• Авторизация


«Почему одно "средневековье" всех умиляет, а другое нет?» 27-03-2023 15:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Кассия Сенина:

«Начала читать недавно одного товарища, живущего в Испании и проводящего экскурсии по разным тамошним интересным местам. Читаю со смешанными чувствами. Вот, например, несколько постов:

"Наше средневековье. Богатые торговые, портовые города очень сильно изменились за последние 500 лет. И это понятно. Там деньги, там власть, там престиж и роскошь. В наших «депрессивных» регионах, забытых богом и людьми все осталось так, как и было раньше. Провинцию Леон до сих пор называют огородниками. Но есть в этом определенная прелесть. Во-первых, история осталась и в городах и, особенно, в горных деревушках. До сих пор здесь нет туч туристов и нашествий пляжников. Так что, и в деревушках, и на горных тропах безлюдно. Иногда мои попутчики спрашивают: а что, в деревне никто не живет? Нет никого на улицах. Бывает и так. А бывает и так, что в деревне живет несколько человек, и среди них дедок лет 95ти. С ним так интересно поговорить, что здесь было в начале прошлого века. Это ценный опыт."

"Деревенька Бульнес. Удивительное место. Дорог туда нет. Есть извилистая тропа между скал. Живет в этой деревне постоянно только один человек. Зосе хозяин бара-ресторана. Летом тут, конечно весело! А вот зимой… Мы зашли к нему, чтобы хоть какую то денюжку оставить и помочь человеку. Взяли кофе и оставили чевых в пять раз больше. Брыкался, ругался! Победила дружба."

"Деревушка Пиорнедо. Уникальное место!
Испанцы обозначают ее как объект культурного достояния человечества. Это кельтская деревня, сохранившаяся в наилучшем виде и состоянии. Так кельты и жили до конца 70х годов прошлого века. Хозяйка одного из домов-пайос рассказала, что родила свою дочь в таком доме, что не было в 1976 году ни света, ни радио, ни телевидения. Настоящее средневековье. При этом дом не топился. Огонь в очаге разводился только для приготовления пищи. Дом грели домашние животные, которые тут же и жили. В домах не было труб. Дым выходил через соломенные крыши.
В общем, когда я здесь побывал первый раз я был в шоке от увиденного!
А вы когда-нибудь видели такое?!"

(Коммент: "Это правда. Совершенно необычные впечатление. Стены домов стоят так пару тысяч лет, ремонтируются только, да крыша меняется. Представляете?!")
 

***


А вот напиши кто-нибудь что-то подобное про российскую деревню - сразу бы посыпались комменты: фуу, какая отсталость, средневековье, лапотники, ходят до ветру в дырку, никогда электрочайника не видели, живут вместе с коровами, холопы... Причем так бы и сами россияне в первых рядах писали. А отличие-то в чем, если в целом смотреть? Почему одно "средневековье" всех умиляет, а другое нет? Ведь, поди, средний цивильный чел точно так же не захотел бы жить в захолустной испанской деревне, как и в российской: смотреть люблю, а так нет. Разве что климат теплее и пейзаж красивее, это да.

[конец цитаты, источник]

 

***



Почему, почему...

Это всё, конечно, хорошие вопросы.

На них даже некий ответ дать можно — например, потому, что условному крестьянскому дому не 2000 лет. Как писал Тихомиров, «у нас никто не живёт в доме своего деда, потому, что при жизни этого деда дом три раза горел» (цитирую по памяти). А нынешний деревенский дом построен во второй половине XX-го и весь в заплатах и отметинах, приобретённых за последние 60 лет: наличников нет, или от них осталось лишь слабое подобие, окна «в одно стекло», полдома пластиковым сайдингом обито, на фасаде ТВ-тарелка... Можно ещё что-нибудь вспомнить...

Но есть и другие вопросы.

Ну, ладно, где-то переосмыслили и задекорировали всю эту «непричёсанную реальность» под что-то стильное и романтичное, положим так.

Всё ли можно эстетизировать и романтизировать? Всё ли нужно? Всё ли должно?

На любую ли аудиторию можно воздействовать приёмами эстетизации и романтизации? Положим, можно добиться того, что бы та или иная деревня «всех умилила» (а умиление — монетизировали), положим . Но ведь кого-то это и оттолкнёт? Быть может, это отторжение и эти гипотетические отторгающие более ценны?

Являются ли все эти «неповторимые места, которые хранят в себе неповторимую атмосферу» продуктом пиара и маркетинга? Только ли продуктом пиара и маркетинга они являются? А если «не только», то значимо ли это «не только»? Или маркетинг всё обессмысливает и даже оскверняет?

В зрелище толпы (или группки) мелких клерков съехавшихся со всего мира, что бы прикоснуться к древним камням, отведать «неповторимой атмосферы» и выпить чего-нибудь «крафтового», что является определяющим? Древние камни или толпа мелких клерков, скупающих впечатления, а также (о, ирония истории) «аутентичные» «зеркальца и бусы»? Или нет такого вопроса, а есть взаимовлияние, в результате которого, конечно, и древние камни как-то «проституируются», но и толпа чуть облагораживается?

За скобками оставляю всю коммерческую часть, типа «а есть ли у нас достаточно платёжеспособной публики» для ещё 1000 «туристических деревень» и нужны ли они этой публике? В исходном тексте не про коммерцию, а про «умиление».

P.S.: При всём при этом, наведение эдакого романтического флёра на реальность мне всегда казалось чем-то крайне вкусным и притягательным. Просто вопросов это не отменяет.

 

[700x535]

Юджин Смит запечатлел «галльские деревни» до того, как их население сократилось до нескольких стариков, живущих при баре для туристов. 1951 год, проводы в армию.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Почему одно "средневековье" всех умиляет, а другое нет?» | arsenikum - Дневник Бакенщика на Реке Времени | Лента друзей arsenikum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»