Я уже писала, что развлекаюсь на инсте, подписавшись на японское искусство: не глядя на имя худложника и дату создания, пытаюсь угадать, эта штука написана до реставрации Мэйдзи или после. Ну, само собой, картины типа "холст, масло" в счет не идут, тут и играть не с чем - речь о традиционной живописи, сумиэ или гравюре.
Интересно, что лажаю я всегда в одну сторону: эпоху Эдо принимаю за более поздние времена. И почти никогда пост-Мэйдзи за Эдо.
Щас попробую определиться, как я это делаю.
Например, "Волны в Мацуяма" Судзуки Киицуу:

Волны все как матрасики, острова и горы - как брошенное поверх одеялко, картинка плоскенькая: задний план прорисован так же тщательно, как и передний. Яркие краски, которые сами себя не стесняются, но при этом они отдельными пятнами на "пустом" фоне. Но при этом как бы нет освещения, солнце ниоткуда не падает на этот пейзаж. И тонкое, филигранное мастерство в прорисовке каждой деталюшечки.
В последнее время, пишут, стал популярен. Наверное, будут подделывать со страшной силой...
Или вот тоже классика, Сога Сёсаку:

Снова яркие краски, "пустой фон", выписывание мельчайших подробностей.
Неизвестный художник школы Кано:

Ой, да ладно, скажете вы, да золотой фон уже все выдает с потрохами.
Ну, давайте без золотого фона:

Сэнсю, "Птицы на цветущем дереве в снегу". Те самые "скуйовджені горобці". Очень-очень позднее Эдо. Уже приплыли "чёрные корабли". Но рисунок все еще плоскенький, плановости нет, солнца нет.
Само собой, эта манера сохранялась какое-то время и после реставрации Мэйдзи. Художники эпохи Эдо не вымерли же в одночасье. Вот Хасимото Тиканобу рисует придворных дам и саму Императрицу в европейском платье, и на заднем плане даже маячит государь с европейском мундире:

Но все по-прежнему плоско и бессолнечно.
А вот его современник, это каких-то десять лет спустя:

Такэути Сэйхо, "Чайный домик в цветах". Заметим, что этот художник учился в школе традиционной живописи и всю жизнь работал в традиционной манере. Но вот у него уже с плановостью и светом все отлично просто.
А вот, где я ошиблась, угадывая:

Судзуки Кицу, "Взлетающий дракон и гора Фудзи".
Смелые потеки туши ввели меня в заблуждение.
И вот это вот приняла за академизм: Ямамото Байицу, "Цветы и насокомые".
https://morreth.livejournal.com/3049624.html