[267x400]Первое увиденное мною произведение Гойи,- "Сон разума". В ту пору я был молод, взор мой был чист, сердце полно любовью и всякими тайнами.Чувственно помню, старую, толстую, книгу в коричневом, будто кожаном переплете, с немного потрескавшейся, но все же твердой корочкой, из под которой торчали пачканные клеем капроновые нитки, словно нижнее белье из-под наспех надетого плаща. Книга пахла стариной. Чердачный этот запах, сушеного дождя и соломы, всегда нравился мне, тем более обложка была коричневого цвета, а такие книги, мне казалось, всегда пахли как-то особенно, таинственно. Большие буквы, вдавленные в грубый кожзаменитель, когда-то были покрыты золотистой краской, а теперь порядком пообтерлись, и поэтому название книги можно было различить скорее на ощупь. Лион Фейхтвангер ГОЙЯ. Само это имя,- ГОЙЯ, всегда вызывало во мне трепет, и чувства неоднозначные, но доставал эту книгу с полки я по другой причине. На форзаце книги и была изображена та самая, мистическая сцена. Совы, летящие из темноты, крылатые твари с ужасными лицами и черный ветер, тревожный, но беззвучный. Название картины я узнал много позже, но до сих пор сохранил первое неописуемое словами впечатление от этой гравюры великого мастера. Нависший страх и беспомощное, бездумное, оцепенение, здесь все так тонко, так нервно, кажется вот, подними голову и страхи отступят в угол, но в глазах мутнеет, веки наливаются свинцом, и тебя снова скручивает в воронку шуршащего ужаса. Однажды я испытал это так явно, наглотавшись таблеток. Только все это детские страхи, корни старых деревьев,- кряхтят и стонут. Истинно, как сон разума рождает чудовищ***, мне вдруг напомнили совсем недавно. Книгу Лиона Фейхтвангера я так и не прочел, думаю однажды…