В качестве предисловия: "Если сегодня слишком жарко, чтобы одеть полный экип, значит сегодня слишком жарко для того, чтобы ездить на мотоцикле"
До начала сезона осталось чуть больше 2х месяцев. Потом СЕЗОН! У кого то раньше, у кого то позже. Но разговор не про это... Многие сейчас копят себе на новый моц. О чем же кроме него можно мечтать?! Рельно, байкер должен всегда хотеть новый моц. Безусловно свой конь, на котором уже и паралон сидушки четко по форме задницы, он как своя рубашка, родной шо пепец. Но разговор про экип. Потому что все прицениваються, пристреливаються, экономят на пирожках чтобы купить себе нового коня, а за частую нового японца, а вот денег хватает в притык и про экип как правило забывают. Я не буду тебе рассказывать в сотый раз что бывает с теми кто пренебрегает защитой. Как правило залетают ) Но если хочеться почитать про ужасы, то смотри тут
http://www.400ccm.ru/forums/index.php?showtopic=15618&st=0 Хочу рассказать чисто свое мнение. Если ты потом влетишь под камаз в лобовую то это чисто твои проблемы, если ты поцарапаешь палец катаясь на мото и после получишь заражение крови и умрешь это тоже чисто твои проблемы. Я хочу рассказать про свой опыт и выводы делай сам.
Когда я начинал кататься, я как и многие, катался без шлемака. Один фиг, страшно было и в нем и без него. Да и по просту говоря небыло его у меня. Ходил, смотрел что есть в продаже, но на Торнадовское барахло в Товарах для дома у меня как то не стоял, а даже на поддельный AGV денег нехватало. Так и катался как дурак. Свой первый шлем я купил не потому что подумал "а надо бы!" и не потому что стало действительно страшно за тот кисель который в черепной коробке плещиться, а потому что пришла пора регистрировать мотоцикл в ГАИ, а к ним без шлема как то неудобно. К тому же я к этому времени уже поимел опыт улепётывания от ГАЙцов. Проехав метров 300 в шлеме попал в аварию. Виноват, не потому что овца сама под колеса залезла когда я уже почти с нулевой скоростью катился, а потому что дурак, сунулся на дорогу когда к шлему еще не привык. Даже если ты в нем чувствуешь себя привосходно, как в семейках, всё равно он изменяет то что ты видишь, потому лучше покататься где то на площадке с минут 20 если это твой первый шлем (да даже если не первый, всё равно привыкнуть надо). И это не значит что ты сто пудово попадешь в аварию если будешь кататься только купив шлем, но береженого Б_г бережет. И понеслось...
Шлем. Сейчас я спрошу почему нужен шлем и 99% скажут, чтобы мозги было удобнее собирать после аварии, не отшкрябывать, а всё культурно, в мешочке. А вот и нет. С моей точки зрения шлем вообще офигенно полезная штука. Ты можешь выехать в одних трусах и шлеме, а можешь даже без трусов, но шлем должен быть полюбому. Во первых он экономит твои деньги (деньги это пиво и бензин, помни). Сейчас штраф для любителей русского кондиционера (без шлемака) стоит 500 рэ. Если раньше был 50 рэ и все забивали, то теперь лично мне дешевле его надеть. Второй вариант пригодности это ... животные. Не, не фига не собачки, а как раз те которые с крыльями и мелкие. Однажды колесил по гаражу и на 40 км/ч поймал майского жука. Приехал в гараж и хвастал как офигенно лапки жука отпечатались на моем лице. А сам думал что сотрясение. Жуки попадающие тупому байкеру в лицо как правило нафиг залепляют и гнут очки. Реально выбить глаз когда и очков нет. По мимо жуков еще летит в лицо всё что душе угодно. Как правило пыль и песок. Вплоть до свеклы в свекольный сезон когда они падают с груженых камазов. Поверьте, будет не приятно. Плюс дождь. Я когда еще был байкером-теоретиком думал что в дождь вообще ездить не буду. А потом как то случилось что дождь меня спрашивать не стал, а взял и пошел. На скорости в 100 км/ч каждая капелька превращаеться в иголку которая тебе тыкает в лицо. Удовольствие для истинных мазахистов (так же как и кататься под сотню во время дождя). В третьих конечно шлем это та ёмкость которая защищает голову. Реально бится головой об асфальт получалось только один раз. Но зато я оценил что значит шлем. На нём остались давольно не приятные зазубрины и стертости почти в милиметр. А теперь представь что голова на самом деле менее прочная, и ты своей любимой головой оттормаживаешься об асфальт хотя бы с 60км/ч. Думаю для чего тебе шлем ты уже понял....
