• Авторизация


"Трое из Простоквашино" - психологический хоррор. 20-10-2016 13:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


После просмотра советских мультфильмов начнёшь вздрагивать от каждого шороха в тёмной комнате. Ведь в мультфильме можно изобразить практически всё, что рисует нам наше воображение, безо всяких технических ограничений.
Мы часто и с большим удовольствием напеваем песенки и произносим фразы из советских фильмов и мультфильмов, сохраняя интонацию и голос персонажей, нисколько не смущаясь посторонних. Кто-нибудь пробовал цитировать иностранные мультики и фильмы? Кроме смеха дятла Вуди и песни про Чипа и Дейла я вообще ничего не помню. А у российских - смысла столько, что до конца жизни можно переосмысливать. Эта
(совсем не детская) сказка имеет скрытый, пугающий смысл.


Начинается история незатейливо – некий , спускается по лестнице и жуёт бутерброд с колбасой. Прямо на лестнице мальчик знакомится с котом, "живущим на чердаке", "который ремонтируют". Запомним эти ключевые слова, они очень важны для понимания сути происходящего, вернёмся к ним позже.
Разговор мальчика с котом сам по себе не является чем-то необычным для мультфильмов, хотя как правило звери разговаривают в них друг с другом, а не с людьми. Но исключений полно – например русские народные сказки, в которых орудуют говорящие лягушки, зайцы и медведи. Но этот мультфильм совсем не сказка, в чем мы скоро убедимся.
Из диалога с котом выясняется забавная вещь – мальчика зовут "дядя", что заставляет зрителя задуматься над вопросом – почему маленького с виду мальчика зовут так по-взрослому – "дядя"? И если он дядя, то где его племянник? Что такого яркого произошло в прошлом, что за ним крепко закрепилась приставка "дядя"? Раньше я тоже задумывался над этим вопросом, но не был готов узнать ответ. А ведь он тут – перед глазами. Но не будем забегать вперед.

Дядя Фёдор живёт с мамой и с папой, никаких упоминаний о других родственниках, в особенности о племяннике. Похоже, эта тема болезненна для этой семьи и её просто обходят молчанием.
Дядя Фёдор приводит нового друга–кота с "ремонтирующегося чердака" домой. Родители не одобряют поведения сына, и дядя Фёдор немедленно пускается в бега. Таких мальчиков-беспризорников в Советском Союзе умело разыскивали правоохранительные органы и немедленно ставили на учёт, иногда психиатрический. Странно, но родители дяди Федора не торопятся обращаться в милицию, что ставит перед нами новую загадку, почему они этого не делают?
Тем временем дядя Фёдор с новым другом котом Матроскиным прибывают в деревню "Простоквашино". Почему мальчик выбрал именно этот населенный пункт? Случайность ли это или осознанный шаг? Скоро получим ответ на этот вопрос, но сначала разберёмся, что представляет из себя эта деревня.

"Простоквашино" является странным и я бы сказал пугающим местом. В деревне никто не живет – не слышно рева коров, кукарекания петухов и прочих присущих советским деревням звуков. Все её жители внезапно покинули деревню, перебравшись "за реку". Взглянем на этот кадр – вот куда перебрались жители Простоквашино. Оставив тёплые дома с печками "в пол-кухни", огороды, хозяйство, они собрались и в спешке покинули деревню, предпочтя частным домам сомнительное удовольствие проживания в типовых многоэтажках на островке на самой середине реки.
Видно, что кроме многоэтажек на острове нет ни магазинов, ни дорог, ни намека на развитую инфраструктуру. Нет даже моста или паромной переправы, соединяющей их новое жильё с материком. Но жители "Простоквашино" похоже пошли на этот шаг не задумываясь. Что могло согнать их с привычной земли?
Ответ очевиден – страх. Только страх мог вынудить людей, бросив всё, перебраться в панельное жильё, уповая на то, что река сможет спасти их от того, от чего они бегут. Пребывая в шоке и ужасе от того, что вынудило их бросить дома, люди оставили их годными для проживания. Дома в отличном состоянии и их можно попробовать сдать в аренду дачникам из Москвы, но эта мысль почему-то не приходит простоквашинцам в голову.
Более того, один дом снабжён приветливой надписью "живите кто хотите". Люди, сделавшие эту надпись, отлично знают, от чего они спасаются. И что хуже всего, они знают, что это "Нечто", столь напугавшее их, может вернуться. Эта надпись – робкая и наивная попытка не разозлить то, что обязательно вернётся назад, задобрить его, постараться сделать так, чтобы оно не пожелало перебраться через реку, которая едва ли представляется бывшим жителям "Простоквашино" надежной защитой. Сдать жилье в аренду ничего не знающим о зловещих тайнах "Простоквашино" – значит поставить их жизни под угрозу. На это простоквашинцы не могут пойти. Может быть рынок сдачи жилья в аренду не развит в этом регионе? Ответ на этот вопрос получим позже.
Такие деревни и городки широко описаны в литературе, особенно в произведениях Стивена Кинга и Лавкрафта. Почему "Простоквашино" никогда не ставили в один ряд с жуткими американскими городками, в которых вершилось зло? Я полагаю, что речь идет о советской цензуре, из-за которой пришлось рассказывать эту историю так, как она рассказана.

