[350x]
Почему же именно солнечный календарь ?
В этом фрагменте наших размышлений, мы затронем вопрос возможности смешения солнечных и лунных циклов в календаре Традиции.
Эта тема ежегодно всплывает в спорах про время выбора празднования Масленицы, Купалы и в другие моменты, когда давление и искажения лунарных ритмов чужих традиций вносят в нашу жизнь наиболее наглядные помрачения.
(другие части цикла можно найти тут :
http://kudes.ru/node/125427 )
.......
Когда мы говорим о приоритете солярного календаря над остальными ритмами, в том числе и над ритмами Луны, мы вовсе не утверждаем, что лунный цикл не имеет значения для человека, или, что лунный цикл не отражён во времяисчислении.
Хотя, конечно, даже на этом этапе рассмотрения проблемы будет очевидным тот факт, что весь символизм северных народов, а шире - народов гиперборейской, арийской традиции - в подавляющем большинстве своих выразительных средств - исключительно солнечный.
На тысячи тысяч солярных знаков, украшений, вышивок, резьбы на прялках и наличниках лунные циклы отражены буквально несколькими находками специальных аграрных календарей.
То есть тут нечего доказывать - просто нету нас лунарной символики года практически вообще.
Все разговоры про лунарные циклы года просто в принципе нигде не подтверждены.
Показателен и тот факт, что даже сказок про лунные циклы у нас нет. При этом не составляет ни малейшего труда привести примеры десятков, а может быть и сотен сказок - проявлений именно солярного мифа.
Даже в тех случаях, когда речь идёт о таких образах, как мир предков, нижний мир и.т.д мы сталкиваемся именно с темой рождения и утраты света, обретения и потери светового пути.
В качестве показательного примера можно привести сказку о Василисе Прекрасной, которая отправляется за светом в момент, когда в мире (деревне) исчезает последний световой луч. А точнее - последний огонь. Именно символика стихии огня чётко связывает нас с Солнечным циклом.
(
http://kudes.ru/node/22151)
Характерно, что новый огонь Василиса получает у Бабы Яги. Образ Яги связан опять же и с коловращением ( избушка) и с огнём - через печь рождения и смерти, которая стоит в избушки у бабки.
Сам акт рождения, кстати, как и факт трансформации - исцеления в русском ведовстве - акт перепекания.
Отрицать то, что все эти женские образы связаны с огнём невозможно. И хотя бы потому именно - они не лунные. Луна - иная стихия, вода и земля, быть может.
Да, есть устойчивый лунный образ в русской ветви Традиции - Мать Сыра Земля. Он действительно может быть связан с Луной.
Но на основе этого образа мы можем найти только аграрный календарь. А если говорить шире - календарь плотного, плотского мира. И в части, к примеру, сроков собирания трав целебных, рубки леса, посевов и сборов урожая и т.д. - мы смотрим на лунный цикл.
Другое дело, что тут важен вопрос - кто смотрит и откуда.
Иначе говоря - о чём наш кологод, о чём путь человека в этом мире.
Это коренной вопрос.
Дело в том, что когда мы обращаемся к солярному циклу, мы обращаемся к смыслам бытования и развития сознания в этом проявленном мире. То есть, речь идёт о том, что первичен для нас некий акт творения Единого, из которого исходят различные планы бытия, миры, эоны, локи, небеса, словом всё то, что в разных мифологиях-космогонях определяется несколько различно, но имеет один корень первотворения и первоцикла, что возникает в момент начала наших миров.
В этот момент начала развития субъектного мышления каждого отдельного существа, начинает отсчёт и путь каждого человека в огромной череде миров и перевоплощений.
Различные системы описания бытия так или иначе выделяют первый аспект творения - начало мужское, то, что потом станет огнём.
И начало принимающее - женское.
На этапе первосмыслов эти начала практически неразделимы, они являют собой суть - одно начало, в паре, порождающее третий элемент - обособленное сознание.
Мы не будем сейчас углубляться в бесконечное число разночтений принципа троичности, это не столь важно, в наших размышлениях о солярной природе Северной Традиции.
Важно понять один момент - когда речь заходит о более плотных планах проявления, в частности о том мире, в котором мы сейчас воплощены, именно Солнце оказывается аспектом проявления изначального творческого импульса.
И потому через Солнце мы тут выявляем ритм развития и проявления светового человека. Это путь освобождения сознания, в конечно итоге.
