• Авторизация


О фильме "Spur der Steine" 25-05-2021 22:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В списке пять восточногерманских фильмов и как чертовски они сильны! Каждый по своему. И каждому по своему им приходилось бороться с дурацким имперским предубеждением, потому что сперва я глупо считал, что их включили в список по свойской квоте, чтобы не обидеть представителей вновь включённых в состав большей Германии земель. Куда уж им там до Фассбиндера! Куда до Вендерса и Шлёндорфа! Потому что, также думал, что "меньшие братья Варшавского договора" ничего путного снять всё равно не могли, кроме перепевок положений и уложений "брата большого". Конечно, уже первый фильм ГДР из списка - Легенда о Пауле и Пауле - оставил меня более или менее с отвисшей челюстью - ничего такого в советском фильме я не мог себе представить. Он как бы нёс в себе черты эстетики советского кино, при этом был значительно, заметно свободнее. Скажу крамольную мысль, но кажется, что яд цензуры в нём содержится в лекарственной дозе. И затем ни один фильм не разочаровал, во всех прослеживалась чёткая связь в эстетике с кинематографом ещё веймарский, с эстетикой Мурнау, Ланга. В конце 2019 года, находясь с сыном в больнице, посмотрел фильм "Spur der Steine", но из-за тогдашних сложностей по жизни и вскоре нагрянувшего Рождества я тогда не успел написать о фильме, поэтому пересмотрел его сейчас, когда уже досмотрел до конца списка и появилось время вернуться к трём неокученным картинам. "Правила игры" я просто не понял, и не стал сразу пересматривать, а "Берлин-Александрплац" отпугнул меня 15-ю часами, и я оставил его "на потом". Но вернёмся к "Следу камней".
1966 и чувствуется, что определенную роль вероятно играл не совсем ещё заглохнувшая Оттепель. Не думаю, что с таким упоротым сталинистом, как "Козлобородый" вообще ощущалась какая-то Оттепель, но что-то всё-таки наверное доходило. Напомню, мои записки о фильмах чисто дилетантские, я сужу со зрительской колокольни как правило после первого просмотра, без какого-то погружения в литературу о фильме, поэтому с такими вот моими оценками могу, что называется и сесть в лужу, однако они помогают мне немного поразмышлять, отсортировать собственные мысли и ощущения.
Удивительным представляется мысль, что о реальных проблемах плановой экономики вот так было сказано в полный голос, не без выведя-выкрутя на конечный успех, но всё же. Что абсолютно чётко выведен типаж директоров стройки, которые только на собраниях горланить гораздо, но у них везде очковтирательство и головотяпство, простои, бестолковая трата казённых денег. Другой типаж лунатичного коммуниста, который ничего кроме своих лозунгов не видит и вообще показан карьеристом, подсиживающим тех, кто действительно болеет душой. Наконец, даже тот, кто болеет, секретарь партячейки стройки Хоррат, показан запутавшимся в своих женщинах, хоть и смелым тореро рабочего класса, но нерешительным и вялым, когда дело зашло о его личной жизни.
В принципе, фильм предлагает вариант успеха социалистической модели, а точнее, как партия, называющая себя проводником идей пролетариата может действительно убедить рабочих в том, что она действует в его интересах. И что это очень сложно и идёт через сложную паутину личных взаимоотношений, компромиссов, наступание на горло своим партийным стонам. Глава смены работяг Балла тот ещё субчик - ворует со стройки, постоянно нарушает дисциплину, водит за нос начальство, но Хоррату удаётся его укротить. Конфликт этих двух героев сродни противостоянию героев вестерна - никогда бы не подумал, что скажу нечто подобное о производственном фильме из соцлагеря, но даже внешне, не говоря уже о структуре и положению действующих лиц, параллели с вестерном очевидны!
Сильный момент, когда выступая в Берлине в качестве представителя рабочего класса на какой-то конференции партийной номенклатуры, Балла сначала волнуется и пытается читать текст по бумажке: "Ещё Ленин сказал... сказал Ленин... много лет назад... перед большим собранием Ленин сказал...", а потом закрывает бумажку и начинает говорить от себя про реальные проблемы. Что если работать по плану, то от годовых смет останутся деньги, а от них считается премия и, и если работать за совесть, то премии не увидишь. И понеслась душа в рай. В другой сцене он говорит, что "что та, что эта Германия - всё одно дерьмо!" Не приходится удивляться, что картину после показа в нескольких кинотеатрах всё же запретили до самого конца 80-ых годов. И всё же фильм этот был снят! Это чудо! Я сразу вспомнил советский фильм Премия с Леоновым, то же производственная драма, но - боже ж ты мой - между ними небо и земля! Хотя не назовёшь наш фильм прям вот поделкой из сусловского рукава.
Кроме политики, конечно, что поражает в фильме, так это диалоги. Не знаю насколько они пережили пересадку переводом, но в оригинале они временами поднимаются чуть ли не до высот истинного театра, настолько они бритвенно точны и глубоки. И фигура Кати Клее. Несмотря на все идеологические закидоны - такой живой образ! Упрятать в производственную драму мелодраму о матери-одиночке - это тоже ещё одно из чудес такого свободного восточногерманского кино. Настолько свободного, что его иногда отправляли свернутого калачиком в чуланы, полные гулких, пыльных бобин.
spur_der_steine-3 (700x304, 58Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Spur der Steine (След камней. Реж. Ф. Байер, ГДР, 1966)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
Titanic (Титаник. Реж. Дж. Кэмерон, США 1997)
Trainspotting (На игле. Реж. Д. Бойл, Великобритания 1996)
2001. A Space Odyssey (Космическая одиссея 2001 года. Реж. С. Кубрик, США, Великобритания 1968)
Unter den Brücken (Под мостами. Реж. Х. Ройтнер, Германия, 1944)
Der Untertan (Подданный. Реж. В. Штауде, ГДР, 1951)
Vertigo (Головокружение. Реж. А. Хичкок, США, 1958)
Witness for the Prosecution (Свидетель обвинения. Реж. Б. Уайлдер, США, 1957)
Yol (Дорога. Реж. Й. Гюней, Турция, 1982)
Zelig (Зелиг. Реж. Вуди Аллен, США, 1983)

(Продолжение следует...)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О фильме "Spur der Steine" | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»