Все знают, что Петербург стоит на реке Неве – в том месте, где она впадает в Финский залив. Многие знают, что Васильевский, Каменный и Крестовский – острова. Но часто люди не задумываются над тем, что Петроградская сторона – такой же остров, или что весь центр города, тот, что к югу от Невы (Центральный район), – тоже множество островов. Петербург стоит "на реках и каналах". Сколько же тут островов? И сколько мостов, соединяющих их и какие они?
[700x465]
Когда-то, ещё в детстве, я прочитал: "Ленинград – город тысячи островов". Понятно, тут было чисто журналистское преувеличение – уж больно круглой выглядит названная цифра. Потом из атласа Ленинграда я узнал, что количество островов, входящих в состав города, меняется в зависимости от хозяйственной деятельности людей, и что с середины XIX века до середины 70-х годов XX века их количество уменьшилось с 147 (101 – разные источники дают разные цифры)
до 46.
Царь Петр строил свою новую столицу на весьма заболоченной местности и видел в новом городе будущую северную Венецию. Сам Петр в Венеции не бывал (собирался, но не вышло)
и был влюблен в этот город заочно, по рассказам очевидцев. А бывал он в Голландии, тоже стране каналов и, наверное, свои впечатления от Голландии перенес на воображаемую Венецию – и на будущий Санкт-Питербурх. Так что каналы по его приказу копали не только для дренажа и осушения почвы, но и для антуража будущего города на воде, где к домам можно будет запросто подъехать на лодке, а к верфи или мануфактуре на барже подвезти материалы и отвезти произведенный товар.
По приказу Петра на Васильевском острове были вырыты каналы (на месте нынешних линий),
были вырыты судоходные каналы и к югу от Невы. С точки зрения современной логистики, можно говорить о некоем "бзике" царя Петра, но перевозка материалов по каналам и впрямь была и быстрее, и намного дешевле, чем перевозка гужевым транспортом. После смерти царя-реформатора каналы, выкопанные по его приказу, начали потихоньку засыпать. Так, каналы Васильевского острова были закопаны ещё в XVIII веке. Лиговский канал, прорытый в 1718–1721 годах и для водоснабжения города, и как транспортная артерия – был засыпан кусок за куском в XIX и XX веках. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке люди продолжали засыпать на территориях Петербурга и болотца, и озера, и речушки – и многие ранее вырытые каналы. В конце концов с российскими-то зимними морозами – и не вышла бы из Питера Венеция... И всё-таки каналы Петербурга много и тяжело работали!
[700x466]
По Фонтанке, Екатерининскому каналу (ныне каналу Грибоедова),
Мойке, Обводному каналу бегали пассажирские и прогулочные лодки, ходили суда, перевозившие грузы, ввозившие материалы для фабрик и вывозившие их продукцию. До 1962г. р. Карповка использоалась для перегонки плотов с Большой Невы к Средней Невке, где при впадении Карповки в Среднюю Невку был большой мебельный комбинат с филиалом, находившимся возле Кировского пр. между р.Карповкой и ул.пр-а Попова.
Даже до сих пор по Обводному каналу, возле Александро-Невской лавры перегоняют по воде плоты брёвен для деревообрабатывающей фабрики, что рядом с Американскими мостами.
А уж как работала и работает Нева! На пристанях на Неве и вблизи реки на каналах производилась перевалка товаров с бортов лёгких речных судов на склады, а со складов – на суда "река–море" для экспорта в Европу. Да и нынче во время навигации много пароходов собирается у "крайних" мостов через Неву, чтобы пройти, когда их глубокой ночью разведут.
В наше время реки и каналы отданы на откуп туристическим маршрутам. Возле каждого моста на Невском стоят и ходят зазывалы с мегафонами и плакатиками с информацией об экскурсиях. На Мойке, Фонтанке – не протолкнуться от пароходиков с прозрачными крышами и огромными окнами по обоим бортам. С утра до вечера один за другим ходят они по стандартным маршрутам. Но если в советские времена все теплоходики были старыми однотипными, то теперь экскурсантов возят ещё и катера, и как-то переделанные бывшие "лёгкие речные грузовички", в общем – "велико есмь разнообразие ходящих по рекам и каналам Питера калош".
В двадцатом веке с изобретением двигателей внутреннего сгорания и упрощением логистики, которая теперь оторвана от конной тяги, значение каналов города резко упало. За десятилетия, прошедшие почти без эксплуатации, они заилились, стали несудоходными. Но с начала нынешнего века на их берегах и в акватории закипела работа – начался ремонт набережных, очистка и углубление каналов. Похоже, эту работу стоит планировать на десятилетия, уж больно много мусора и ила накопилось на дне. Восстанавливаются повреждённые временем набережные Фонтанки и канала Грибоедова. Всю навигацию по рекам и каналам медленно и внушительно проплывают один за одним теплоходики. На набережной слышен голос экскурсовода из динамиков: "Справа от нас дом, построенный в...", "Обратите внимание на ..." Особенно забавные комментарии слышны, когда водные экскурсии проплывают мимо общежитий вузов. Сам слышал нечто типа: "...А теперь тут размещается студенческое общежитие, обратите внимание на голые пятки в окне третьего этажа. Скоро сессия..."
