Бизнес с подругой
21-07-2005 17:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В один прекрасный день тебя посещает гениальная (ну, или почти гениальная) идея… Но здравый смысл подсказывает, что в одиночку идею не реализовать, а проект не осилить, нужны помощники.
Список кандидатов в соратники, как правило, ограничивается следующими лицами: муж или любимый, родители, подруги.
Что и говорить, практически любой супруг имеет не совсем верное представление о своей второй половине (не без нашего участия конечно, а то бы этот брак мог и не состояться). Мой просто ужаснулся, увидев добрую, милую, пугливую фею, с которой сочетался браком 5 лет назад, на работе в роли жесткого дельца с командным голосом. А круглосуточное взаимное мельканье перед глазами?
В глазах родителей мы стараемся быть примерными девочками. Наверняка они неприятно удивятся твоему умению флиртовать с налоговым инспектором или поставщиками для получения скидки. Во всяком случае, это получится не так виртуозно в присутствии папы или мамы.
Подумай: чья похвала, новая прическа, сброшенные килограммы и едкое замечание приободряют, заставляют действовать и совершенствоваться? Конечно, подружкины! Ведь кто, как не она, знает действительно твои слабые и сильные стороны.
Казалось бы, одни плюсы в пользу делового партнерства с подругой, но как быть с народной мудростью: «хочешь потерять друга - дай ему в долг». Ведь в случае совместной работы дело обстоит серьезнее: ты должна постоянно делиться не только деньгами, но и успехом, и признанием. Вопреки стандартным представлениям некоторые наши героини сохранили дружбу и успешно штурмуют профессиональные вершины.
Чтобы не потерпеть фиаско, как герои басни И. Крылова «Про лебедя, рака и щуку» или навеки не стать врагами, определитесь заранее в следующем:
1. Как будет оформлено ваше сотрудничество.
Конечно, лучше предварительно проконсультироваться с юристом.
Наиболее приемлемыми (меньше проблем с документооборотом и налогообложением) считаются два варианта:
А) Ты и подруга становитесь учредителями общества с ограниченной ответственностью.
Б) Каждая из Вас регистрируется в качестве частного предпринимателя. А впоследствии, между собой, заключаете договор о совместной деятельности.
2. Кто и чем будет заниматься.
Чем детальнее вы разделите обязанности сейчас, тем меньше вероятность возникновения конфликтов в будущем. При распределении руководствуйтесь девизом: «От каждого по способностям». Если в школе математика вызывала у тебя уныние, а о твоей логике муж, противно хихикая, снисходительно говорит: «женская», смело отдавай финансовый контроль подруге. Тем самым, себя спасешь от головной боли, а фирму от разорения.
3. Вопросы, решения по которым принимаются совместно.
Каждая из вас будет курировать свою сферу деятельности фирмы. И не имеет смысла отвлекать друг друга по текучке. Но есть вопросы, которые лучше решать сообща. Например: стоит ли брать кредит, как будет выглядеть годовая рекламная компания вашего предприятия и т.п. Также под совместный контроль возьмите все сделки на сумму, превышающую 10 000 рублей.
4. Порядок распределения доходов (поверь, они наверняка вскоре появятся)
Попробуйте поделить прибыль условно на три части: расчет с долгами, на жизнь, инвестиции в дело. Когда расправитесь с первым, не забудьте и про благотворительность.
Мои знакомые, Мила и Женя договорились, что четыре месяца продержатся без заработной платы, а все средства будут отправлять на погашение долгов. После расчета с кредиторами, они ежемесячно планируют оставлять в своем распоряжении 30%, остальное использовать на развитие бизнеса.
5. Что каждая из вас понимает под развитием бизнеса.
А теперь пофантазируйте и ответьте на вопрос: каким вы представляете свое дело через несколько лет и какова конечная цель всей этой затеи. Вполне возможно, что ваши с подругой ответы не совпадут. Может ты грезишь о сети фитнесс-клубов, а ей достаточно уютного спортивного зала с сауной, находящегося через квартал от дома.
6. Границы вмешательства ваших близких и родных в дела бизнеса. Как ни странно звучит, но близкие неосознанно могут сыграть роль вредителей вашей работе.
