С некоторых пор боюсь я сказок, все беды наши в них описаны. Не верите?
[700x393] В. М. Максимов, "Бабушкины сказки", 1867 г. Вспомните хотя бы "Теремок". Стоял в поле теремок, кто строил, кто хозяин, есть ли правоустанавливающие документы — неизвестно. Приглянулось строение мышке-норушке, она в нём и поселилась. Логично возник вопрос: почему эта мелкая животинка решила, что жилище бесхозно? А дальше потянулись соарендаторы: лягушка-квакушка, зайка-побегайка, волк-зубами-щёлк. Хоть один из них поинтересовался, не является ли это здание самостроем, не портит ли оно исторический облик поля? Посему резонно возник медведь. Получился смысл сказки: прав тот, кто сильней…
А "Курочка Ряба" — думаете, дед и бабка ревели белугой из-за разбитого яйца? Как бы не так. Яичко-то было золотое, их личный стабилизационный фонд. А тут какая-то мышка со своим хвостиком — кто такая, по какому праву? И остались старики голыми и босыми, Курочка честно заявляет, успокаивая: "Простите, люди добрые, эпоха золотых яиц закончилась, переходите на привычную валюту". Народные сказки и о главных наших бедах рассказывают. Взять хотя бы Колобка. В "Колобке" и "Снегурочке" родителями становятся в довольно преклонном возрасте — откуда народ знал об альтернативных способах зачатия?
Вернемся к инфантильному хлебо-булочному отпрыску. Убежал от деда с бабкой и тут же встретил потенциального врага в лице Зайца. Заяц честно предупредил, что намерения у него сугубо гастрономические, и тут, внимание, действия нашего героя. Он попытался сбежать? Отнюдь, ему внезапно захотелось славы. Ах, как приятно петь о себе любимом, о том, какой вкусный да ловкий. [700x519] Александр Сергеев, "Трофеи", 1999 г. Заяц даже растерялся, повезло нашему певцу. Самовлюблённость делает слепым и глухим, и наш Колобок воспринимал любого встречного лишь как повод досочинить оду в свою честь. И кто в тот день сытно пообедал? Правильно, Лиса — символ мудрости. А всего-то надо было попросить спеть эту глупую песенку ещё раз и ещё, ожидая, когда надо будет только открыть рот. Есть ли способ противостоять опасности? Разумеется, можно и из медвежьей берлоги сбежать в котомке с пирожками, надо лишь посмотреть на ситуацию несколько иначе. Маша не стала Косолапому петь о том, какая она красавица, а придумала потрясающий ход. Понимая, что хозяин её не отпустит, она решила сыграть на милосердии. Что чувствовал Медведь, которому намекнули на широту его души? Правильно, подобрал котомку и пошёл. Наивный Косолапый, как он мог поверить, что Маша наблюдает за ним в бинокль?
А судейская система, помните сказку "Шемякин суд"? Бедный брат попросил у богатого коня, дрова из леса привезти, а про хомут забыл. Привязал он дровни к хвосту, а конь рванул, да без хвоста остался. Повёл богатый брат родственника в суд. Идут по мосту, бедный в отчаянии думает: "Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня". И от мыслей таких невесёлых упал с моста аккурат в сани, на больного старика — отца богатого купца, которого тот к лекарю вёз. И надо же такому случиться, зашиб старика до смерти. Купец подхватил бедолагу и тоже иск предъявил. "Теперь уж точно засудят", — подумал несчастный, схватил по дороге булыжник, завернул в тряпицу и спрятал за пазуху с мыслью, что если судья вынесет суровый приговор, заодно и судью порешит. Судья истцов слушает, а сам на ответчика глаз косит, уж больно выразительно тот жестикулирует, демонстрирует что-то под рубахой припрятанное. "Эх, кабы золото, но и серебро весьма неплохо", — думает судья. Решение бедняка порадовало. Повелел строгий служитель Фемиды отдать ему коня до тех пор, пока хвост не вырастет, а купцу приказал прыгать с моста в то время, когда ответчик будет под ним. Истцам пришлось с солидной суммой расстаться, чтобы уговорить бедняка не исполнять судебное предписание. Я вообще считаю, что политикам надо сказки перечитать, много интересного для себя откроют. [550x371] Виктория Кирдий, "Луг" Жила-была сиротка Крошечка-Хаврошечка. Взяли её чужие люди, да работой заморили. Совсем бы худо было нашей Хаврошечке, кабы не Коровка Рыжая — всю работу за девочку исполняла. Хозяйка только злилась да с каждым днём задания увеличивала. Казалось бы, что злиться? Знай, работу принимай, да в сундуки складывай. Ан нет, посыпались проверки в лице трёх её дочерей: Одноглазки, Двуглазки и Трёхглазки. Кошмарили, кошмарили бедную сиротку, пока не уличили в использовании дополнительных ресурсов в виде доброй коровы. И тут совсем обезумели — зарезали помощницу, рябую коровушку. Зачем? Помешали лишние холсты?
