не сейчас.


Комментарии (55): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы". | Книжный_БУМ - Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! | Лента друзей Книжный_БУМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»