Наверняка семья подруги относится к тебе, как к родной дочери. Но это вовсе не дает им права отчитывать тебя в присутствии подчиненных или лезть с назойливыми советами. Тоже самое, касается и твоих близких.
7. Порядок ухода в отпуск, режим работы.
Не стоит уходить в отпуск на начальном этапе организации дела. Но все равно необходимо заранее обговорить его продолжительность. А также: со скольких будет начинаться ваш рабочий день, какие дни считаются выходными. И вообще, может имеет смысл появляться посменно?
8. Придумайте способ разрешения тупиковой ситуации, когда ни одна из вас не захочет уступать.
Вспомните героинь фильма «Сердцеедки», правда, там компаньонками являются мама и дочь. В спорном вопросе выигрывала покорившая сидящего рядом мужчину. Не обязательно прибегать к столь радикальному средству. Можно остановиться и на таком банальном способе принятия решений, как подбрасывание монеты: орел – решка.
Итак, ты все-таки решилась на работу с подругой? Тогда помни:
1. Не пытайся переделать подругу, подстроить под себя. Прими ее такой, какая есть.
Ты всегда подтрунивала над «быстротой» мысли подруги или раздражалась, видя ее нерешительность даже в выборе наряда на вечеринку? Избавь себя от разочарований, учти ее особенность и не жди оперативности принятия решений в работе.
2. Желательно, чтобы партнеры имели одинаковую или смежную специальности, и открывали дело по своему профессиональному профилю.
Вспоминаем песенку из к/ф «Красная шапочка»: «лучше все-таки делать то, что ты делать мастер». Статистика неумолима: успех сопутствует фирмам, основной вид деятельности которых совпадает со специальностью владельцев. Подумай, повару гораздо сподручнее открыть ресторан, а не автосервис.
Будет удобнее работать, если у вас с подругой аналогичные специальности. Как «художник художника» вам будет проще понять друг друга, выбрать единую концепцию развития бизнеса, да и просто совершенствовать свое мастерство.
3. Дружба - дружбой, а деньги врозь! Строго придерживайся предварительных договоренностей насчет распределения вознаграждений и прибыли, никаких поползновений в общую кассу!
Возникл соблазн попросить подругу выделить тебе сумму, больше ранее оговоренной? Если ситуация не катастрофическая, лучше от этого воздержаться. К катастрофическим ситуациям не относится горящая путевка или распродажа в любимом магазине.
4. Не зацикливайся на том, что ты работаешь и вкладываешь в дело больше, чем подруга. Практика показывает, что разделить поровну все обязанности не получится. И переработки одной из вас не избежать.
Скажи «СТОП!», как только начнешь представлять себя в роли Крошечки-Хаврошечки или на худой конец Золушки. И принимайся исправлять ситуацию. Вполне возможно, вы халатно отнеслись к п.2 наших рекомендаций (распределение обязанностей), а может просто устали. И поверь, иногда подруга испытывает аналогичные чувства.
5. Действительно форс-мажорными обстоятельствами могут стать рождение ребенка или замужество. Поэтому, если ваш совместный проект носит долгосрочный характер, необходима взаимозаменяемость. То же самое касается и очередного отпуска, выходных, командировок.
И не рассчитывай быстро вернуться в строй работающих мам. Жизнь внесет свои коррективы, например: вместо желаемой дочурки ты родишь 2-х очаровательных близнецов. И имей в виду, что любовь и энтузиазм бабушек имеет свойство улетучиваться, а найти няню, достойную твоего сокровища совсем не просто.
Скорее всего, замужество, даже одной из вас может повлиять на ход дел, например, потребовать изменение графика работы. Поздние чайпития и задержки на работе придется забыть. Хотя иногда не будет лишним подразнить мужа и заставить его понервничать.
6. Хорошо иметь знакомого, одинаково уважаемого обеими, который в случае спора способен справедливо рассудить или посоветовать.
Им может стать и институтский преподаватель, и общая подруга. Главное требование к арбитру – бесстрастность и не заинтересованность в исходе спора.
ИСТОРИИ.
История № 1, опыт совместной работы 2 года.
