Есть в русских сказках ряд постоянных действующих лиц. Меняются сюжеты и главные герои, а на втором плане действуют всё те же волшебные животные-помощники, Змей, Кащей, Баба Яга.
Баба-Яга – наверное, популярнейшей персоне из всех названных. Тем более что все они пришли из древних мифов.
Мы привыкли видеть Бабу Ягу разбитной старушкой, с непременными атрибутами: избой на курьих ножках, ступой и метлой. В общем, персонаж скорее весёлый... Впрочем, это уже совсем современное восприятие, сложившееся под влиянием кино. Где Яга и не страшная вовсе.
Напрасно! То есть хорошо, конечно, но не стоит забывать, какой была Яга изначально. Кто она вообще? Изначально это вовсе не лесная ведьма, какой предстаёт в нынешних сказках. Хотя существо, действительно, необычное. Не от мира сего... в буквальном смысле. Представительница мира потустороннего.
Поскольку изначально Баба Яга – мертва. Костяная нога и дом "на курьих ножках', соответственно, указывают на разложившуюся плоть и погребение в домовине – установленном на столбах "доме мёртвых'. Погребения в домовинах, подобных домам живых – один из распространённых у праславян способов погребения. Умерший родственник – такой же член рода, только ушедший в другой мир. И рядом с поселением живых строили "деревню для мёртвых" с приподнятыми на столбах домиками.
Вот и "избушка на курьих ножках", и костяная нога. А помните классическое "приветствие" Яги: "Русским духом пахнет"? Не русским, конечно. Человеческим. Герой сказки жив, и ему в этом доме не место – вот Яга и чует. [620x515]
Да и само действие сказки переходит в мир потусторонний. Где же ещё искать Кащея? Герой идёт то за тридевять земель, то не знаю куда. На самом деле – в мир потусторонний, он же мир мёртвых. Живым туда не попасть – отсюда и вся эта символичная неопределённость.
И появляется Яга, находящаяся между мирами. Помните, избушка обычно стоит на краю леса? И это символично, и, вообще-то, архетипично. Яга героя поит-кормит, парит в баньке да спать укладывает. Догадались, что это символизирует?
Похоронный обряд: обмывание и ритуальную трапезу. Сон – символическая смерть. В сказке герой после еды-баньки-сна отправляется в искомом направлении. На самом деле – в потусторонний мир, куда нет хода живым. В царство Кащея. Или Змея... Точнее, в архаичном варианте, Ящера, культ которого был распространён у славян и которому приносили жертвы. В том числе человеческие жертвы.
Мрачно выходит? Может, зря многие думают, что в «настоящих», не облагороженных, русских сказках всё об одном?
Всё "снизу" да "спереди"?
Может, и об одном – да не о том! Точнее, не только о "том". Вспомним, что первоначально сказки (а точнее, мифы!) предназначены вовсе не для развлечения. Это скорее рассказ об устройстве мира, о жизненных этапах, через которые должен пройти каждый. Увы, смерть – неотъемлемая часть жизни. Не зря погребение и сейчас окружено множеством обрядов, пришедших из тех, мифологических, времен.
Ну и ещё один старый мультик о недоброй Бабе-Яге:
Предположу, что неспроста герой сказки побеждает своих потусторонних противников. А и на похоронах справляли тризну – пир и воинские игры, символизирующие победу жизни над смертью. Ведь архаичный человек (и охотник, и тем более – земледелец) видел: всё в природе умирает и вновь возрождается.
Может, неспроста и нынешняя Баба Яга – столь весёлый и позитивный персонаж? [591x424]