И потому, солнечный цикл - основа обрядовости Северной Традиции, которая как раз и ведёт каждого из нас через череду погружений и забвений себя к осознанному слиянию с Единым на этапе развитого, полученного субъектного опыта.
В то время, как другие ритмы, проявленные через влияние других светил, планет и звёзд выявляют движение других смыслов, другие сюжеты, прямо не связанные с опытом светового пути.
Поэтому, да, мы можем выделить, к примеру, лунный цикл. Но строить на нём годовой календарь мы не можем просто потому, что лунный цикл более чем в 12 раз короче года. Самим ритмом обновления Луна обращает нас к иной протяжённости бытия, ко времени иного ритма.
Луна описывает сюжеты помрачения сознания в материальном плотном мире. Астральные переживания, скандалы, депрессии, истерики, неуёмные желания, страхи, вопросы выживания сна, питания - всё это вопросы выживания внутри материального мира.
И тут важно заметить, что толкования лунных циклов в границах года всё равно не могут обойтись без солнечных смыслов - весь символизм зодиакальных созвездий, полей, домов, в которых пребывает Луна - опять же строиться от Солнца, от эклиптики - от пути Солнца в году.
То есть лунный календарь в годовом круге беспомощен без толкования того в какой именно солнечной зоне сейчас находится Луна.
Вопросы приоритетного бытия астрального тела, плоти, эфирных насыщений , хорошо подходят для рас и народов что существуют ближе к животному миру.
Для людей, более сосредоточенных на вопросах комфортного бытия именно внутри этого эона. Лунная ритмика - ритмика тюрьмы, в которую так или иначе заключено сознание.
Люди, которые предлагают нам строить нашу обрядовость на смешении солнечно-лунных ритмов, следуют логике тюремщиков, предлагающих неукоснительно соблюдать правила тюрьмы, при том, что приговор у всех пожизненный и досрочных освобождений не предполагается.
Именно к этому, со всей неизбежностью мы приходим, когда начинаем выстраивать обрядовый лунный календарь. И это, кстати, очень легко наблюдать в тех группах, который вроде бы и декларируют следование пути природного исповедания, да в тоже время справляют праздники под давлением лунного, в наше время - пасхального цикла. Случается с ними одна простая история - утрата сакрального смысла. Всё заменяется ярмарками, гуляньями, ватрушками да блинами, всякими игрищами не к месту и не в срок и прочей внешней вознёй.
При этом происходит утрата главных инициатических смыслов - потому, что стоит подмешать другие ритмы и внимание перенаправляется на задачи в проявленном мире. Они, быть может, и не плохие, но по-сути своей - вторичные, тюремные.
Уходит главное - смысл пути, возможность обновления человека.
Наверное, следует в этой заметке хоть немного коснуться и такой фигуры, как Велес. Многие полагают за ним якобы лунную природу - скотий бог и т.д. Но на самом деле этот образ куда как более мощный.
Если только очерчивать границы смыслов этого образа, следует сказать, что мы имеет дело как раз в планом бытия вне проявленного мира. Через него к нам приходит осознание акта творения, вечной игры двух начал. В некотором смысле, через этот образ нам раскрываются мистерии поглощения духа материей и мистерии освобождения. Образ переходный, пограничный между мирами. Но не просто между явью и неким замогильем. Нет. Через Велеса раскрываются мистерии осознания ограничений этого мира. Способность расширять картину мира, возможность одоления обусловленности.
Именно поэтому Велес связан с волошбой, волхованием, кудесничеством. Это фигура не от мира сего, имеющая лишь частные формы проявления в этом мире. И когда мы постигаем эти смыслы, мы понимаем и законы формирования материального, скотского, иначе говоря, плана. Именно поэтому Велес - скотий бог - когад за словом “скотина” стоит смысл богатства - насыщенной плотной материальной яви. Именно власть над этим планом - аспект творчества, постигаемый через образ Велеса.
То есть мы говорим о постижении того, как творческое, опять же огненной начало, созидает и разрушает формы этого мира в своей непрерывной игре.
Понятно, что разговор может быть по этой теме очень долгий, но важно было обратить внимание на то, что это - не лунарное божество и не проявление лунарного цикла.
В конечном итоге, конечно, можно выделить множество календарей, мир почти беспределен, но - важно понять, какой из них в первую очередь раскрывает смысл бытия человека Северной Традиции.