Куртка. Я встречаю дофига модных байкеров в косухах. Такие брутальные дядьки в черной коже. От одного их вида у девок случаеться оргазм, а девы излечиваються от климакса. Вот только если задуматься то это не защита не фига. Конечно, любой такой мачо будет спорить с тобой до пены у рта. Простой тест, возьми напильник с зубьями по больше и ширкни им по куртке. Сто пудово на куртке останеться весьма смачная потёртость. А теперь представь что ты влетаешь на мото в машину. Мот втыкаеться в машину, потом ты в свободном полете и далее начинаешь резко сбавлять скорость своим телом по скользя по не очень мягкому асфальту. Пройдет секунда за которую ты сточешь куртку, поверь мне как падавшему не раз. А после куртки идет твоя маечка (если она конечно есть), и если она не из кевлара то пройдет много меньше секунды до того как стачиваться начнет твоя спина или руки или еще чего. Кожный покров стираеться очень легко, впрочем как и мясо. На теле остаються подобия язв. Аццкая хрень. Это только в детстве прикольно корки от болячек с коленок отдирать, а вот когда у тебя пол спины такое как то не очень будет. И болит это не фигово. А, кстати, забыл упомянуть, ты когда перелетел через машину и ударился об асфальт ты сломал себе руку в трех местах, ключицу и ребро. Тебе еще повезло, но боюсь что в этом сезоне тебе кататься уже не светит, а если скорая опаздает и ты куском кости ключицы перебьешь себе сонную артерию то кататься те вообще не светит. Но я об этом всём стал задумываться после. Убил меня другой случай. Парень ехал на мотоцикле практически с нулевой скоростью потому как подъезжал к светофору. Его резанула машина.Картина почти стандартная и ежедневная. Он упал с небольшой высоты на обочину. Острый камень повредил ему позвоночник. Парню повезло и теперь он учиться ходить заново, а мог бы быть прикованым к койке на всю оставшуюся. Я не боюсь умереть. Все мы когда нибудь умрём. Но я боюсь взглянуть в глаза своим родителям когда я буду лежать на койке и не смогу себе жопу подтереть. Но как говориться, баблосов была нема. Обычно на нужные вещи как раз денег и не хватает. Пошел к родителям, объяснил как я и чего хочу и для чего это надо. Привел красочных примеров пару штук, а тут как раз по телеку показывали мото спорт и пилот мотоgp перечислил сколько раз и какие кости он ломал. Через неделю я поехал в магазин за черепахой. Ага, за черепахой, а не за курткой. Дальше всё было счастливой случайностью. Черпеаха которая осталась в магазине имелась в наличии одной штуки и была размером таким что я через ворот пролетал со свистом. Комбезы я сразу отмел по причине дороговизны и не практичности для меня лично. Зато был вагон мото-курток. Мото-куртки по моему знанию деляться на два типа: кожанные и "матерчатые". Все мото куртки идут с защитой. Защита бывает разная. Чтобы не зажарится в такой куртке в ней есть специальная вентиляция. Но сейчас разговор не о том что лучше и что покупать или нет, а собственно нафига это всё надо. Нашел курточку своего размера и стал счастливым обладателем тканевой крутки для медленной езды (ибо защита мягкая, но в плечах, спине и локтях). Некоторые накупят вагон защиты и так не разу и не упадут. Я не из таких. Я из мазахистов. Через два дня после покупки я ехал с универа, прям с учебы, на байк-шоу. Маршрутка выдавила меня с моей полосы прям на рельсы. А еще дождичек прошел мелкий и рельсы были такие что и пешком то ноги переломаешь. Вообщем кувыркался я с мотиком с 60 км/ч до полный "приехали". В процессе кувыркания тогда я и приложился головой в шлеме, а еще приложился локтем об рельсы, потом плечом об асфальт и еще множество других кульбитов. Про шлем я уже рассказывал?... Ага. Так вот про мото-куртку. Мягкая, но всё же защита отработала на пять из пяти. Я встал, весь чумазый как колхозный работник после сбора урожая, но целый. Я упал смачно на локоть об рельсы, но у меня локоть даже не болел. Как впрочем и всё что защищал шлем и куртка. Как могло быть я уже писал выше. К слову, газелька маршрутки даже не притормозила чтобы посмотреть насколько сильно я разбился. Опять таки про куртку, я на ней прокатился весьма порядочно и отнюдь не по гладкому асфальту, в итоге она выдержала всю поездку, на ней небыло ни царапины, но появилась маааленькая дырочка размером с сигаретный прожег. Что было бы с косухой я думаю понятно.
