В этом году мое внимание в основном пришлось на игры, выпущенные раньше (большей частью в 2015-2016 гг.), до которых раньше по разным причинам не доходили руки. Впрочем посмотрел и несколько новых проектов. С середины сентября очень много времени брал ВоВ классик, про который я писал отдельно.
Surviving Mars. Игра, которую я поначалу, прочитав описание, просто поставил в список желаемого, с планом купить когда будет скидка 50%, а потом ждать когда до нее дойдут руки. Но Ник подарил мне её на Новый год, а я погоняв игруху втянулся. Процесс построен неторопливо и все время есть какие-то близки цели, которые после достижения открывают новые горизонты (и создают новые проблемы). Периодически случаются природные катаклизмы, зависящие от региона, такие как метеоритные дожди, пылевые бури, аномальные холода . Также по ходу игры обязательно случится сюжетная мегапроблема (я поставил рандом и мне выпала самая пакостная – Пагуба), которая вполне может уничтожить всю колонию если ей активно не противодействовать (впрочем колония может и так довольно легко загнуться если пустить дело на самотек). Кстати жалко, что в списке сюжетных проблем нет сюжета на Думовскую тематику с прорывом демонов, может быть сделают такое в модах или дополнениях… От выбора на старте за кого играть и руководителя проекта зависит стратегия развития и приоритетность одних вопросов над другими. Так я в первой игре играя за корпорацию Blue Sun под руководством олигарха не имел проблем с топливом (выход + 50%) и с имигрантами (всегда за разумное финансирование можно привлечь новых 50 кандидатов). При второй игре за Российскую колонию медленнее летают ракеты, а также в наличии весьма скромный бюджет - справится можно, но лучше уже иметь опыт игры, потому что деньги только на самое необходимое, а что является необходимым лучше любых гайдов подскажет собственный опыт.
Master of Orion. На фоне чтения «Бригадного генерала» захотелось погонять космическую стратегию. Мой выбор пал на последний МОО, вышедший в 2016 году, времени на посмотреть который как всегда не нашлось. Третий МОО, крайне глубокий и проработанный, самый лучший на мой взгляд в серии игроки увы не оценили, поэтому новый МОО смесь из идей первых двух частей. Попробовал играть за людей (их тут кстати два вида – классические дипломаты и агрессивные завоеватели). Расы в основном из первой части с некоторыми новинками. Появились пираты, которые селятся на не колонизированных планетах и оттуда совершают набеги на соседей, планеты теперь для исследования нужно изучить вблизи, поэтому исследование новой системы может занять и несколько ходов. Появились независимые младшие расы (у меня в игре их было 3) над которыми можно установить протекторат. Но в основе лежат привычные знакомые наработки и это тоже хорошо. Увы нет торговых кораблей – поэтому на бесплодных планетах необходимо первым делом строить гидрофермы с биосферами и по возможности делать терраформирование. Начав на средней сложности, я оказался с краю карты, а авария в столице подорвала темпы развития, спустив с лидерства на средние позиции. Но потом сказалась способность людей договариваться. За счет торговых договоров люди понемногу вышли в лидеры по науке, затем построив небольшой флот попробовал на прочность соседей. Дарлоков разбил легко - у них было всего 2 системы, и почти тут же союзники Алкари втянули в войну с псилонами, которые тоже сопротивлялись вяло, скорее для приличия. Тем временем кто-то (то ли Алкари, то ли Клаконы) додавили ящериц (саккра), с которыми я даже не встретился. В итоге в галактике осталось 3 силы и я по просьбе все тех же Алкари решил проверить тараканов на прочность. Дела у птичек шли паршиво, они теряли систему за системой, и если не переломить ситуацию мне светило поражение по очкам. Ударный флот из пары титанов и пятерки линкоров легко громил тыловые планеты, и я смог легко отжать пару населенных систем, а заодно прекратить разгром Алкари. Впрочем прямое столкновение с главным флотом тараканов мне ничем хорошим не светило, к счастью они тоже в бой не рвались, предпочитая прикрывать свои центральные системы. Попытка построить портал к антаранам показала, что моим флотом их только смешить. К счастью ко мне они почти не лезли, а один раз прорвавшись к свежеоккупированной планете, слегка отбомбились без серьезных разрушений и улетели домой. В итоге незадолго до окончания игры я, неожиданно даже для себя, одержал научную победу построив 3 научных чуда света на чем игра и закончилась.