1. Татьяна – коммерческий директор
2. Наталья – коммерческий директор
Действительно не знаешь: где найдешь, где потеряешь! Татьяне до сих пор больно вспоминать о поступке мужа, оставившем глубокую рану в сердце на долгие годы. Все как в тумане: собрала вещи, забрала ребенка и уехала в другой город.
Увидев в газете объявление о свободной вакансии в коммерческий отдел одного издания, пошла устраиваться на работу. Там она и встретила подругу. Боль - вот, что их объединило. Обе на тот момент потеряли любимых и еще не оправились от этого. Супруг Натальи трагически погиб, а Татьяна не смогла простить измену.
Так они остались одни, с сыновьями на руках. По профессии наши героини - педагоги, на зарплату которых не реально, без посторонней помощи поднять ребенка. В 1999 году в стране была нестабильная экономическая ситуация. Цены постоянно росли, а размер заработной платы оставался на прежнем уровне. Перед девушками стал вопрос: как реализовать себя и удержаться на плаву.
Если для кого-то дружба начинается с улыбки, то началу сближения наших героинь поспособствовал сломавшийся каблук Наташи. «Я находилась в головном офисе и ждала представителя одной организации для подписания договора. Вдруг, звонит Наталья, просит одолжить обувь. Она сломала каблук ботинка, а встреча с важным клиентом уже назначена. Я конечно согласилась! Правда весь остаток рабочего времени провела, пряча ноги под столом. В итоге - два подписанных контракта на рекламу» - улыбаясь, вспоминает Таня.
Так Наташа и Таня начали совместную деятельность по развитию отдела. Рекламный бизнес только зарождался, и не все потенциальные клиенты спокойно принимали предложение наших услуг. «Отношение было, как к коробейникам, торгующим на улице и навязывающим свой товар. Бывало, доходило и до оскорблений» - рассказывает Татьяна. «Главная задача состояла в том, чтобы преодолеть недоверие руководителей, доказать экономическую целесообразность траты денег на размещение информации об их фирме» - говорит Наталья. Прошло некоторое время, прежде чем растущий класс предпринимателей поверил Остапу Бендеру и понял, что «реклама - двигатель торговли».
Сложности в работе возникали и из-за того, что профессиональной литературы еще не было и специалистов, с которыми можно проконсультироваться тоже.
Позднее появилось множество изданий на тему психологии, тренингов личностного роста. Но поначалу, в работе с клиентами им очень помогли нехитрые советы Карнеги. Они поставили акценты на следующие моменты в работе:
1. Для успешного развития рекламного отдела или агентства необходимо строго следить не только за своим внешним видом, но и обликом сотрудников.
2. Отличительной чертой характера рекламиста должна стать коммуникабельность.
3. К каждому клиенту надо относиться с искренней заинтересованностью в его успехе, а не исходя из расчета % за заключенный договор.
4. Прежде чем сделать предложение для рекламной компании изучите сегмент рынка, положение конкурентов, проблемы потенциального клиента.
Они удивляются, что за время работы между ними не возникло ни одной конфликтной ситуации. Вместе проводили и внерабочее время: даже съездили в отпуск. «На Наталью, я всегда могу положиться и не только в работе. Тогда я не имела своего жилья, и частенько приходилось переезжать с квартиры на квартиру. С одним из таких переездов Наталья обещала помочь. Накануне вечером она была приглашена на вечеринку. Вот так, рано утром, в шикарном длинном платье и на высоченных шпильках мы с ней таскали вещи с восьмого этажа» - вспоминает Таня.
«Главное в совместной работе - это честность. Не должно оставаться недоговорок, обид, каких-либо вопросов, надо сразу ставить точки над «и» - утверждают наши героини. Татьяна считает, что не всякая подруга будет хорошим компаньоном в бизнесе или коллегой.
Проработав два года, благодаря взаимной поддержке и упорному труду, они стали высококлассными специалистами в своем регионе. Постоянно поступали интересные деловые предложения, и каждый решил пойти своим путем, работать над отдельным проектом. Даже сейчас, когда бывшие сотрудники по сути дела являются конкурентами, они частенько обращаются за советом друг к другу.
Девочки рекомендуют придерживаться следующего правила:
Всегда помнить о том, что дружба это не повод для снисхождения и льгот по отношению друг к другу.