"А как понять "Курочку Рябу"? Начинается всё с того, что Курочка снесла старикам золотое яйцо. Не случайно речь идёт не о мужике и бабе, как во многих народных сказках, а именно о стариках. И золотом яйце. Золоте известно как символ в сказках. Собственно же яйцо, как многие наверняка знают — древний и распространённый символ жизни. [700x394]
Но в этой сказке он — золотой. Что меняет смысл на противоположный: золотое яйцо становится символом смерти. На это же указывают невероятная прочность золотого яйца и рябая курица. Первое — символизирует бессмертие.
Кто ещё из персонажей сказок бессмертен?
Хозяин подземного мира Кащей. Рябая же курица — как бы порченая, "неравномерная", асимметричная, "кривая". К слову, и "кривизна" на один глаз (тем более слепота!) — также атрибут смерти. В другой версии и яичко — не золотое, а "костяно, пестро"… Теперь неудивительно, почему герои сказки — старики. И почему они так стараются разбить яйцо! Но не могут. Точнее, не могут сами, без помощи представленной в образе мыши. Что напоминает? Конечно! Снова мышь выступает медиатором. А если сопоставить с другой сказкой, то можно заметить и сходство сюжетов: тщетные усилия героев; помощь посредника; достижение цели и всеобщая радость.
Да, ещё один этап: кульминация, перед финальным ликованием и радостью. Там, где в сюжетах о Кащее добывают и ломают иглу-смерть. Которая, между прочим, тоже в яйце. В "Курочке" это разбивание яйца. В более полных версиях за этим следует переполох: поп остригает косу, рвёт книги и даже поджигает церковь; попадья выплёскивает тесто; лось рога скинул… То есть все поступают не просто необычно, а не должно. Казалось бы: ну, яйцо разбилось. Последствия явно не соответствую поводу! А вот если исходить из того, что золотое (костяное-пёстрое) яйцо — символ смерти, всё становится логичным. Разбить его — всё равно, что убить Кащея Бессмертного! Тогда и кажущаяся нелогичность исчезает, и понятно, почему всё окружающее поступает как бы поперёк своей природы. Произошло невероятное, невозможное. И мир рушится!
Ясна и радость стариков простому яичку. Вместо грозившей смерти им предложили жизнь! Кстати, в начале не сказано, что золотому яйцу старики радуются. Они сразу пытаются его разбить. А вот в финале стали "жить-поживать". Словно… перейдя на новый жизненный этап. Ведь предки действительно воспринимали ушедших как продолжающих жить в ином мире. И даже, по особым дням, приходящих в наш мир. И всё это напоминает… обряд посвящения с его переходом через грань, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Где, видимо, и стали жить ушедшие предки. Сказка-то, выходит, для взрослых? Совсем-совсем взрослых…
Недавно прочитал сказку, которая, как мне кажется, очень точно отражает состояние нашего сегодняшнего времени. Перед смертью отец завещал своему сыну: "Ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с мёдом!"
Сын год живёт — калачи с мёдом ест, другой, третий, не работает, проживает наследство отцово. Видит, что совсем обеднел. Пошёл он к дяде просить совета, а дядя ему и отвечает: "Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе и сухой калач-то будет казаться с мёдом".
Ох, уж эти сказочки…
P.S. А как же наши сказки в забугорьи понимают?
В Британии сказку А.С.Пушкина уразумели как пропаганду изнасилования лица, находящегося в беспомощном состоянии и решили убрать произведение из школьной программы для младшеклассников, в котором "детям прививают неправильные идеи о согласии на секс".
Возмущение вызвала сцена, в которой принц целует спящую девушку, не спросив, хочeт ли она этого. "Я считаю, что в сказке есть проблемы с презентацией сексуального поведения и согласия. Такое поведение недопустимо в наше время" - заявила г-а Холл из минобразования.
Кстати: в одной из первых версий сказки Джамбаттисты Базиле под названием "Солнце, Луна и Талия", опубликованную в 1643 году, спящую принцессу действительно насилует во сне заюлудившийся король другого государства. Она даже рожает детей во сне, и один из них в поисках еды начинает сосать её палец, из которого высасывает занозу от заколдованного веретена, отчего девушка просыпается. [500x433]