Darkest dungeon игра вышла еще в 2016 году (а в раннем доступе с 2015) и даже заинтересовала, но как всегда времени было мало, а другие проекты привлекали больше. Запустил я её захотев посмотреть механнику, так как на неё ссылались в одной из журнальных статей. А игра зацепила сразу и не отпустила до полного прохождения. Главная фишка игры то, что у героев помимо физического здоровья (хитпоинты) присутствует и душевное (шкала стресса). Здоровье лечится в бою хилерами и автоматически восстанавливается при возвращении в город. Погибнуть героям не очень просто - при падении хитпоинтов до нуля наступает состояние " при смерти" при котором каждое следующее ранение может убить персонажа насовсем. И смерть тут необратима как и в реальной жизни. Со стрессом ситуация веселее. Если персонаж набирает 100 очков стресса то он проходит проверку на нервный срыв. Иногда везет - персонаж разом избавляется от половины накопленного стресса и начинает подбадривать остальных. Но чаще наступает психоз и персонаж начинает чудить, отказываться от лечения, совершать самостоятельные действия (как правило не оптимальные), а то и вовсе атаковать соратников. Те, видя подобную дичь, набирают дополнительные порции стресса. При достижении значения стресса 200, следует немедленная смерть от разрыва сердца (мне удалось не сталкиваться с этим). Лечится накопленный стресс на привалах (понемногу) и в городе. Причем лечение в городе может проходить как в монастыре, что предпочитают религиозные персонажи (медитация, молитва и самобичевание), либо в таверне (пьянка, азартные игры и посещение борделя). В таверне есть риск добыть другие проблемы - пропить или проиграть артефакт или подцепить что нибудь в борделе (снижает характеристики). Болячки можно подцепить и в инсте (все лечится в лечебнице), а также у каждого персонажа может быть до 5 положительных и 5 отрицательных особенностей (появляются после походов) которые можно также снять или закрепить в лечебнице. Кроме того каждый герой может носить пару артефактов (добываются в инстах или получаются в награду за квесты) и, повышая уровень, улучшать свои навыки и снаряжение в городе. Навыков каждому классу доступно 7, но одновременно можно выбрать только 4, что дает возможность персонализировать персонажей. Как видите в голове приходится держать много информации, а зачем все это нужно? Главная задача - пройти 4 задания в темнейшее подземелье. Я очень затянул прохождение пытаясь более менее равномерно прокачивать всех, и только потом нашел идеальный состав партии для борьбы с любым противником (варварша-наемник-оккультист-арбалетчица). К счастью, персонажи пережившие выполнение миссии в Темнейшем подземелье перестают считаться в доступном лимите (они не пойдут в Темнейшее подземелье, но могу выполнять любые другие задания, а к тому же дают бонус к опыту новичкам-сопартийцам), так что на их место можно взять нужных новичков и качать до 6-го уровня. Когда я одолел всех желтых боссов и начал защищать красных, внезапно на треше в красном подземелье потерял 3-х ветеранов переживших Темнейшее, после чего плюнул и с одной попытки прошел последнюю миссию, завершив игру.
Doom В Doom я начал играть в 2016 году на высшем доступном уровне сложности и, пройдя примерно треть игры, в последней схватке в Святилище Кадингир я застрял намертво. Около года время от времени я заходил попробовать свои силы на этом эпизоде, но менялось только количество моих смертей. И вот весной 2019 года я плюнул на эти понты и сменил уровень сложности на средний. И внезапно игра пошла в удовольствие. Просто все равно не было, периодически приходилось перезагружаться, но с 2-3 попытки я проходил любую стычку. Мегабоссы вроде Стража, Кибердемона и Паучихи потребовали 5-7 траев. Все прохождение игры заняло часов 30. После нескольких часов игры перестали раздражать кровавые добивания, мозг просто перестал это фиксировать, воспринимая как получение дополнительных бонусов (борцы с игроманией в этом месте наверное скажут о привыкании к насилию, но это не так). В итоге игра понравилась, можно было бы перепройти, но осенью будет продолжение.
Half-life 2. Эта игра является эталоном качества игр, но в силу ряда причин я прошел её только сейчас. Первоначально я купил ХЛ2 сразу после выхода в 2004 году и был потрясен новой графикой и возможностью взаимодействия с объектами. Возможность разбить окно, выбросить в него чайник и телевизор, брать подобные предметы и перемещать их с места на место – такого раньше не было нигде. Враги, застреленные на узком мостике, очень реалистично переваливались вниз через перила. Портила все только кривая пиратка, в которой минут через 15 игра начинала тормозить, и отключался АИ противников, после чего они застывали манекенами. А в купленной немного позже лицензионной версии, надо было дополнительно регистрироваться в Steam… В итоге диск отправился на полку и пыль с него я сдул только в 2016. Пробежал первые уровни, но к Равенхольму стало скучно, а тут еще и командировка. Графика была неплоха, но то что поражало в 2004 году – 12 лет спустя уже смотрелось на 4 с минусом. В общем, игра снова отложилась до лучших времен. А теперь переиграв в Постал 2, я запустил ХЛ2 и все пошло на ура. Графика неплоха, сюжет великолепен, а дойдя до боев в городе (11-13 уровни) я понял за что эту игру оценивали как 10 из 10. Чувствую, что пройду и дополнения к сюжету (Эпизод 1, 2 и т.д.).
Battlefleet Gothic Armada на фоне нового увлечения вселенной Warhammer 40K, добрался до этой, так и не запущенной с 2016 года игры. Управляем в 2-х мерном космосе отрядом кораблей: 2-3 линейных (линкоры и крейсера) и нескольких мелких (эсминцы, сторожевики). Играть можно как компанию за Империум (отражаем 12-й Черный Крестовый поход), так и случайные стычки, где можно выбрать из нескольких сторон (Империум, орки, эльдары, Хаос, а с аддонами еще за Тау и космодесант).
В компании после первой, довольно простой миссии, где нужно было победить крейсер противника (я переигрывал 4 раза, чтобы не дать ему сбежать, а уничтожить), в следующей надо было защитить транспорты от орков-пиратов. И вот тут я столкнулся с тем, что мне просто не хватало микроконтроля. Хорошо еще, что на нормальном уровне сложности есть возможность замедлить скорость игры без ограничений, что дает возможность спокойно обдумать план действий, раздать необходимые приказы и своевременно реагировать на происходящее. А для победы необходимо учитывать сильные и слабые стороны кораблей, их инерционность, вовремя отдавать команды для борьбы за живучесть, вовремя и с необходимым упреждением давать торпедные залпы, чтобы не всадить весь залп вместо хаосита в свой же корабль (дружественный огонь во всей красе) и многое другое.
Цель миссии это вовсе не перебить всех врагов (хотя и такие есть) и нередко гнаться за лишними киллами - лучший способ запороть миссию. Сказано захватить данные с вражеского флагмана, значит надо сваливать как только они получены, а то противник быстро отберет назад и помашет ручкой. Залогом победы в правильном понимании задачи и использовании своих сильных сторон, а также учета слабостей как своих так и противника. В бою стенка на стенку (битва крейсеров) лучшим решением будет выбивать в первую очередь слабые корабли (эсминцы и легкие крейсера) оставляя живучие линкоры на десерт, а при задании на ликвидацию вражеского адмирала (убийство) стоит сконцентрировать удар на флагмане и т.д. Компания несколько затянута, не зря даже до конца 4-й главы из 5 добралось только 11% игроков. После 30 часов игры хочется уже финальной схватки, а сюжет еще в самом разгаре и понемногу выдается из года в год с приправой из 2-3 дополнительных миссий по выбору. А отказываться от них нельзя – каждый ход мы теряем несколько систем и лишь отвоевание 2-3 назад позволяет более-менее удерживать сектор под контролем.
В игре присутствуют персонажи, такие как инквизитор Хорст и верховный адмирал Рейвенсбург, которые являются известными персонажами вселенной WH0k и действующими лицами (хотя и не главными) книг. В процессе игры перечитал посвященные этим событиям "Час казни" и "Перекресток судеб" Гордона Ренни (эта серия хотя и не имеет особой художественной ценности, единственная которая описывает боевые действия флота во вселенной WH40k), а заодно на увлечении противостоянием кораблей - "Крейсера" Пикуля.
