Итак, небольшой опрос в моем фейсбучике, который нельзя, конечно же, считать релевантным, показал вроде бы правоту Ким: люди любят неординарных главных героев. Верхушку хит-парада возглавляют Шерлок (ВВС), Доктор (Десятый, в исполнении Теннанта), Расти Коул. Далее следуют Хаус и Хаусоподобные, дважды вспомнили Сагу из скандинавского "Моста".
ВЕСЬ хит-парад пост-советских состоит из Каменской, Мишки Япончика, Шико, капитана Костина, Шилова из "Ментовских войн", Быкова из Интернов и персонажа Виктора Ракова из беларусского сериала "Закон". То есть, это в принципе ВСЕ пост-советские персонажи, которых смогли вспомнить участники импровизированного опроса. Ради чистоты результата я предупредила, что советских не берем, но все равно просочился Саша Белов из "Гардемаринов".
То есть, на первый беглый взгляд тенденция видна, да?
"Как сказал мне один из менторов - главный герой должен быть таким человеком, в обществе которого хочется зависать часами и видеть его еще и еще. Мы бы все хотели иметь такого друга как Джон Макклейн. Или миссис Мейзел."
Ну, на самом деле я не хочу зависать часами с Джоном Макклейном, он козёл. Но таки да, он неординарный персонаж. И таки да, все, кто попал в буржуйский список, неординарные. Более того, все, кто попал в постсоветский список, неординарные тоже — при этом трое первых стоят на прочной литературной либо исторической основе. Казалось бы, правота Лилии Ким утверждена безоговорочно.
Но тогда остается открытым вопрос "Почему наши сериалы и наши герои такое унылое говно".
Начну с интроспекции (это хороший способ, чтоб никого не обидеть, по меньшей мере поначалу). У меня нет трудности с неординарными героями, когда я пишу свою фантастику. Я и в самом деле пишу их такими, словно хочу предложить роль своему любимому (на тот момент) актеру.
Трудности начинаются, когда я прихожу с этим подходом в сценарный цех.
Хотите мальчика 15 лет, который возглавляет команду взрослых и порой оказывается более взрослым, чем они?
Хотите женщину, психиатра, которая сама страдает синдромом Хильдегард фон Бинген, и пришла в психиатрию, чтобы помочь себе — но поняла, что болезнь, кроме галлюцинаций, посылает ей и инсайты о том, как помочь другим людям?
Хотите охотника на вампиров, оборотней и прочую нечисть, который так-то работает водопроводчиком и разрывается между заказами, своей миссией и призраком мамы, который никогда его не покидает?
Хотите команду из мужчины-медика и женщины-айтишника, которые научились красть их чужих мозгов достоинства и таланты, но тут все пошло СЛИШКОМ так?
Хотите священника, который расследует дела о колдовстве, каждый раз находя им полностью рациональное объяснение — но не потому что он скептик, а потому что он искренне жаждет настоящего чуда?
А вот — и тут я говорю уже не о проектах, в которые пыталась сама, а перехожу к проектам, в которые меня звали и где я реально работала — нужен мент, крутой, типа ковбой-коп, с какой-нибудь фишечкой, легкой ебанинкой, но не слишком, мужественный такой весь, без фокусов. Чтоб пересичный Вася мог себя отождествить с ним вечером под пивко. А если женщина – то клон Темперанс Бреннан. Такая вся из себя холодная профессионалка, которая со временем осознает, что без крепкого мужского, гм, характера под рукой жизнь не та.
(Кстати, никто из моих друзей-приятелей, отвечавших на опрос, не вспомнил о "Нюхаче", единственной более-менее удачной попытке в неординарность (ладно, скипнем уж тот момент, что неординарность вся скроена по западным лекалам). То есть, между копией и оригиналом люди безусловно предпочитают оригинал).
У продакшна есть свое представление о том, что такое хороший персонаж. И это представление, видимо, окупается, раз продакшн и каналы еще не разорились.
Сказать, что этот персонаж, которого от меня хочет продакшн, человек ординарный — я не могу. С моей точки зрения, этот крутой опер, вообще говоря, персонаж фантастический. Он превосходит обычного человека по физическим возможностям, у него какая-то необычная биография (другое дело, что она никак не влияет на ход актуальных перипетий — у героя, над которым я работаю сейчас, в первой серии первого сезона убили девушку — так он уже во второй не парился по этому поводу), от нас хотят каких-то характеризаций в речи и манерах.
Думаю, я не ошибусь, если скажу, что востребован не столько неординарный герой, сколько power-fantasy, сиречь, мужчина — такой, каким он предстает в мужских фантазиях. Конан-варвар с поправкой на "реализЬм".