В деревне Дядя Фёдор обретает нового друга – пса Шарика, вот теперь их "Трое из Простоквашино". Шарик тоже разговаривает на русском языке и дядя Фёдор отлично его понимает. По-прежнему зритель не получает ответа – так сказка это или нет? Нормально ли животным разговаривать с людьми?
В этот момент зритель узнает, что деревня не совсем пуста. Один человек в ней всё-таки живет. Это – сотрудник "Почты России", организации, которую и сейчас многие наши сограждане считают сосредоточием зла, во многом я думаю подсознательно именно из-за просмотра в детстве этого мультфильма - почтальон Печкин. Стивен Кинг может быть и удивился бы, но советский и впоследствии российский зритель видит в этом глубокий скрытый смысл. В безлюдной деревне, в которой свершилось какое-то большое зло, напугавшее жителей, полностью отсутствуют органы советской власти. Нет сельсовета, нет участкового. Есть только Печкин, работающий на Почте в деревне, где почту разносить просто некому. В деревне нет подписчиков журналов и получателей писем, не осталось в ней и пенсионеров, которые могли бы прийти за пенсией.
Возникает резонный вопрос - на самом ли деле Печкин почтальон. Может быть, это скрывающийся от возмездия военный преступник или беглый уголовник, выбравший своим местом жительства этот забытый богом угол, в который и не вздумает сунуться сотрудник милиции, не говоря уж об агентах Симона Визенталя. А может быть Печкин – сексуальный извращенец? Не об этом ли говорит автор фильма, одевая на Печкина характерный плащ? Или же именно то Зло, которое многие ассоциируют с "Почтой России" выгнало жителей из деревни? Дальнейший сюжет покажет, что всё намного сложнее.

Печкин здоровается с дядей Фёдором. Вся "троица" здоровается с ним – но артикуляция губ в этом моменте показывает, что говорят все трое разные вещи, а уж никак не "спасибо". Что именно они говорят, любой интересующийся может легко узнать сам, пересмотрев этот момент несколько раз.
Но Печкин похоже не видит никого, кроме дяди Фёдора, не правда ли странно? Это ещё один маленький штришок, приближающий нас к пониманию происходящего.
Первый вопрос от вновь прибывших в адрес Печкина очень характерен: - Вы не из милиции случайно?
Вновь прибывшая компания взволнована исключительно этим, очевидно интерес со стороны правоохранительных органов им совсем ни к чему, хотя казалось бы – чего опасаться коту или псу. Это очень многозначительный факт, дополняющий нежелание родителей дяди Федора обращаться в милицию с заявлением о пропаже ребёнка.
Успокоившийся фактом принадлежности Печкина к "Почте", дядя Фёдор сообщает о своем желании выписывать журнал "Мурзилка", очевидно пренебрегая перспективой получить свежий номер через несколько лет или не получить его никогда, что ещё более вероятно. Дядя Фёдор делает то, что сделал бы любой маленький мальчик его возраста, но искренен ли он? Не пытается ли он запутать Печкина?
И тут мы возвращаемся к волнующему нас вопросу – почему дядя Фёдор, пустившись в бега, направился именно в "Простоквашино". Доводилось ли ему тут бывать раньше? Конечно же ответ - да. Именно его деятельность в "Простоквашино" в прошлый приезд возможно и послужила причиной того, что жители деревни предпочли покинуть привычную среду обитания. Но всем ли удалось спастись?
Несмотря на то, что кроме Печкина в деревне никто не живёт, дядя Федор дожидается ночи. Вот его истинная цель и зритель конечно же не остается разочарован.

