• Авторизация


К судебному процессу по поводу крушения Суперджета в Шереметьево 12-12-2020 17:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ФИЛИНТЕЛЛЕКТ Оригинальное сообщение

К судебному процессу по поводу крушения Суперджета в Шереметьево

Я более 20 лет занимался эксплуатацией и проектированием электроустановок и цепей управления, автоматики и релейных защит на постоянном токе напряжением 24-110-220В. В мои обязанности входило также обслуживание и проектирование систем молниезащиты зданий и сооружений в том числе находящихся во взрыво- и пожароопасных зонах. По военной специальности я штурман ВВС и несмотря на небольшой налет имею представление об электрических схемах самолетов, правда тридцатилетней давност,и поэтому случай катастрофы самолета Суперджет, связанной с ударом молнии в самолет, меня заинтересовал.

Больше года в прессе, на телевидении и в авиационных кругах идет обсуждение катастрофы и судьбы самолета и его пилота, насколько я могу понять основные упреки достаются в адрес пилота и разработчика самолета, причем как я могу понять никто ни словом (я ни разу не встречал такой информации) не затрагивает вопросы устройства молниезащиты на самолетах и последствий удара молнии в начиненный электроникой и кабельной продукцией самолет. Удары молнии в самолет случаются нередко и поскольку несчастные случаи и катастрофы по этой причине единичны следует ожидать, что молниезащиты в лайнерах проработаны достаточно надежно. Как правило для отвода потенциала молнии от точки попадания в самолет в точку стока заряда с корпуса в атмосферу используются большие по сечению металлоконструкции, металлические защитные проводники, и жилы силовых кабелей. Для отвода большого заряда в том числе статического электричества, конструкторы специально определяют главную шину заземления ГШЗ ,обходящую главные по условиям надежности и безопасности узлы самолета. Однако удары молнии могут приходиться и в точки, в которых растекание токов по конструкции может происходить и по жилам кабелей из-за незащищенности их защитными рукавами, покрытиями, имеющими металлическую связь с Главной шиной заземления. При протекании больших токов по жилам кабелей может происходить их повреждение или прогорание изоляции в зависимости от того, какой тип изоляции был применен разработчиком , что обнаруживается срабатыванием сигнализации о замыкании на "землю" (на металлические конструкции, подключенные к ГШЗ).

В нормальном режиме полета при работе небольших по мощности потребителей энергии занос повышенного потенциала через единичную точку замыкания не сказывается значительно на поведении самолета и позволяет экипажу разобраться в обстановке и принять какое-то решение по продолжению полета, тем более что в практике эксплуатации электроустановок постоянного тока случается, что место повреждения изоляции на кабеле "заплывает" - из-за особенностей изоляции сопротивление изоляции при небольших токах нагрузки на жилах самопроизвольно возрастает до величины, при которой прекращается работа сигнализации, а протекание по кабелю незначительных токов не вызывает бесконтрольной работы апаратуры, хотя повреждение продолжает сохраняться
Но когда самолет начинает посадку пилотам приходится оперировать различными электроприводами с большими токами нагрузки и в эти моменты заплывшее было повреждение изоляции вновь открывается, появляются замыкания на землю в одной или нескольких точках разных цепей и возникают обходные цепи, не отключаемые аппаратурой управления и защит, которые могут привести к самопроизвольному отключению или включению органов управления самолетом, в энергетике, то есть крупные токи начинают протекать через возникшую вновь перемычку совсем не в нужное время и не к тем потребителям, включения которых хотел пилот Это приводит ко случайному включению или отключению реле управления, защит и сигнализации в цепях оперативного тока. Именно это и происходило в кабине Суперджета при посадке самолета, когда пилот замечал неправильные действия аппаратуры, которые он пытался предотвратить "постоянным дерганием" ручек управления в кабине, пытаясь парировать непонятные возмущения. В результате самолет "плюхнулся" на ВПП и после повреждения топливных баков загорелся

Предположение, говорящее о непричастности пилота к катастрофе:
Разработчиком или позже эксплуатацией самолета ошибочно, не все подлежащие заземлению узлы, детали, металлические покрытия, части конструкции самолета были подсоединены к Главной шине Заземления в результате чего часть заряда молнии, ударившей в самолет, не ббыла сброшена в атмосферу оказалась "законсервированной" в силовых и контрольных кабелях, конструктивных элементах изолированных от ГЗШ и это помешало пилотам управлять самолетом в момент его максимального энергопотребления - при посадке
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник К судебному процессу по поводу крушения Суперджета в Шереметьево | ПИАР_дневников - PR дневников | Лента друзей ПИАР_дневников / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»