МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ
[385x600]
Заглавие, данное мною моей книге, само уже говорит о том, с какой
традицией связываю я понимание сновидений. Я задался целью показать, что
сновидения доступны толкованию, и дополнения к освещению проблемы
сновидения лишь помогают мне выполнить мою действительную задачу.
Предположением, что сновидение доступно толкованию, я вступаю сразу в
противоречие с господствующим учением о сновидениях, да и вообще со всеми
теориями, за исключением учения Шернера, ибо "истолковывать сновидение"
значит раскрыть его "смысл", заменить его чем-либо, что в качестве
полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь
наших душевных процессов. Как мы уже видели, научные теория сновидении не
включают в себя проблемы толкования последних, ибо сновидение не является
для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе
обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидения у широкой публики.
Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает,
что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать
какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным
предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный
смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный
процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту
замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.
Широкая публика старалась поэтому всегда "толковать" сновидения и
пользовалась при этом двумя существенно различными методами. Первый из
этих методов рассматривает содержание сновидения как нечто целое и
старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях
аналогичным содержанием. Это -символическое толкование сновидений; оно
терпит крушение, разумеется, с самого начала, и те сновидения кажутся не
только непонятными, но и спутанными и хаотическими. Примером такого метода
служит толкование, которым воспользовался библейский Иосиф для сновидения
фараона.
[700x390]