Сегодня меня разобрал приступ экзистенциальной тоски, даже вот прямо тощищи, от этого бравурного текста:
https://golovschik.livejournal.com/148532.html Таким на меня повеяло вымученным комсомольским задором, такой советской праздничностью, так прям лицом меня макнули в мое пионерское детство (кто был — не забудет), что на какое-то время солнышко вроде погасло и даже дождик идти перестал.
Ну, это, конечно, иллюзия, потому что никакие силы природы не приостановят действие свое только потому, что некий бацька в сети излился елеем. Это только мое болото депрессии булькнуло в ответ и отрыгнуло порцию метана.
Потому что, как сказала велемудрая ЖЖ-френдесса mmekourdukova, как только становится надо напоминать, зачем мы ходим в церковь, то можно уже и не напоминать, Изя всё. Это как выйти замуж: если начинаешь задаваться вопросом «зачем я это сделала», так сразу и понятно, что зря. В счастливом замужестве такие вопросы просто не приходят в голову. В счастливом и радостном единстве с Христом и общиной не приходит в голову вопрос «зачем мы ходим в Церковь». Как только на Трулльском соборе приняли 80-е правило: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» — так фактически и признали, что всё, кабзда, по доброй воле и по влечению сердца большинство уже не ходит, нужно палкой загонять.
Да, люди падшие. Да, они ленивы и склонны к унынию, а такожде прочим многочисленным грехам, из-за которых им облом шевельнуть булками и двинуться в ближайший храм воскресным утром.
Но если в первые века христианства все те же падшие люди ходили в церковные собрания, рискуя жизнями, и отдавали в общину все имущество, а в седьмом веке привет, уже нужна палка — значит, все-таки в консерватории что-то не так. Сиречь, в экклезии.
Можно сколько угодно призывать мирян шевелить булками энергичнее — но хотелось бы видеть ответное шевеление со стороны клира. А то разница между Апостолами и их нынешними духовными наследниками — как между комиссарами и политруками: первые учили «делай как я», а вторые — «делай, как я говорю».
Начну я с интроспекции. И, не мудрствуя лукаво, признаюсь в том, что ходить в храм мне попросту скучно.
«Ну а что же нам делать?» — спросят священники. – «Кино показывать? Петь и плясать перед вами?»
И ведь кино показывают порой. И поют и пляшут. А все равно скучно.
Зато порцию истинной радости я получаю, когда хожу на кружок рисования в выходной день. Семь теток 40+ жизнерадостно марают холсты и ватманы, в процессе попивая чаёк и болтая «за жЫсть», и вот с ними некая общность складывается, а с людьми, которые мне как бы община — нит.
Или вот в воскресенья через раз мы с любителями словесного творчества встречаемся в кофейне и обсуждаем плоды наших словотворческих усилий. И это все гораздо интереснее, чем вновь и вновь наматывать одни и те же круги Литургии Слова, потом Евхаристической Литургии, наперед зная, что сейчас будет.
Я не буду лукавить: я утратила контакт с Богом и людьми, которые мне вроде бы сестры и братья по Чаше. Церковь — это место, где я не могу говорить искренне, наотличку от кружка писателей или художниц. Я не могу сказать «братьям и сестрам», что я реально ощущаю: скуку, порой раздражение, почти всегда — отчуждение и одиночество. А если я не могу быть искренней в доме Господнем — то где тогда, ядрена вошь?
Надо отдать должное матери нашей Римско-Католической Церкви, осознание этой проблемы есть. Литургическую реформу провели, служим теперь на понятном языке и можем сами петь псалмы (мой любимый момент в Литургии Слова). Организуются группы по принципу групп взаимопомощи. Проводятся выставки, концерты, викторины всякие. Даже чётки в виде апплета на смартфон придумали. Чего вам еще, дорогие прихожане?
Ну, лично мне бы священника умней меня, и чтобы про-феминист, но будем реалистами.
Я вижу проблему в том, что Церковь оказалась не готова к ХХ веку, а когда наконец подготовилась, хоба — и уже наступил двадцать первый. Цифровое столетие, грандиозные объемы информации, за которыми никто не успевает, стремительно меняющийся образ жизни — а у нас тут все еще синагогальная структура богослужения, разработанная в античные времена, со средневековыми накрутками сверху.
Очень традиционно. Почтенно. Обрядно. Красиво. Но выстраивалось все это для аграрной цивилизации, где грамотным был хорошо если один из десяти. Именно отсюда взялась практика публичного зачитывания вслух фрагментов из Писания немногочисленными грамотеями для всей общины. И отсюда взялась традиция проповеди — устного толкования и разъяснения прочитанных фрагментов (потому что уже во времена Христа простой норот ни фига не понимал иврит). Я уж молчу про Средние века, когда принципиально было, шоб красиво и непонятно, и поп вообще _единственный_ грамотный на селе.
