[350x]
Вчерашняя заметка про желательный пост и самоограничения перед кологодными праздниками получила своё продолжение в ряде вопросов, которые были мне заданы в переписке разными людьми.
Возникли вопросы о возможных практиках, о том, что и как можно делать человеку. то есть - речь именно о работе над собой.
Это весьма отрадно, поскольку, Северная Традиция - родное исповедание народов этого пути, часто толкуется как череда праздников, возрождаемых обрядов, общин людей в красивых национальных одеждах, определённый, достаточно здоровый образ жизни, сохранение семей и много других не менее замечательных моментов.
Но при всей важности этих признаков бытия людей Традиции, главным всегда остаётся путь человеческого духа, тот опыт самопознания, который он приобретает во всех праздниках, общинах, одеждах…
Поскольку всё перечисленное - всё же одежды, инструменты для самопознания, а никак не цель. Это важно помнить, поскольку именно это-то и забывается прежде всего.
Вот, впереди у нас новый оборот Вечного Неба, и Коляда ждёт нас великим праздником перерождения Светового Существа - как в образе Солнца небесного, так и в том источнике света, что обновляется внутри нас.
Внутри каждого из нас на Коляду заново рождается Бог Предвечный в личности каждого - в Сыне Света. Именно в этом смысле - мы внуки Дажьбога, именно в этом смысле - мы - дети богов.
Именно поэтому и важен праздник. Праздник и осознанный путь к нему.
Праздник в Традиции, это не “как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.
Да, важен и общее праздничное застолье и радость общего бытия, и светлый опыт совместных дел.
Всё это важно, но всё это - ничтожно перед тем, что всякий праздник в Традиции, всякий творимый обряд - это прежде всего момент встречи с Богами, мистический опыт человека.
Только ради этого раскрытия неба над головой, только ради этого мига единства с мирами горними и имеет смысл собираться на праздники и обряды.
Потому, что если этого понимания смысла праздника в общине нет, то в один миг все волхвы обращаются в массовиков-затейников, праздник оказывается просто весёлым деньком, а вся община чем-то вроде кружка туристов - любителей шитья и народного пения.
Итак, у нас впереди Коляда и посему, есть смысл проговорить некоторые возможные усилия на пути к этой точке годового круга.
В известной мере, знание о важности этого момента в году, проявлено практически во всех мировых религиях, и, как это и не неприятно слышать некоторым родноверам - и в христианстве тоже мотив Сына Света - один из важнейших.
Проблема христианства не в том, что оно содержит определённые крупицы Северной Традиции, этим оно порой и важно для нас.
Проблема в другом - в том, что чужая мифология, чужие ритмы чужих широт, чужие корни, и иные ценности искажают трансляцию - послание о вечном сыновстве человека, о его божественной природе.
Насильственная христианизация дала народам опыт отпадения от Традиции, а никак не её развитие.
Развитие внутри инородных образов мыслимо едва ли, но некоторая консервация предыдущего опыта оказалась возможной. И часто иного опыта у нас на сегодня нет.
По этой причине - неизбежное наше внимание ко всему, что связано с двоеверием, со старообрядчеством, с хлыстовством и т.д. Всё это - формы живого поиска духовного знания в разные непростые для Северной Традиции периоды.
Но - важно понимать, что некоторые практики дошли до нас именно такими кривыми путями.
Вот, к примеру, практика исихазма - одна из сильнейших в христианстве, восходящая, вероятнее всего к практикам, взятым на Афоне у жрецов Аполлона, практика прямого созерцания нетварного света, претворения природ человеческих в природу световую.
На самом деле это несомненно солярная техника, прямо связанная с опытом познания Светового человека внутри себя.
В христианстве первой ступенью постижения этого пути является непрерывное повторение иисусовой молитвы. Разумеется, это лишь первый этап практики стяжания внутренней пустоты, молчания и света.
Аналогичные подходы мы так или иначе сможем найти и в индуизме, и в буддизме - на поиск параллелей мы можем потратить всю жизнь. Чем же предпочтительнее для нас изучение именно опыта исихии ?
А тем хотя бы, что опыт этот во-многом описан людьми русскими и изначально - на русском языке. Это очень важно - это значит, что снимаются множественные барьеры культурных и эгрегоральных смещений.
(вскоре продолжим)