Броневик "Враг капиталу"
[показать]
Люблю перечитывать Шкловского.
Как пристяжные въезжают в калитку, а коренник в ворота.
Как броневики стоят "кругом" возле Адмиралтейства, перекрывая дороги к вокзалам.
И меня занимает вопрос, не он ли тот броневичок к Финляндскому вокзалу подогнал? И кто свинтил с тех броневиков карбюраторы, а он все же "соски" эти отыскала. Вот и встали "кругом" под Адмиралтейской иглой.
И уже не очень волнует, как сделан "Дон Кихот". Бог с этой книгой, которую Достоевский положит в оправдание всего, "когда небо свернется как пергамент".
Об этом бронивичке можно еще здесь почитать:
http://www.autogazeta.com/index.phtml?n=399&r=145&a=11177
И хороший сайт, где можно на броневички посмотреть:
http://denisovets.narod.ru/brone/bronepages/faim.html
ФАИ-М
[показать]
К 1939 году большая часть ФАИ, находившихся в войсках, были сильно изношены в результате длительной эксплуатации. Запасных частей для ремонта также не хватало - ГАЗ-А был снят с производства в 1935 году. Выход из создавшегося положения был найден путем перестановки броневого корпуса ФАИ па шасси ГАЗ-М1. Впервые подобную операцию провели на рембазе №6 в 1938 году. В ноябре 1938 - январе 1939 года такой броневик, получивший обозначение ФАИ-М, прошел испытания на НИИ БТ полигоне в подмосковной Кубинке.
Бронекорпус с шасси ГАЗ-А был переставлен на шасси М-1 с усиленной накладками передней осью. Так как длина рамы М-1 была значительно больше длины броневого корпуса ФАИ, то задняя часть рамы и бензобак забронировали дополнительными листами, приваренными к заднему броневому листу корпуса. Всего на испытаниях ФАИ-М прошел 3180 километров по шоссе и проселочным дорогам. Несмотря на то, что боевая масса машины увеличилась и достигла 2280 кг, благодаря более мощному двигателю динамические качества даже несколько выросли. Например, максимальная скорость по асфальтовому шоссе составляла 83,1 км/ч
В течение 1939 года были заменены шасси на части ФАИ, а также сданы новые ФАИ-М, сделанные с применением примерно 300 кузовов ФАИ, скопившихся на Ижорском заводе вследствие снятия с производства ГАЗ-А.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля ФАИ-М соответствуют характеристикам ФАИ за исключением мощности двигателя (50 л.с.), максимальной скорости (90 км/ч) и запаса хода (250-315 км).
До недавнего времени считалось, что от многочисленных ФАИ сохранился лишь разбитый бронекорпус в Музее Войска Польского в Варшаве. Однако, "Военно-историческим клубом РККА" недавно был восстановлен ФАИ-М (на фото вверху). Базой для реконструкции послужил подлинный бронекорпус ФАИ-М и часть агрегатов, извлеченные поисковой группой "Клуба РККА" из болота в Новгородской области зимой 1992 года, а так же подлинное шасси автомобиля М-1. Таким образом, группа энтузиастов проделала ту же работу, что и конструкторы Ижорского завода 64 года назад.
Комментарии к чертежам:
"Чертежи были выполнены с использованием обмеров подлинного бронекорнуса ФАИ-М, любезно предоставленного для этой цели военно-историческим клубом "РККА" (их электронный адрес:
www.rkka.msk.ru). К сожалению, интерьер машины практически не сохранился, поэтому сейчас проблематично его достоверно воспроизвести в чертежах или на модели. В процессе восстановления машины были заново изготовлены двери боевого отделения - они отличаются от оригинальных. Правильные двери - на чертеже. На ФАИ-М от "РККА" установлен кронштейн звукового сигнала на левом борту. Причем, установлен не в ходе реставрации, а еще "при жизни" машины. Такой способ установки "гудка" уникален и не встречается больше ни на одной из известных архивных фотографий ФАИ-М. Возможно, как это, так и другие подобные мелкие отличия разных машин данного типа объясняются тем, что ФАИ-М модернизировались непосредственно рембазами воинских частей, а не строились серийно на заводе. Конечно, из центра рассылались руководства по такой переделке (объемом около 5 страниц), но все же, все же...
На фотографиях ФАИ, ФАИ-М, БА-3 и БА-6 встречаются два типа боковых люков для доступа к двигателю - складной двустворчатый и одностворчатый (на чертеже). В первом случае замки верхнего капота двигателя размещались на передних наклонных бронелистах (как на БА-6 в М-Хобби №3/99), а во втором - по бокам, и их барашковые гайки служили одновременно фиксаторами открытого положения бортовых люков, имевших для этой цели специальные кронштейны (так на чертеже).
Корпуса ФАИ и ФАИ-М, естественно, идентичны, но для установки на шасси "эмки" приходилось заменять нижние треугольные бронелисты для сопряжения с автомобильной рамой иной конфигурации и ширины. Новые листы устанавливались на заклепках под более пологим углом к бортам корпуса. На заклепках же, при помощи уголковых накладок, пристыковывался и защищавший заднюю часть рамы и бензобак "хвост". На одном только опытном ФАИ-М вышеупомянутые бронедетали были приварены, в войсках же была доступнее технология клепки.
Обратите внимание на асимметричное расположение задней смотровой щели в башне и пулестойкой гайки на бронеколпаке башенного люка (она была смещена к корме на 20 мм).
ФАИ-М ездили на обычной "эмовской" резине 7,00-16" с шоссейным рисунком протектора. В зависимости от времени выпуска партии шин, на них была надпись или "Ярославский резинокомбинат", или "Ярославский шинный завод". Применялись и так называемые "шины ГК" с наполнителем из губчатой резины. Колеса с ГК внешне отличались лишь отсутствием ниппелей для подкачивания камеры. На колесных дисках у ГАЗ-М1 были декоративные колпаки. На некоторых фотографиях броневиков колпаки видны, но в основном обходились без них - удерживались они на диске пружинящими пластинками, и достаточно было пару раз "приложиться" боковиной колеса об "элементы рельефа дороги", чтобы этих выступающих за габариты деталей лишиться. Да и колесо удобнее снимать-ставить без колпаков.
Передние фонарики "эмки" (не считайте их поворотниками, в те времена "об этих глупостях" не помышляли - они выполняли, преимущественно, декоративную функцию) и правый стоп-сигнал на строевых броневиках отсутствовали.
Ящик для мелкого инструмента был, как правило, один - на левой подножке. Но это отнюдь не догма - ездили ФАИ-М и с зеркальным его расположением, и вообще с двумя... Из шанцевого инструмента снаружи предполагалось возить лопату, топор и лом. Лопата лежала по диагонали на "хвосте", топор и лом теоретически (и на опытном ФАИ-М) крепились к заднему бронелисту, аналогично тому, как это делалось на обычном ФАИ. У ФАИ-М там тоже есть некие скобочки, но вот как к ним могли бы что привязать, мне не ясно. Разве веревочками... Похоже, и в 40-е годы этот вопрос у кого-то возникал - ни на одной фотографии топора с ломом не видать."
М.Барятинский
[показать]