(Не злоупотребляйте доверием подруги! Ни о каких опозданиях, прогулах речи быть не может! )
История № 2
Татьяна, Елена – салон красоты
стаж совместной работы - 11 лет.
Если бы тринадцать лет назад Татьяне и Елене после их неудавшегося поступления на курс парикмахеров сказали, что в будущем их салон красоты станет одним из лучших, а они в качестве членов жюри будут оценивать начинающих специалистов, девочки бы просто горько улыбнулись в ответ. «Быстрый старт не всегда приводит к удачному финишу» - говорит Елена. От своей мечты они решили не отступать, пошли работать уборщицами в муниципальную парикмахерскую - это являлось единственным шансом в следующем году быть зачисленными вне конкурса в «Гор быткомбинат» (именно он в социалистические времена являлся кузницей кадров красоты). Аналогичный путь повторяли многие девочки без связей и средств. Как оказалось через год, труд наших героинь в качестве уборщиц был напрасным: льготу работающим отменили - брали всех желающих на коммерческой основе.
После окончания учебы Татьяне пришла идея открыть собственный салон, и она незамедлительно предложила объединить Елене свои силы и средства.
«Правда, салоном назвать нашу парикмахерскую трудно. Помещение арендовали в одной из гостиниц города. Мебель и оборудование принесли из дома. Единственным изыском являлся аквариум - мое давнее детское увлечение, который конфисковали у родных» - с улыбкой вспоминает Татьяна.
С привлечением клиентуры возникли проблемы: для рекламы не было средств, да и салон находился на периферии. Но выход был найден:
1. Нет денег на рекламу по местному телеканалу? Девочки предложили свои услуги в качестве визажистов и парикмахеров взамен на трансляцию ролика. Повезло, что центр регионального телевидения находился неподалеку.
2. По вечерам украшали своими объявлениями близлежащие дома и остановки общественного транспорта. И что интересно, там предлагались не только услуги парикмахера, но и приглашение на курсы «Домашний парикмахер», которые новоявленные бизнес-леди открыли при салоне. Ученицы становились постоянными клиентками, а полученное мастерство оттачивали на домочадцах.
3. Сделали самые низкие в городе цены на свои услуги. Что, в общем, было не трудно: работали вдвоем, а стирку принадлежностей, уборку и даже ремонт помещения осуществляли самостоятельно.
И народ пошел! Свой прорыв Татьяна объясняет тем, что они не жалели средств на обучение, постоянно ездили на курсы повышения квалификации, изучали новые техники стрижки и вступили в «Союз парикмахеров России».
Кроме текущих проблем возникали и конфликтные ситуации. Первая неувязка возникла в связи с декретом Елены. «Мое замужество и рождение ребенка оказались форс-мажорными обстоятельствами для бизнеса. Дело только развивалось. И Татьяне пришлось взять на себя повышенную нагрузку. Я постаралась как можно быстрее выйти на работу» - вспоминает Елена. В основном все конфликтные ситуации возникают в первый год работы - говорит Татьяна. И главное, в этот момент - правильно расставить приоритеты: понять, что в настоящее время важнее, собственные амбиции или общее дело.
Дело успешно развивалось, и девочки стали подумывать о приобретении собственного помещения в центре города. Копили не один год: отказывали себе в выходных, отпусках, новой одежде, даже пришлось продать личные авто, чтобы набрать нужную сумму. Но судьба еще раз проверила их на прочность. Нечистые на руку партнеры указали счет фирмы, подлежащей ликвидации, куда наши героини и перечислили средства за помещение. Их детище оказалось в подвешенном состоянии, всеобщая апатия овладела коллективом.
Но все, что случилось с ними, Татьяна и Елена считают закономерным: произошла переоценка ценностей, проверены в беде друзья.
«Судьба закрывает дверь, но обязательно открывает окно» - утверждает Татьяна.
Вопрос с размещением салона отпал: поступило предложение аренды на выгодных условиях.
За эти годы девочки не только обзавелись семьями, но и расширили бизнес: штат работников увеличился до 16 человек.