Что есть помимо этого?
Мото-перчатки. Клёвая вещь, но ни разные. Чем хорошо. Конечно когда катишься по асфальту и тебе не ломает пальцы. Или когда лобовой удар и тебе пальцы не отрубает рычагом сцепления или тормоза. А еще одна фича. Такие перчатки не заменимы против курильщиков. То есть подходят к тебе в темном переулке, спрашивают закурить, и вот в этот момент жесткие пластиковые (или карбоновые) вставки на костяшках весьма весомый аргумент.
Мото-штаны. Не комбеньзон конечно, но весьма полезная штука. По мимо защиты на коленках есть еще защита бедра и копчика. Копчик эт понятно. Это чтобы только в старости начать ходить под себя, а не гараздо раньше. А вот защита бедра гораздо полезнее чем может казатся. Фигня в том что если ты падаешь и не успеваешь отделиться от мота, то мотак падает те прям на ногу и фиг куда денешься. Это уже не просто скольжение по асфальту до дыр, а метадичное стачивание твоих ног с нагрузкой кило в двести. Плюс приличный удар может сломать тебе берцовую кость. Я медик-любитель, но знаю что именно там находятся клетки которые вырабатывают кровь. Если жир попадает в эту костную структуру то жировая эмболия. Насколько помню это когда кровь закупоривает сосуды и абзац. Есть от этого лекарство, конечно же. Но не в России. Можешь сэкономить на мото штанах если у тебя есть родственники в Германии которые смогут выкупить редкое лекарство и в течении недели тебе его доставить. Полюбому штаны выйдут дешевле. Из своего опыта. Я положил аппарат на штаны. По крайней мере пока. Причина этому одна - дикий зверь, который передушил половину человечества, жаба. Ну и конечно же то что ты в таких штанах выглядишь как пи%ор. Я катаюсь в "кожаных". Это защита разве что от дождя. Зато ты в них всегда имеешь шанс скинуть пару тройку кило, потому что всегда потеешь.
Мото-боты. Вещь клевая. Однажды мой одноклубник вел колонну. Я ехал вторым. Всю дорогу терялся в догадках что за кульбиты время от времени он проделывает ногами. Как оказалось, это чудо шашлычной продукции в мини дальняк поехало в туфлях и всю дорогу вытряхиволо дождевую воду из них. Вот. Чтобы не быть смешным, и не загадить девушке ковер мокрыми носками (когда ты к ней приедешь) советую правильно подбирать обувь для катания. Из собственного опыта. Ехал ночью домой. Вез товарища вторым номером. Устал зверско, бывает со всеми. До дома (гаража), оставался один километр и я решил что доеду. Откровенно проморгал поворот и не снизил должным образом скорость. На мокром асфальте начала давольно резко тормозить чтобы уложиться в поворот. Как результат не продуманых действий я поймал сначала воблинг, а потом ритмический занос (мотоцикл по переменно начинает заносить в разные стороны). Задел километрах на сорока ногой по асфальту. Мне очень крупно повезло в том что я был в высоких ботинках с стальным стаканом сделаных из толстой кожи. Был бы в кроссовках или других тапках и ногу бы стесало с обувью. А так я получил мощный удар и в качестве напоминания, офигенную "зазубрину" на носке ботинка почти до металла. Но у меня просто очень хорошая обувь с защитой. Мото-обувь как правило сделана для мотаков и она по логике должна гораздо лучше защитить от всякой такой фигни.