Повторюсь, я далека от мысли, что продакшн тупой. Они еще не разорились, продавая это, значит, покупатель есть.
Другое дело, что покупатель этот — какой-то неуловимый Джо. Я читаю отзывы на Ютубе, Сезонваре и Филмиксе — народ плюется от души. "Само название почти отражает суть этого дерьмища. Убогая постановка, Томми Вайсовская игра актеров (даже хуже), главный герой вообще с параличом мышц лица и еще пытается из себя Макса Пэйна корчить, сюжет уровня НТВшных постановок - (давайте приведем любимую на место ареста "наркобарона", хотя может быть ее там шальной пулей заденет. А может и не заденет. Пофигу, приведем. Привели. Задело. ААА, проклятый наркобарон, я тебя убью!) - что это за гребаный маразм? НТВ украинского разлива? Нельзя просто так взять и снять, что-то наподобии хотя бы Морской полиции или CSI. Но видеть вот такое в 2К18 - смешно, а снимать такое - стыдно. 1/10." Сериалы заминусованы по самое не могу, и я никак не постигну, кто же тот таинственный зритель, который дает телеканалу рейтинги, я не могу встретить его ни в Сети, ни в реале, остается верить в него как в Бога, по его косвенным проявлениям: типа, если мир существует – значит, его кто-то создал, значит Бог есть; если это снимают и продлевают на следующие сезоны — значит, кто-то это смотрит, значит, есть этот таинственный зритель, которому это нравится. В конце концов, кто-то же ставит и лайки на тех же Филмиксе и Ютубе. Я просто никак не пересекаюсь с этим зрителем, я не хожу с ним по одной тропе и не пью у одного водопоя, я получаю техзадание от продакшна и стараюсь его выполнить. Думаете, легко? Думаете сочинить полноценную детективную интригу при ограничении в 5 "говорящих" персонажей и 4 локации – это вам баран чихнул? Ну-ка, покажите мне сценаристов "Касла" —справились бы они с таким ограничением?
Сериал у нас давно уже стал "искусством возможного на эти деньги".
Но дело-то не в деньгах. Я могла бы написать совершенно "бутылочный" сериал на 7-8 персонажей и одну локацию. И в этих декорациях действовали бы герои уровня Расти Коула.
Но, я думаю, что даже несмотря на дешевизну производства, эту идею никто бы не купил.
Потому что продакшен понимает: РАСТИ КОУЛА ОН НЕ ПРОДАСТ.
Люди, которым нужен как герой Расти Коул, давно уже купили Расти Коула. Они попросту смотрят лучшие зарубежные сериалы, как мы с моими фейсбучными френдами. За этот сегмент рынка, рассудил продакшн, бороться бессмысленно.
И против этой логики мне нечего возразить. Я вчера посмотрела 12 серию "Рассказа служанки", сегодня – третью серию "Стрелка", а между делом – Taken, первый сезон. Мне ли не знать, что смотреть нечто отечественного производства меня калачом не заманишь?
За какой же сегмент рынка продакшну имеет смысл бороться?
За людей, которые смотрят телесериалы, собственно, в телевизоре, а не в компьютере. За людей, которые не концентрируются на действии и герое — напротив, им важно, нажав на другую кнопку, увидеть в принципе то же самое и завтра в тот же час увидеть в принципе то же самое. Пошто им Расти Коул? Пошто им израненный внутри мизантроп, который делает добро из зла только потому, что иначе будет "одна только тьма"? Про Расти Коула нужно смотреть запоем. Этот зритель может бросить все и смотреть запоем? Нет? Значит, кончен разговор, давайте сюда обратно капитана Митрофанова.
Что еще немаловажно — этот зритель, его ценностная система, сформирован девяностыми. То есть, доля людей, сформированных СССР, все еще велика среди телезрителей, но на этих не нужен нож, им сто писятый раз пустишь Штирлица или "Место встречи" — и делай с ними что хошь. А вот "девяностникам" подавай power fantasy в виде крутого детектива.
Выхода из ситуации я, прямо скажем, не вижу. То есть, для себя я сформулировала выход так: учим английский и вкладываем душу только в то, что пишем по-английски. В то, что пишем для денег, вкладываем внимание к пожеланию заказчика, профессионализм и самоиронию, потому что без нее никуда.
А для цеха сценаристов в целом… ну, когда-нибудь этот ишак — в смысле, теперешнее телевидение — сдохнет.
Вопрос — когда? И изменится ли при этом ситуация к лучшему?