
«Шлем ужаса», наверное, самый неоднозначный и самый оригинальный из роман Виктора Олеговича. Его форма – лента необычного интернет-чата, в котором встретились восемь персонажей (поэтому «Шлем ужаса» скорее пьеса, но раз называют романом, то пускай будет роман). Каждый из них находится в замкнутом пространстве, каждый не понимает, как там оказался, но вместе они постепенно постигают, что стали героями виртуально-мистической реинкарнации мифа о Минотавре. Остается ждать спасителя Тесея и познавать реальность, в которой довелось существовать.
Роман о лабиринте и построен по образу лабиринта. Лабиринта, блуждать в котором приходится уже не персонажам, а читателю. Блуждать, натыкаясь на оставленные автором подсказки, намеки и шутки (фирменный юмор «на месте»). Пелевин всегда был горазд на ссылки и аллюзии (таки постмодернизм), но в «Шлеме ужаса» их просто через край. Через строчку хочется воскликнуть – «а я это где-то видел (слышал, читал, чувствовал)» и тихонечко зааплодировать автору. К тому же Пелевин сам выстроил целую систему ребусов (хотя бы имена персонажей), которые можно смакуя распутывать.
Что же это за лабиринт – модель человеческого мозга, аллюзия на «саму жизнь», плод воспаленной фантазии автора или все это вместе взятое – решать читателю. В отличии от персонажей романа уж он-то обладает свободой выбора. Или думает, что обладает?
Читался роман легко, «реакций» в лабиринте моего мозга разбудил не мало и лишь только смазанный и типично «пелевинский» финал немного подмочил впечатление… Лучше бы все закончилось за несколько страниц до этого, когда ужасный Астерикс наконец объявился. Но буду верить, что предложенный Пелевиным выход из лабиринта – ложный и, пожалуй, буду искать свой…
О других романах Виктора Пелевина