Может я еще чего и забыл (например про черепахи), но в общем и в целом вот всё примерно так. Всегда найдеться какой нибудь умник и скажет что хороший экип стоит с пол мотоцикла. Будешь прав. Только опять таки личный опыт. Я купил себе на работу комбеньзон чтобы не пачкаться, купил распиратор чтобы не дышать пылью, а вот очки себе не купил. В итоге понадобилось работать болгаркой. Стружка попала в глаз. В итоге я купил себе на следующий день капли для глаз за 500 рублей. К слову, очки стоили 35 рублей. Конечно, знал бы где упасть - соломки бы подстелил. Жизнь штука такая. Ты можешь кататься в полном экипе, очень аккуратно водить, стараться подальше держаться от мудаков на дорогах, а потом пойти за хлебом из дома, пешком и попасть под асфальто-укладчик, ну или кирпич с крыши упадет, уж кому как повезет. Я за сезон серьезно падаю пока в среднем два раза. Оба раза я не пожалел что была защита. Даже мелкие падения с нулевой скоростью, а защита уже спасате от ссадин, в духе стоял, стоял, потом обернулся назад посмотреть и не удержал моц, вместе с ним на земле. Можно много привести и контр аргументов. Один товарищь катается половину лета без шлема. Мотивирует он свой поступок тем что в шлеме летом жарко и можно получить тепловой удар, и получить его большая вероятность чем попасть в аварию. А еще этот знакомый пьет за рулем. Но у него 4 мотоцикла и два вагона здоровья. Зато у нас есть мозги.
После такого монолога у девяноста процентов сразу сходу вопрос: "как быть?" Всё проще чем можно се представить. Если тебе ппц как дорога твоя жизнь то сиди дома и никуда не выходи. Молись чтобы не началась ядерная война. Если же ты живешь под лозунгом:"Ride hard. Die fast" то и забей на всё что выше. Видел я человека который на литровом спорте в майке и шортах на 250 км катался. А вот золотую сердину выбирает каждый сам для себя. Могу тут только свое мнение (опять таки) высказать.
Шлема. Они все разные и все такие красивые шо пепец. Начать с того что советский шлем типа "скорлупа" ты если постараешься то можешь найти практически на халяву. основная особенность этого шлема в том что у него аццко фиговая застежка, а еще, скорее всего, сотрясение которое ты получешь в любом случае. Его можно использовать разве что как отмазку от ментов. Есть импортные аналоги, но боюсь что они так же не защитят тебя от мух, камней и от поцелуев асфальта. Сразу за ними я бы поставил так называемую касту "городских" шлемов. Это как правило шлема с прозрачным забралом и так называемый flip-up. Первые очень удобны когда ты катаешься по городу, и иногда выезжаешь на дачу. Такие шлемаки очень любят владельцы чопперов. Но зажита от ветра на них почти никакая, а так же и от пыли с грязью (в дождь) собственно тоже никакая. Второй тип городского шлема это флип-ап. Иногда его называют модуляром (типа с умничал). Чем то он напоминает интеграл, полностью закрытый шлем, но у флип-апа открываеться стекло и еще и челюсть поднимается. Учение о револьверах нас учит:"Чем меньше в оружии деталей тем оно надежнее". Тут так же. По прочности такие шлемы уступают интегралам,но зато удобнее в обиходе. Особенно такие шлемы любят курильщики, потому что шлем снимать не надо чтобы покурить. Самые надежные на сегодня это интегралы. Полностью закрытый шлем в лучших традициях MotoGP. Интегралы почти на пол кило меньше весят чем флип-апы что существенно когда ты пилишь на мотоцикле в течении 5 часов к ряду. А еще у них любит запотевать стекло когда стоишь на долгоиграющем светофоре, но об этом позже.
Правильный шлем одевается исключительно на голову. Там, на голове, он не болтаеться ни по какой оси. Ни влево, ни вправо, вообще никуда. Если ты одел шлем и одел его на голову, застегунл, но при этом можешь засунуть палец чтобы почесать себе ухо то бери на размер меньше.