[700x466]
Для удобства жителей города необходимо, чтобы улицы продолжались и на другом берегу бесчисленных каналов и речушек. А для этого нужны мосты. Сколько их в Санкт-Петербурге?
В черте города – около 800 мостов, из них 218 пешеходных. При этом собственно в городе 342 моста (из них разводных к лету 2008 года осталось всего 13),
а остальные – в пригородах. В петровские времена постоянных мостов через Неву не было. Народ вынужден был перебираться с одной стороны Невы на другую в яликах и прочих лодках (царь-корабел находил в необходимости постоянного использования лодок, яликов, ялов и прочих катеров определенный "драйв" – мол, как в Голландии!),
а зимой – по льду. Но вскоре через Неву стали перебрасывать наплавные понтонные (плашкоутные)
мосты. Поскольку они мешали судоходству на Неве, то в них был специальный "разводной пролет", который поворачивался, освобождая дорогу судам. Но Нева – это Нева, артерия судоходства и т.п. А через маленькие речушки мосты стали делать почти сразу же – а как иначе через них перебираться?
Если в названиях мостов через Неву явственно видится политика, то названия мостиков через речки, речушки и каналы – в значительной степени результат народного творчества. Так, первый Аничков (ударение на второй слог)
мост через Фонтанку построили сапёры инженера-подполковника Аничкова в 1716 году. Да они и квартировали рядом. И хоть был тот мост тогда (при Петре Алексеевиче)
деревянным, а сама Фонтанка называлась Безымянным Ериком, все следующие мосты, строившиеся на этом месте, назывались так же, как назвали самый первый мост.
Поцелуев мост, получивший всесоюзную известность благодаря шлягеру Утесова, был назван в честь трактира купца Поцелуева, распологавшемуся возле моста. И, хоть, согласно песне, Утесов приглашал туда на свидание свою девушку, поверить в это сложно. Уж больно далеко от центра, на окраине он расположен. Мост находится возле Новой Голландии, в паре кварталов до моста Лейтенанта Шмидта, в нескольких кварталах до Исаакиевского собора и в квартале от Мариинского театра.
Порядок постройки первых разводных мостов через Неву был таким. Первым стал Благовещенский мост, он же в советское время – мост Лейтенанта Шмидта (как шутили некоторые флотские лейтенанты, засидевшиеся без повышения в звании,
"скорее мост Лейтенанта Шмидта станет мостом Старшего лейтенанта Шмидта, чем я получу это звание").
Уже в 1727 году от современной Исаакиевской площади на Васильевский остров был переброшен плашкоутный мост (на нынешней гранитной набережной в этом месте до сих пор с обеих сторон реки остались сходы-съезды).
Место переправы вблизи нынешнего моста было выбрано Меньшиковым, чей дворец расположен на противоположном берегу. Этот мост, получивший название Исаакиевского, просуществовал до строительства постоянного моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового. Мост был сооружён в 1843–1850 годах.
Вторым мостом через Неву стал Литейный. Вначале там тоже был плашкоутный мост, от створа Воскресенского (Кировского)
проспекта на другую сторону. Потом важнее стал Литейный проспект, и плашкоутный мост переместили туда. Разводной мост был заложен 30 августа 1875 года, а достроили его 30 сентября 1879 года.
[700x404]
Третьим стал Троицкий мост. И на этом месте с 1803 года стоял плашкоутный мост, который было решено заменить разводным. Строительство началось в 1897 году, а закончилось в 1903. Открытые моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. При этом состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.
[700x466]
Четвёртым был построен Большеохтинский мост, его проект был утвержден в 1907, строительство начато 26 июня 1909 года, мост получил название "Мост Императора Петра Великого". 26 октября 1911 года он был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 – в соответствии с новыми правилами орфографии – в Большеохтинский.
Дворцовый мост имеет сложную историю. С 1856 года вблизи будущего моста существовал плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста и получивший название Дворцовый. Проектировать разводной мост начали вместе с Большеохтинским, но возникли сложности (место уж больно именитое).
Строить начали в 1912 году, а открыли 23 декабря 1916 года. Однако оформление моста было закончено только после революции – например, чугунные перильные решетки появились лишь в 1939 году. Остальные разводные мосты на Неве были построены уже в советское время. История их возведения тоже интересна, как и история мостов на Малой Неве и Невках.
[700x466]
Если кого-то заинтересовали фото мостов Питера, то это можно увидеть здесь - тольк не ленись нажимать на ссылки.