Из личных записей...
Кто-то однажды сказал, что театр начинается с вешалки, и наверное, был прав. Серым промозглым вечером, опаздывая на спектакль, я все же замечала разные мелочи. Такие – маленькие детали нашего быта, как протекающий потолок Екатеринбургского театра драмы и толпу у гардероба, привычно нищий театральный буфет и редкость тоненьких программок… Но все это спустя несколько минут - затмила яркость образов спектакля, обаяние актеров, придавших новый смысл старой пьесе...
"La Comedie Francaise" впервые в этом, да и не только в этом веке – привез один из своих спектаклей на Урал - «Безумный день или женитьба Фигаро» Пьера Бомарше. Если раньше коллектив гастролировал только в столицах, то теперь театр открывает масштабные российские гастроли. В ходе своего турне труппа посетит не только нас, но и Новосибирск, Омск, и Калининград, а потом - Москву и Санкт-Петербург.
[показать]
Каждому из шести российских городов артисты подарят свой уникальный «безумный день» из жизни Фигаро.
…Оглядываю зал, отсчитывая минуты до начала. Аншлаг в зале первого дня. Здесь вместе сидят какие-то чиновники из правительства и, в общем-то – довольно небедные люди, а так же студенты и школьники.
- Из моей школы! - шепчет подружка.
Да, это – «французы» - а французских школ у нас, к сожалению – немного. Вообще, почему-то язык Дюма не так что бы очень популярен – в отличие от своих собратьев – английского, немецкого.
Но отвлекаться, уйдя в абстрактные рассуждения, надолго не удается – практически ровно по расписанию - словно ниоткуда на сцене, перед занавесом, возникают первые герои...
Красота, плавность и мягкость французской речи героев – а играют они на родном языке – притягательна и сладка. Яркость игры, обаяние актеров чувствуют, наверное, все в зале.
Неклассичное мышление режиссера Кристофа Рока, своеобразный стиль игры на сцене, да и сами действия – детали этой нестандартной пьесы. Аскеза декораций - без шапочки Сюзан и аршина Фигаро, почти без кресел в гостиной и диванов у графини в будуаре, без знаменитых «каштанов свиданий», и той самой помятой клумбы…
Все это, как и многое другое, просто представляешь мысленно, дорисовывая действия актеров. Плюс – как яркая деталь - практически современные костюмы героев, и доктор, проведший пару актов на авансцене, и Фигаро уходит «подумать» в зал, присаживаясь на первый ряд… И выходящая - вдруг! - из другого прохода между креслами Марселина.
А еще – такая заметная, бьющая через край, эмоциональность Фигаро и , казалось бы - невинные шалости Керубино,«колокольчиковый» смех и лукавство Сюзанны,… притягательно-обаятельное коварство постаревшего графа и энергичность прекрасной графини – и действие развивается «не по плану».
И становится заметно, что режиссер чуть подменил акценты этой пьесы. И волей-неволей сквозь классический текст начинаешь замечать, что блондин Керубино не столь невинен в своих чувствах и увлечениях, что двенадцатилетняя по сюжету Фаншетта - на самом деле уже давно выросла, что граф практически жесток, идя к своей цели, а графиня… О, мысли замужней женщины, которой просто хочется любви – прозрачны и понятны. И на десерт этих разоблачений – в задумках режиссера отчетливо видна еще одна идея. А именно – доминирование женской интриги - над мужской, что четко видно в финале…
Ведь темперамент этого и правда безумного дня, прожитого, кажется, в едином ритме - вынесли поровну на своих плечах двое – мужчина и женщина: Фигаро - Лоран Стокер и Сюзанна - Анн Кеслер. Они- пара, достойная друг друга и в интриге, и в любви. Взаимодополняющие образы в написанной книге - еще более рельефно отчерчены на сцене.
Отвлекшись на секунду, задумываюсь над образом графини (актриса - Эльза Лепуавр). То нежность, то страсть, одиночество и флирт – любовь во всех ее проявлениях – от невинного соблазна до желания обладания – все это в ее голове.
А в мыслях графа (актер - Мишель Вийермоз) – физические удовольствия любви. И дикий коктейль чувств, эмоций и любви, взрывая смесь характеров героев и самих актеров - на лицо…
И фонтаном обаяния, пропитанного какими-то чувственными феромонами, волнами хлещущего со сцены, накрывает зал. И хочется сцеловывать с губ Фигаро французские слова, и пальцами запомнить контуры обнаженных плеч Керубино, рисуя на них узоры…
Что поделать – в интригах дня царит любовь. А когда ее играют французы – то даже мелочи в ней становиться притягательно-порочными…
…Кто-то однажды сказал, что театр начинается с вешалки. Гардеробщицы после предстваления не успевают раздать одежду. Конечно, очередь в туалетных комнатах, и мрамор ступенек мокрый - по непонятной причине. И пустые слова представителя министерства после спектакля. И скол зеркала в холле, который меня тянет прорисовать кончиками пальцев. Но, улыбаясь самой себе в толпе у гардероба после спектакля, я бы сказала, что, это, наверное, не важно…
(с)