Теперь чуть чуть о цене. Самые дешевые шлемы как правило состоят из двух половинок (левая и правая). При аварии такие шлемы имеют свойство раскалываться и дальше ты скользишь лицом по асфальту. Особенно отличаються таким Беларуские шлема которые подделывают известные бренды. Нормальный шлем стоит не меньше 10% стоимости мотоцикла. Цена на шлемы зависит от бренда, от материала из котороговсё сделано, от системы вентеляции, от кучи фишек вроде незапотевающего стекла и от новизны модели. Самые дорогие шлемаки во время удара берут на себя всю нагрузку, распределяют полученую энергию по всему объему трескаясь, но не разлетаясь. Еще в них двойное или незапотевающее стекло с покрытием против царапин, прогрессивная система вентеляции (не меньше трех потоков), гипоалергенная подложка вынимающаяся для стирки, быстрая замена стекла, ну и сама скорлупа из карбона. Дороже наверное только шлем Валентино Росси.
Куртка. Бывает кожанная. Бывает тканевая. разница в материале и в примерно 2000 рублях. Кожа в принципе не промокает, но если промокнет, например если куртка перфорированая, то сохнет очень долго. Тканевая куртка обычно со специальным водооталкивающим покрытием или пропиткой. А сама ткань не реально прочная. Такая куртка может часа три под проливным дождем держаться, но даже если промокнет то быстро высохнет. Есть теплые куртки, если легкие, есть перфорированые (дышашие как памперс, но промокающие). Все куртки надо мерять как и шлемаки. Во всех куртках как правило защита в локтях, и плечах, и мягкая защита спины. От защиты не много толку если она на тебе болтаеться. Потому куртка должна сидеть плотно. В хороших куртках мягкая защита спины, типа туристической пенки, вынимаеться и в этот карман можно докупить по желанию жесткую. В хороших куртках на талии есть замочек которым можно пристегнуть штаны того же бренда. у меня куртка сзади длиннее чем спереди, потому когда в позе раком у меня спина надежно закрыта от окружающей среды.
Штаны. не разу не покупал - не знаю. кто купит - расскажете =) Заодно поржу )))
Перчатки. Когда то жаба задушила, а зря. Покатался я в "варежках без пальцев". В итоге под конец сезона, когда было уже холодно, об ручку сцепления обморозил пальцы так что кусок кожи оторвал. был бы в нормальных мото перчатках всё было бы нормально. Ну и ежу понятно что защиты рук у меня никакой. Когда будешь покупать перчатки, смотри на размер, но больше по ощущениям. Коажнные должны сидеть очень плотно, потому как кожа имеет свойство немного вытягиваться. Дорогие, хорошие перчатки имеют хорошую вентеляцию, а еще имеют жесткую защиту мизинца. Это важно если ты, как и я, болеешь асфальтной болезнью (асфальт к себе притягиваешь).
Мото-боты. Ты обувь когда нибудь выбирал? та же фигня. Только если ты маньяк полный и собираешья купить себе ботинки к спортивному мотоциклу, а не к чопперу и дорожнику, то тут еще смотри на защиту. На спорте если нога в не правильном положении в момент закладывания то ты имеешь шанс носком пошкрябать по асфальту. Это раз. В правильных спортивных ботах у тебя нога вообще как в колодке. Ходить в них почти не возможно, а только лишь немного двигать носком чтобы передачи щелкать. Ну и конечно же вентеляция. Больше дырок хороших и разных. Но желательно чтобы все воздухозаборники могли закрываться по желанию.
Если же тебе и этого мало и ты собираешься таранить фуры в дальнобое то тогда смотри еще себе и черепах. Под куртку с защитой стоит смотреть черепаху без защиты плечей и локтей. Жесткий панцирь должен надежно сидеть. Лучше если материал не тупая сеточка, а что то по прочнее. Защита спины, если она не для понта, не должна гнуться в неестественную для спины сторону. Тогда шанс сломать себе позвоночник гораздо меньше.
Вот. А теперь представь как ты закованый по самое не балуйся едешь по городу 30 км/ч на чоппере в защите всех цветов радуги и распугиваешь всех светоотражающими полосками и наклейками на одежде. Представил? посмеялся? ну и славно, а я спать. Потому что время 4:39, а мне в 8 вставать