После всего происшедшего, Татьяна и Елена с уверенностью смотрят в будущее и понимают, что им под силу многое, когда они вместе!
Татьяна и Елена считают, что конфликты и споры не всегда носят негативный характер и даже необходимы для развития бизнеса. Они советуют начинающим:
Учиться договариваться при возникновении спора, если аргументы обоих сторон довольно убедительны, уступать по очереди. Сегодня уступаешь ты, в другой раз – я.
У нас было разное видение дизайнерского оформления салона, причем оба варианта оказались достаточно интересными. Я решила уступить, с условием безоговорочной капитуляции Елены в следующем споре - вспоминает Татьяна.
История 3, печальная. Лилия Насыбуллина - руководитель коммерческой фирмы,
У Лили всегда портится настроение, когда, просматривая альбом, она натыкается на фотографии Лены. А их за семь лет дружбы накопилось немало.
Еще с детства Лилиным идеалом являлись уверенные, деловые женщины. Она не была дочерью богатых родителей и начала трудовую деятельность, еще учась на дневном, в Академии Культуры. После окончания учебы, им с подругой Леной предстоял нелегкий выбор дальнейших действий. Путь к независимости они видели в организации собственного дела. Как-то сидя в кафе за чашкой зеленого чая, было принято решение: создать фирму, заняться коммерцией.
Надо сказать, что, начиная работать, девочки были полными «чайниками» и частенько, принимая решение, действовали интуитивно. Но этим и отличается молодость от зрелости: многое удается сгоряча, просто везет.
Составили бизнес-план, просчитали затраты и началось… «На оформление разрешительной документации ушло гораздо больше времени, чем мы рассчитывали. На привлечение специалиста, для более быстрого продвижения, не было лишних средств. Так как я взялась за сбор необходимых подписей, Лене попросту нечего было делать» - вспоминает Лиля. В отличие от подруги, Лиля вставала на рассвете и возвращалась домой лишь заполночь.
Лиля говорит, что трудности охладили первоначальный запал и привели к депрессии, легкому разочарованию, которые быстро испарились, как только документы были подписаны.
Единственным вопросом, по которому у подруг не возникло ни одного разногласия стал дизайн офиса, где они разместили свою фирму.
Основной доход составляла разница в стоимости товара, который реализовывался партиями по торговым точкам. Их фирма стала представителем торговой компании в регионе. Что в принципе, для начинающих нетрудно:
1. Множество компаний выходит на рынки субъектов России, и кто-то должен представлять их продукцию.
2. Главное - изучить спрос по данному ассортименту, провести сравнительный анализ цен аналогичных товаров.
3. Частенько объявления о предложении сотрудничества размещаются в газете «Из рук в руки» или интернете.
4. Если вы знаете, что продукция какого-либо производителя не представлена в Вашем городе, можете напрямую связаться с ним самостоятельно и узнать условия сотрудничества.
Но не финансовые трудности и внешние факторы стали причиной ссоры. Главная ошибка, по мнению Лилии - отсутствие четких предварительных договоренностей. Компаньонки думали, что по ходу дела они разберутся и определятся в возникающими вопросами.. Большой проблемой оказалось распределение обязанностей и инфантильность подруги. Лилия делала практически все – начиная от организации презентаций, рекламных компаний, набором персонала и заканчивая поиском средств, для дальнейшего финансирования.
Ко всему прочему, Лена могла себе позволить прогул или опоздание без объяснения причин. Доходы же, делились пополам. Лиле было очень обидно. Конфликты на этой почве начались уже в первые три месяца работы.
Окончательный разрыв произошел по прошествии полугода с момента начала их деятельности. У Лили завязался роман с одним из клиентов. Она счастлива, что встретила Александра - он стал не только любимым человеком, но и близким другом, на которого всегда можно положиться. А Лена начала отдаляться не только от работы, но и от подруги. Периодически закатывая сцены ревности. Это и стало последней каплей.
Сейчас Лилия ведет дело одна, налажены устойчивые связи. Скорее всего, не начни они общий бизнес, так и остались бы подругами.
И в отличие от предыдущих героинь у Лилии позиция диаметрально противоположная - она уверена, что совмещать дружбу и работу не надо. Можно лишиться всего.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote