• Авторизация


Ницше о сотрадании. 23-08-2007 15:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Prometheus Оригинальное сообщение

Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно
тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует
угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием еще
увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. Само
страдание делается заразительным через сострадание;[13] при
известных обстоятельствах путем сострадания достигается такая величина
ущерба жизни и жизненной энергии, которая находится в нелепо преувеличенном
отношении к величине причины ( - случай смерти Назореянина). Вот первая
точка зрения, но есть еще и более важная. Если измерять сострадание
ценностью реакций, которые оно обыкновенно вызывает, то опасность его для
жизни еще яснее. Сострадание вообще противоречит закону развития, который
есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встает на
защиту в пользу обездоленных и осужденных жизнью; поддерживая в жизни
неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею
сомнение. Осмелились назвать сострадание добродетелью (в каждой благородной
морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из него
добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,
лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите
отрицание жизни, - и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр[14]
был прав: сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной
отрицания, - сострадание есть практика нигилизма.[15] Повторяю:
этот угнетающий и заразительный инстинкт уничтожает те инстинкты, которые
исходят из поддержания и повышения ценности жизни: умножая бедствие и
охраняя все бедствующее, оно является главным орудием decadence -
сострадание увлекает в ничто!.. Не говорят "ничто": говорят вместо этого "по
ту сторону", или "Бог", или "истинная жизнь", или нирвана, спасение,
блаженство... Эта невинная риторика из области религиозно-нравственной
идиосинкразии оказывается гораздо менее невинной, когда поймешь, какая
тенденция облекается здесь в мантию возвышенных слов, тенденция, враждебная
жизни. Шопенгауэр был враждебен жизни - поэтому сострадание сделалось у
него добродетелью... Аристотель, как известно, видел в сострадании
болезненное и опасное состояние, при котором недурно кое-когда прибегать к
слабительному; он понимал трагедию - как слабительное. Исходя из инстинкта
жизни, можно бы было в самом деле поискать средство удалить хирургическим
путем такое болезненное и опасное скопление сострадания, какое представляет
случай с Шопенгауэром (и, к сожалению, весь наш литературный и артистический
decadence от Санкт-Петербурга до Парижа, от Толстого до Вагнера)... Нет
ничего более нездорового среди нашей нездоровой современности, как
христианское сострадание. Здесь быть врачом, здесь быть неумолимым, здесь
действовать ножом, - это надлежит нам, это наш род любви к человеку, с
которой живем мы - философы, мы - гипербореи!..
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Ander_Eender 23-08-2007-15:13 удалить
В том числе, к вопросу о том, почему я редко испытываю сострадание и совершенно не приемлю его в отношении себя.
Morlynx 23-08-2007-15:31 удалить
Ander_Eender, жалость и сострадание - разные... чувства. Я не приемлю жалость по отношению к себе, но сострадание есть неотъемлемое свойство живой человеческой души. Способность СОЧУВСТВОВАТЬ, в том числе сопереживать, сострадать, сорадоваться - чувства, необходимые в общении. Пусть даже с немногими особо близкими, но это должно быть. Иначе это не человек, а камень, с замкнутой на себе самом системой.
Ander_Eender 24-08-2007-01:41 удалить
Morlynx, этого должно быть в меру. Излишнее сострадание рождает всетерпимость или, в других случаях, навязчивость.
Morlynx 24-08-2007-10:13 удалить
Ander_Eender, Ницше пишет не про меру. Ницше пишет про вообще.
Schwarz_Wolf 24-08-2007-13:49 удалить
Тема не раскрыта, автор просто голословно высказал своё мнение расхожее с моим, где примеры, доводы?
Я считаю,что сострадание необходимо, отметая столь тобой нелюбимые доводы о нравственности, могу сказать,что сострадая мы человеку стремимся помочь словом или делом, а потом мы можем попасть в ту же ситуацию, когда нам самим нужна помощь, люди должны жить и переживать не по одиночке, но вместе, дабы развивать друг-друга, помогать, направлять. Главное делать всё от чистого сердца, а не прикрываться чужимы и искусственными выкладками, полными бездушного металла материальной необходимости.
Ander_Eender 27-08-2007-10:11 удалить
Schwarz_Wolf, что касается безуного гения Ницше, то в данной цитате я не ППКС. Моё мнение - сострадание не есть что-то плохое, это своего рода взаимопомощь. Я сострадаю (хоть и далеко не всем и не всегда, животным больше чем людям) и мне приятно, когда мне сострадают, но когда человек делает это без меры (тем более, по отношению ко мне), это раздражает. Излишнее сострадание - это пустая трата ресурсов и, в конечном счёте, нелепость, тем более, если оно не рождает действий.
У Ницше вообще нет конкретных доводов, это не тот автор. В то же время, всё творчество Ницше - один сплошной довод, и имя ему - пансатанизм.
:)


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ницше о сотрадании. | Ander_Eender - The wonders at my feet. | Лента друзей Ander_Eender / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»