Несколько лет назад я пространно рассуждал
о самом знаменитом в России фильме Уайлдера, а сейчас пришло время взглянуть на другую, не менее, а может быть и более знаменитую его картину. Я уже по поводу очаровательной
"Квартиры" недоумевал отчего одни фильмы одного и того же режиссёра "выстреливают" в конкретной стране, а другие нет. Вот, например, "Свидетель обвинения" шёл себе в советском прокате, но не цепануло, на Новый год не крутят в 23:20 прерывая на обращение сами знаете кого. Конечно, всё это юридическое крючкотворство, адвокат, судья... всё это бесконечно далеко от советского человека было, есть и будет. Вы знаете хоть один советский фильм в стране Ягоды и Вышинского, в котором речь по чесноку шла о суде? Мы сейчас не берём рязановские фантасмогории "Стариков-разбойников", сцена суда в котором так прямо и названа сном, ни "Берегись автомобиля", который весь построен на амбивалентности отношения советского человека и советского же закона. А серьёзный фильм про суд. На память приходят только фильмы про пореформенную Россию Александра III, Катюша Маслова, авдокат Кони, процессы над народовольцами и прочая. И дело не в том, что любой, подчёркиваю, любой фильм про суд должен быть основан если не на судебной ошибке, то на каком-то косяке, несостыковке, вызванной безалаберностью ли обвинения, оплошностью ли защиты, а то и прямым заказом на расправу над неугодными. Ничего этого представить себе в советском фильме нельзя. Перегибы, как известно, вроде бы были в эпоху "культа личности", но напоминать про них в брежневское время настоятельно не рекомендовалось. А о чём ещё снимать? Про саботаж в виде поломки сноповязалки? Про осуждение троцкистко-зиновьевской нечисти? Так вот как раз снимали тогда такие, только кто же их добровольно станет смотреть? Вообще, фильм про суд для русских людей это как фильм про загадочные русские обряды для немцев, ныряние в прорубь там, или ярмарочное залезание на шест, ныряние в ряженку. Вроде прикольно, но настоящего интереса к этому нет. Люди, способные проникнуться судом, его сущностью, важностью творящегося правосудия сгинули ещё в 20-ые в пресловутом СЛОНе, остальные недобитки вмёрзли в пол во время ленинградской блокады зимой 42. Уже для моей бабушки, родившейся в том году, суд это не место, где можно добиться правосудия, а место, где государство тебя готовит к стиранию в порошок. Так про что кино-то? И вот уже в "Левиафане" бесконечное, монотонное чтение приговора, это талмудический ритуал авраимической религии этатизма. Государство вершит суд, устраивая спектакль, но суть его выхолощена. Нет материала для кино. Столкновения темпераментов, борьбы за птицу-правду со склизким хвостом.
Думаю, что по этой причине про фильм "Свидетель обвинения" я узнал только из списка. В нём много от старого-доброго, лампового театра с его вниманием к мелочам. У Уайлдера это характерная черта. Он дорожит вниманием зрителей почти как Бомарше. И интриги его фильмов вполне в духе водевилей XVIII века.
В конце интересно обращение к зрителю с просьбой не спойлерить, не рассказывать развязку друзьям. Для меня это как расписаться в творческой импотенции. Великие, например, Лео Перуц, швыряли читателю развязку в самом начале, но тем не менее читать было так интересно, что даже помыслить нельзя было о спойлерстве. Я считаю, что если речь не о водевиле, то сюжет в высшей степени второстепенен. Важно исполнение. Все сюжеты живописи Ренессанса хорошо известны. Сюжет "Иллиады" мы тоже знаем. Это детское
что случилось дальше , от романа-фельетона середины XIX века низкий жанр.
Однако, со "Свидетельницей обвинения", как всё-таки перевели немцы, всё не так просто. Есть другой философский пласт, глубокий, поднимающий картину до большого искусства. Это, как часто бывает, размышление в рамках фильма о самом медиуме кино. Шире - об искусстве вообще. Суд на поверку предстает не местом, где борются обвинение и защита в поисках правды, а театральной сценой, где торжествует актёрское мастерство. Вопрос не стоит хорош ли суд. Мудр ли судья. Вопрос в компетенции актёров. Нет непрошибаемых улик. Нет линий защиты сравнимых с линией Мажино и блицкригов обвинения. Вопрос только в правильном распределении исходных данных в той последовательности, в которой они предстают убедительными для публики. А это ли не задача любого искусства? Поэтому такое внимание для публики в судебном заседании в фильме. Аплодисменты, слезы. Суд - спектакль, а фильм его способен разукрасить возможностью флеш-беков и смены места и времени действия. Хотя можно было бы ограничиться и правилами классической трагедии. 24 часа, только здание суда...
Как уже было в "Паяцах" иногда спектакль выплескивается в настоящую жизни, течет реальная кровь, отсюда совершенно оперный финал фильма.
Фильма, который вытянула на себе Марлен Дитрих. Всё волшебство работает как раз благодаря её искусству, против которого бессилен адвокат со своим дешёвым фокусом с солнечным зайчиком. Удивительно как она спустя почти 30 лет после
"Голубого ангела" смогла создать образ такой поразительной женской притягательности, образа архаичной тевтонской верности, почти осколочек
"Нибелунгов" . Какие уж на таком фоне могут быть спойлеры! Но кино, как известно, искусство дорогое и каждый билет, купленный вечером по совету друзей на счету.
Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:
Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
Titanic (Титаник. Реж. Дж. Кэмерон, США 1997)
Trainspotting (На игле. Реж. Д. Бойл, Великобритания 1996)
2001. A Space Odyssey (Космическая одиссея 2001 года. Реж. С. Кубрик, США, Великобритания 1968)
Unter den Brücken (Под мостами. Реж. Х. Ройтнер, Германия, 1944)
Der Untertan (Подданный. Реж. В. Штауде, ГДР, 1951)
Vertigo (Головокружение. Реж. А. Хичкок, США, 1958)
Witness for the Prosecution (Свидетель обвинения. Реж. Б. Уайлдер, США, 1957)
(Продолжение следует...)