Безошибочно ориентируясь в полной темноте, дядя Фёдор отправляется в чащу леса и там, руководствуясь только ему приметными ориентирами и звериным чутьем, в считанные минуты откапывает здоровенный сундук. Дядя Федор придумывает этому нелепые объяснения – коту и псу он говорит, что это "клад", попавшемуся на обратном пути Печкину он заявляет, что в сундуке грибы. Даже школьнику младших классов, читавшему Тома Сойера и "Остров сокровищ" Стивенсона, известно, что клады ищут совсем не так, как это сделал дядя Фёдор. Дядя Фёдор знал, что делал и руководствовался чётким и ясным расчётом.
Что же в сундуке на самом деле? Ценности, отнятые у жителей "Простоквашино" под угрозой оружия в его прошлый приезд в деревню? Или же там труп его незадачливого племянника, пошедшего с Фёдором в ночной лес и там встретившего свою судьбу? Уж не поэтому ли Федора стали называть "дядей"? Возможно, но это только лишь одна часть отгадки.

Как оказался Печкин ночью в лесу? Он гоняется за маленьким галчонком. Судя по разговору, галчонок серьёзно болен, и Печкин предполагает его "сдать в поликлинику, для опытов". Эта фраза ничего кроме улыбки вызвать не может. Никакой поликлиники рядом нет и быть не может, хорошо, если заброшенный морг для тех, чьи тела нашли, а не оказались закопанными в сундуках.
Дядя Федор при слове "поликлиника" не удивляется и заявляет, что "вылечит галчонка и научит разговаривать". Никаких сомнений в болезни галчонка у дяди Ф"дора нет. И в этот самый момент мы получаем неожиданный ответ на вопрос – сказка ли то, что разворачивается перед нашими глазами или нет? Конечно же, нет. Будучи в сказке, галчонок бы уже умел разговаривать, как Тотошка и ворона Кагги-Карр в Волшебной стране. Но галчонок не умеет.

Неважно, что сам Печкин делал в лесу ночью. Важно, что он после беседы с дядей Фёдором крутит пальцем у виска. Печкин понимает, что мальчик психически нездоров.
И мы понимаем, что подобно галчонку не умеют разговаривать и кот Матроскин и пес Шарик. Их голоса просто звучат в голове у дяди Федора, с ними он общается как с реальными друзьями. И вот тут становится по-настоящему страшно. Дядя Федор серьёзно и возможно неизлечимо болен. Период ремиссии его психического заболевания завершился в самом начале фильма, когда появился кот, живущий на "чердаке". "С чердаком не в порядке", и появляется вторая личность – кот Матроскин. То ли в тот день дядя Фёдор забыл принять таблетки, то ли сделать укол, но он пошёл в разнос. "Чердаку" требуется серьезный "ремонт", но дядя Фёдор в тот момент не понимает этого и бежит, бежит подальше от дома. Дядя Фёдор хочет обезопасить тем самым маму и папу и избавить их от судьбы племянника, а возможно и тети с дядей, которым тоже скорее всего не выпал шанс спастись на острове в панельной многоэтажке.
Дядя Федор написал в прощальной записке "я вас очень люблю". "Но и животных я очень люблю", - впрочем приписал он тогда, давая понять, что он уже не один. Писать прямо дядя Фёдор не хочет, хотя прекрасно знает, что в милицию родители обращаться не станут.
А родители дяди Фёдора не скрываясь обсуждают его наклонности и пазл понемногу обретает законченность, говорит, что дядя Федор хотел бы, чтобы "приятелей дома целый мешок". Вот в чём истинные наклонности дяди Фёдора – прятать детей в мешок или скажем в сундук. Догадки о судьбе "племянника" уже не просто догадки. Мама Фёдора не считает, что надо махнуть рукой на психическое заболевание сына. Она опасается за свою жизнь и горько говорит "тогда родители пропадать начнут". И мы понимаем, что "дядя и тетя" Фёдора – уроженцы "Простоквашино", не добрались до нового панельного жилья, а пропали без вести, подобно "племяннику".
Мама Фёдора в истерике, она убеждает мужа, что мальчика надо найти, пока он не натворил дел.
Папа соглашается. Естественно, обращение в милицию не вариант - в этом случае можно сесть надолго, поэтому родители Федора решают опубликовать "заметку в газете". И её текст рассказывает нам о многом. В заметке мы видим фотографию и рост – метр двадцать. Возраст не указан, и тут мы понимаем, что это неслучайно. Дядя Фёдор просто выглядит как маленький мальчик и, выписывая журнал "Мурзилка", просто маскирует свой истинный возраст. Ему минимум 18 и он вполне может нести ответственность за свои поступки, если конечно психиатрическая экспертиза не признает его невменяемым.