Кстати, события войны за Готический сектор в привязке к сюжету игры великолепно изложены здесь:
Готическая война в игре и лоре: история Battlefleet Gothic: Armada
В режиме перестрелок можно развивать свою эскадру создав персонажа за любую из 4-х сторон, играя как против компа так и против живых игроков. Естественно, я не упустил возможности поиграть за орков (правда взял только 4-й уровень из 10). Если Империум является крепким середнячком, орки рулят на близких дистанциях, таранах и абордажах, а вот дальние дуэли у них хромают на обе ноги. Нету маневровых двигателей, а ускорение запустив Большой красной кнопкой уже нельзя остановить. А еще великолепная озвучка с оркским акцентом наподобие команд " Фулл шпид!". Возможно буду заходить время от времени понемногу продвигаясь к 10-му левелу.
Save Koch. Игра в стиле киберпанка, где персонажи представлены в виде людей-животных. То что изначально не очень понятно, что здесь творится – часть интриги. Нужно вычислить «крота» в своей организации и того кто решил уничтожить бизнес Коха и его самого, а на все это отводится семь дней (на самом деле шесть) так как действие начинается вечером. С первого раза игру пройти невозможно, понять кто угрожает главному герою можно только сыграв несколько раз и научившись отличать постоянно происходящие по сюжету события от нестандартных. Событий происходит масса, на все реагировать не получится, но лишь малая их часть имеет отношение к проблеме. Заказчиком случайным образом может быть глава одной из 4-5 организаций города, а кротом кто угодно из близких или подчиненных Коха. Игровой процесс немного напоминает This is the Police, так же приходит информация о происходящих событиях, на место происшествия можно отправить одного из 4-х агентов, или попытаться узнать информацию у других персонажей по телефону. Подручные имеют каждый свою специализацию (детектив, вор, психолог-медик + силовик-глава охраны) и в зависимости от ситуации специалист имеет гораздо больший шанс справится с задачей. При последующих прохождениях можно будет открыть новых помощников помимо 3-х базовых. Темп игры очень высокий, времени обдумать ситуацию как следует для оптимального решения как правило нет. И при всем этом процесс очень цепляет. Главному герою (хоть он еще та свинья :) ) искренне сочувствуешь и переигрываешь снова и снова чтобы наконец спасти его задницу.
Starship traders. Frontier Любопытная игра на тему космической торговле на периферии. Даны несколько десятков секторов с дюжиной планет в каждом, дюжина фракций с запутанными отношениями друг с другом и несколько десятков видов товаров. На старте выбирается фракция и выдается корабль с небольшим экипажем и заданием довезти инквизиторшу до соседней планеты. Увы одной торговлей жить не получится, в лучшем случае удается более менее компенсировать расходы. Для развития надо делать миссии или торговать на черном рынке, но мешает незнание матчасти, а существующие гайды есть только на английском и те довольно поверхностны. Сэйвов в игре тоже нет – игра сохраняется только при выходе. Я начинал несколько раз, но так и не смог добиться какого-то прогресса, хотя игровой процесс неплох.
Dawn of man Стратегия по управлению племенем в каменном веке. Увы много времени уделить игре не получилось, но на нормальном уровне сложности проблем не возникало, как нибудь надеюсь вернуться доиграть начатую компанию.
Rome II. Total war Масштабная стратегия играя в которую хочется читать что-нибудь об истории Рима. Увы, немного поиграв, я вначале уехал на 3 недели в командировку, а по возвращении вышел классический ВоВ. Но эта игра ждала соего внимания с 2013 года, подождет еще немного. Урывками в нее играть не стоит, она заслуживает большего.
Warsaw Эта игра вышла уже в конце года, а я до нее уже добрался только перед самыми праздниками. У поляков получилась очень неплохая вариация на тему Даркест Данжон в декорациях Варшавского восстания 1944 года. Если оставить в стороне политику, поляки рассказали свой взгляд на события Второй мировой, выпустив неплохую игру и даже не поленились перевести игру в том числе на русский (один из 5 языков). Игровой процесс идет на 2-х уровнях:
- стратегическом, где мы принимаем решения в различных ситуациях и где можем оценить общую ситуацию в Варшаве и принять решение куда направить свои усилия;
- и тактической когда мы управляем отрядом повстанцев в ходе выполнения задания.
Из особенностей игры - ситуация становится с каждым днем только хуже, для боев необходимы боеприпасы, но их не так уж много и стоит подумать прежде чем палить из пулемета или из гранатомета, погибнуть не так чтобы просто, но критикалка может отправить на тот свет персонажа с половиной здоровья.
Графика хорошая, персонажи отлично нарисованы, у врагов много разновидностей, про всех про них есть информация в кодексе. Победить в игре невозможно, цель продержаться 63 дня (как и было в истории).