Я, кстати, абсолютно за практику зачитывания Писания вслух, потому что, несмотря на повальную грамотность населения, Библию все-таки мало кто читает всерьез. А еще потому, что чтения — один из немногих моментов, когда мирянина активно зовут к со-участию в Литургии.
Но когда за чтением следует проповедь, и нам, тупеньким, разъясняют, как понимать текст — то порой хочется встать и непочтительно спросить: отче, а вы вообще в курсе, что половина присутствующих вообще-то получила лучшее образование, чем вы? А впереди время, когда все 100% прихожан будут иметь лучшее образование? Ну честное слово, ну нельзя же взрослым людям преподносить в устной форме «Детскую Библию».
Проблема даже не в том, что семинарское образование уже безнадежно отстает от светского. Проблема в том, что оно приучает клириков к разделению на «мы» и «они». Мы, священники, несущие свет Христов в болото повседневности, и они, миряне, барахтающиеся в этом болоте. Поэтому я не спешу особенно топить за женское священство: ну, допустим, в сосисочный клуб допустят женщин, ура, но это классовое, даже кастовое деление, доставшееся нам в наследство от средних веков, никуда не денется. Тогда какой смысл в допущении женщин к священству? Они тоже начнут жить своей отдельной кастовой жизнью, нисколько не улучшив общую ситуацию.
Цепляясь за метафору пастыря и стада, клирики как-то забывают, что во времена Христа пастырь буквально жил вместе со стадом. Он вместе с овцами неделями бродил по горам, искал хорошие пастбища, жарился с ними на солнце и мок в дождь, принимал роды, лечил заболевших, отгонял хищников. Он не был отстраненным наблюдателем, проблемы овец были его проблемами.
Примерно так же «пастыри» жили с «овцами» в эпоху ранней Церкви. Апостол Павел пишет о епископе: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?». И дальше, о диаконе: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (Послание к Тимофею). Как видим, речь не идет о людях, отделенных от общества. Павел определяет компетенцию священника в делах церковных его же компетенцией в делах домашних. Священник, так же, как и миряне, владел ремеслом, имел семью, иной держал рабов, иной сам был рабом, священство представляло собой все сословия и народы космополитичного Рима. Священника не присылали в общину по распоряжению митрополита, который того прихода в глаза не видел — его избирали сами прихожане, из своей среды, как и диаконов ему в помощь.
Сейчас священник избавлен от необходимости вступать в трудовые отношения — и поэтому не знает, с чем сталкивается мирянин на работе. Священник живет в целибате — и познания о семейной жизни у него ровно те, что сохранились из детства (то есть, он мыслит категориями прошлого, а то и позапрошлого поколения). Если он не целибатный, его семейная жизнь все равно складывается специфически, не так, как у большинства прихожан. От отделен от мирян своим образом жизни, и ответ на основной вопрос — «как быть христианином в актуальной повседневности» — он поневоле дает с поправкой на себя. Отрыжка Средневековья, когда мирянин официально считался неполноценным, недоделанным христианином, сильна и по сей день.
Сейчас католический клир, обеспокоенный все уменьшающимся количеством приходов и священников, бьется о вопрос «как затащить мирянина в церковь». Я хочу поставить встречный вопрос: как вытащить священника в мир? Как сделать его одним из нас?
Потому что ответ на первый вопрос простой: никак. Время, когда церковь — разумею не мистическую Церковь, само собой, а вот непосредственно храмовое здание — была центром общественной жизни, распространителем информации, источником образования и даже развлечения — дано прошли. Никакой храмовый праздник не может конкурировать с хорошим голливудским блокбастером, никакая «политинформация» от епископской конференции — с интернетом. Что может разъяснить приходской батюшка тому, кто по запросу гугла способен черпать из всей сокровищницы богословской литературы? Как можно ощутить близость с довольно случайными людьми, собранными в один приход, если есть ежедневная возможность общаться с христианами разных стран, действительно близкими по духу?
Мирянин приходит в церковь только когда он серьезно заинтересован в следовании Христу. Если эта потребность в храме не удовлетворяется, если вместо этого у нас разговоры об абортах, сборы подписей против гей-парадов и крестные ходы за сохранение традиционной семьи — человек, заинтересованный в Христе, уйдет. Да хотя бы к протестантам, в чьих общинах нередко больше живого чувства сопричастности.
Бесполезно заклинать крещеный народ тем, что «Каждое воскресенье - которое и названо у нас именно в честь Воскресения Христова - мы вспоминаем, как все это происходило: пришествие Одного из Троицы в мир, Его воплощение, рождение, жизнь, учение, страдания, смерть, воскрешение, и снова уход Туда, откуда Он пришел, к Своему Отцу и Духу.» Во-первых, Альцгеймер до меня еще не добрался, я это все помню и так. Во-вторых, если дело только в воспоминаниях, то чем мы, христиане, отличаемся от японских шаманов, которые при помощи танцев кагура вызывают солнышко из пещеры, куда оно спряталось на ночь? Тем, что у нас Бог правильный, а у них нет?
https://morreth.livejournal.com/3039132.html