Обратите внимание – папа, публикуя заметку, сделал всё, чтобы мальчика не нашли – ни имени с фамилией, ни возраста, ни веса. Нет и контактного телефона. Тут же мы видим ответ на уже поднимавшийся вопрос – могли ли простоквашинцы сдать свои дома дачникам? Конечно да, рубрика "Сниму" показана в газете не случайно. Предложений о съёме немало, а вот желающих сдать жилье нет.
Маленький рост и карликовость Федора – симптом целого букета неприятных заболеваний. Тут и генетические нарушения
(взгляните на подбородок дяди Федора в профиль), и гормональные, из которых недостаток гормона роста – меньшая из проблем. Его сложно винить за совершенные им преступления. Осознав всю боль заточения взрослого мужика в стодвадцатисантиметровом тельце, начинаешь сопереживать дяде Фёдору, понимая какой груз он несёт на своих плечах.

Заметка о розыске не проходит незамеченной и попадается на глаза Печкину, который естественно, просматривает во всех газетах криминальные разделы и милицейские ориентировки, поскольку сам очевидно в розыске. Увидев в газете фото, Печкин понимает, что надо "сдать" пацана. Прекрасно понимая, что в сундуке дяди Фёдора были не грибы, а ценности, а возможно и ужасный компромат, Печкин здраво рассуждает, что Фёдор слишком опасен, чтобы его шантажировать. И лучше взять велосипед, чем оказаться в мешке, а затем в сундуке.
А болезнь дяди Фёдора тем временем прогрессирует. Чего стоит письмо, которое он пишет своим родителям от имени всех персонажей своей тройственной личности. Начинает он трогательное письмо сам, но довольно быстро его рукой овладевает вторая личность – кот, затем пёс. Начав письмо с позитива, Фёдор вдруг подсознательно пишет правду – "а здоровье мое…не очень". С этого момента звериное начало его мозга уже не отпускает Фёдора, всё, что ему удается написать это "ваш сынё и все-таки концовка смазана - "дядя Шарик".

Родители Фёдора в шоке. Они прекрасно понимают, чем грозит им обострение сына. Поочередно они теряют сознание от ужаса, а затем мама с надеждой спрашивает: "Может быть мы с ума сошли?". Папа не поддерживает её, сухо отвечая, что "с ума поодиночке сходят". И в этот момент оба прекрасно знают, о ком идёт речь. Теперь знаете и вы.
А Федор уже в кровати с градусником подмышкой. Визуально кажется, что у него что-то простенькое – типа менингита , осложненного полученным от больного галчонка птичьим гриппом, но конечно же вопрос серьезней. Ещё немного и жизнь мирных жителей центральной полосы Советского Союза оказалась бы под угрозой, и их пришлось бы массово вывозить на остров Русский, если бы то немногое человеческое, что осталось в мозгу дяди Федора полностью уступило бы звериному. Но угроза миновала – родители всё-таки решают забрать дядю Федора домой, хотя изначально не собирались этого делать – какие ещё объяснения дать тому факту, что они не указали в заметке свой домашний телефон?
Печкин получает свой велосипед, а две звериные личности сознания дяди Фёдора остаются в деревне и не едут с ним, отчего зритель пребывает в робкой надежде, что болезнь отступила под натиском мощных медикаментов. Вопрос надолго ли?

Мультфильм, по праву занявший место в "Золотом фонде мультипликации", к сожалению открыл пока не все тайны. Но для этого безусловно требуется специальное психиатрическое образование и глубокие медицинские познания. И кто знает, какие правки внесла в сценарий советская цензура, а о чём просто запретили рассказать создателям фильма. Возможно, мы не узнаем об этом никогда.

А личность почтальона Печкина с анализом его темной стороны ещё ждет своего исследователя.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Chocobrain 20-10-2016-15:42 удалить
что это было??? докопаюсь до столба ??? предвкушаю лавину негодования на мой шоколад )))))))
Chocobrain,нет, просто размышлялки за бутылочкой "Чивас рэгал".


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Трое из Простоквашино" - психологический хоррор. | Скучаючщий_созерцате - Дневник Скучающий_созерцатель | Лента друзей Скучаючщий_созерцате / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»